Компания «Белый ветер» работает на рынке российского цифрового и компьютерного ритейла более 15 лет. В свое время компания одной из первых открыла в России специализированные магазины электроники мирового уровня. В «Белом ветре» впервые в отрасли были апробированы такие методы торговли, как торговля по предварительным заказам, продажи по телефону и через Интернет. В 2004 году торговая сеть «Белый ветер» провела серьезные изменения в своей работе. Было изменено рыночное позиционирование (специализированные компьютерные магазины превратились в цифровые), существенно расширен ассортимент предлагаемых товаров (добавилась потребительская электроника, увеличен выбор портативных цифровых устройств), проведен ребрендинг сети. Именно в это время название торговой сети стало звучать как «Белый Ветер «Цифровой».
С момента ребрендинга торговая сеть начала и региональное развитие. В 2005 году был разработан «Стратегический план развития сети «Белый Ветер «Цифровой». В данную стратегию изначально были заложены цифры, сколько магазинов нужно открыть компании в каждом российском регионе до 2011 года. «Толчком для начала региональной экспансии стало осознание того, что большую компанию нельзя вырастить в Москве, поскольку даже самый крупный город все равно имеет свои пределы. Отметим, что к столичному рынку компания территориально относит и всю Московскую область», - говорит директор по маркетингу торговой сети «Белый Ветер «Цифровой» Максим Захир. Программа регионального развития предусматривает открытие магазинов разного формата. Напомним, что у компании «Белый Ветер «Цифровой» существует несколько форматов торговых точек. Это, например, «Твой «Цифровой бутик» площадью 200-300 кв. м , «Твой «Цифровой магазин» площадью до 1 тыс. кв.м, ««Цифровой супермаркет» площадью от 1 тыс. кв. м».
Фактически региональное развитие «Белый Ветер «Цифровой» начал в декабре 2005 года, открыв магазин в городе Ярославле. «Для нас Ярославль стал первым опытом региональной торговли. Конечно, на начальном этапе были определенные сомнения. Многие розничные сети предпринимали шаги для завоевания регионов и потерпели неудачу. Поэтому к выбору Ярославля мы подошли тщательно – оценивался уровень развития региона, покупательская активность, наличие конкурентов, торговой недвижимости и многое другое. Расчеты оказались верны, что и подтвердили результаты продаж», - отмечал после нескольких недель работы магазина директор по розничным продажам «Белый Ветер «Цифровой» Андрей Клейменов.
Далее, в течение 2006-2007 годов, компания пришла в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Самару, Калугу, Казань, Набережные Челны. «Перечень городов, которые необходимо охватить, был изначально заложен в стратегическом плане развития сети, а последовательность появления магазинов в тех или иных городах зависела от наличия подходящих предложений на рынке недвижимости», - рассказывает Максим Захир. Скорость развития сети в каждом из городов зависит от наличия в нем свободных площадей и от конкурентной среды.
В числе новых городов, охваченных компанией за несколько последних месяцев 2007 года – Самара. Здесь «Белый Ветер «Цифровой» впервые открыл магазин 10 августа, второй – 29 октября. Руководство торговой сети «Белый Ветер «Цифровой» рассматривает Самару как один из наиболее привлекательных городов для развития сети. В перспективе на 2007-2008 годы намечено открытие еще трех магазинов в черте города.
В Московской области новым для компании городом стал Сергиев Посад, где первый магазин открылся в октябре 2007 года.
В ноябре 2007 года компания пришла в Сибирь, открыв 2 магазина в Новосибирске. Объем инвестиций, которые компания вкладывает в развитие сети в этом городе, составит порядка $1,5 млн. «Решение о выходе сети на Новосибирский рынок было обусловлено целым рядом факторов, среди которых высокий уровень дохода и покупательской способности населения и наличие в городе достаточно развитой инфраструктуры современных торговых центров. Кроме того, несмотря на присутствие в Новосибирске конкурирующих между собой местных и федеральных специализированных сетей (компьютерных магазинов, салонов сотовой связи и т.п.), здесь отсутствуют магазины, соответствующие мировым стандартам цифрового ритейла. Поэтому мы уверены в успехе наших магазинов», - говорит генеральный директор компании «Белый Ветер «Цифровой» Илья Тимченко. Дальнейшая экспансия компании в Сибири затронет Омск, Томск, Барнаул и другие крупные и значимые города региона.
Кроме магазинов в Новосибирске, в ноябре 2007 года «Белый Ветер «Цифровой» открыл 2 магазина в Москве, и 1 в Ростове-на-Дону.
Таким образом, сегодня торговая сеть насчитывает уже 59 магазинов. Все новые магазины сети выполнены в традиционном формате розничной сети и в соответствии с концепцией Digital Lifestyle. В магазинах представлен полный комплекс товаров и услуг, связанных с цифровой техникой и потребительской электроникой. Среди услуг – настройка любых видов цифровых устройств, продажа в кредит, поставка эксклюзивных моделей на заказ, VIP-обслуживание и корпоративный сервис. Московские и региональные магазины, согласно принципиальной позиции компании, ничем не отличаются по таким параметрам, как ассортимент товаров, экстерьерные и интерьерные решения, стандарты обслуживания. «Торговая сеть «Белый Ветер «Цифровой» динамично и активно развивается. Мы не скрываем своих амбициозных планов поддерживать лидерские позиции на рынке цифрового ритейла в России. Ассортимент большинства продавцов электроники, где цифровая техника является только сопутствующим товаром, составляет лишь 30-40% от всей представленной в сети «Белый Ветер «Цифровой» продукции. Мы продаем все новинки цифрового рынка», - комментирует Илья Тимченко.
В декабре 2007 года ожидается открытие 3 новых магазинов в Москве и одного в Нижнекамске. На 2008 год также существуют планы региональной экспансии, но они пока не раскрываются. «Все регионы для нас одинаково важны – нас интересует равномерность развития сети», - говорит Максим Захир. Согласно замыслам компании, до подведения итогов программы регионального развития в 2011 году сеть должна вырасти еще примерно в 3 раза.
Максим Захир рассказал, что в общей сложности в компании сейчас работают порядка 1,6 тыс. человек, в том числе в регионах - порядка 600. «В каждом городе есть свои особенности кадровой ситуации, а в остальном принципы работы компании практически не имеют каких-либо специфических особенностей. Доля региональных продаж в общем объеме продаж компании сейчас - 35-40%».
Для ускорения темпов развития сети в июле 2007 года компания «Белый Ветер «Цифровой» привлекла инвестиционных партнеров. Ими стали: компания DOMO, управляющая одноименной торговой сетью бытовой техники и электроники, и фонд прямых инвестиций Volga River One Capital Partners L.P., рассматривающий ритейл в качестве одного из стратегических секторов для инвестирования (см. новость от 4 июля 2007 г.). По мнению менеджеров «Белый Ветер «Цифровой», результаты этого сотрудничества подводить еще рано. Что касается привлечения местных игроков региональных рынков для непосредственного участия в открытии новых магазинов, например, по договорам франчайзинга, то такие формы компания не использует.
Отметим, что «Белый Ветер «Цифровой» заключил несколько соглашений о сотрудничестве с банками, в рамках которых банки осуществляют потребительское кредитование покупателей торговой сети. Самые крупные и них – «Русский стандарт» и «Альфа Банк». В мае 2007 года в этом перечне появился «Кредит Европа Банк» - его кредитные офисы с банковскими представителями открылись в 8 магазинах торговой сети в Москве. Потребителям было предложено несколько кредитных программ. «Белый Ветер «Цифровой» рассматривает еще несколько банков в качестве потенциальных партнеров. Кредитные программы работают во всех магазинах сети, но количество кредитных программ зависит от региона.
Напомним, что на российском рынке действует еще несколько игроков в области компьютерной розницы, которые развивают федеральные сети – это «СтартМастер» (см. новость от 24 июля 2007 г.), «Ультра Компьютер» (см. новость дайджеста от 17 июля 2007 г.), «Полярис» и т.д. Кроме того, не сбавляют обороты и сети, торгующие также бытовой электроникой, например, «Техносила» (см. новость от 12 ноября 2007 г.).