Компания «ФОРС - Центр разработки» была создана в 1991 году группой сотрудников Российской Академии наук, выполнивших первый проект с использованием технологий Oracle еще в 1983 году. На сегодняшний день «ФОРС» имеет филиалы в Петербурге, Вятке и других городах, и является одним из крупнейших российских разработчиков корпоративных информационных систем. «ФОРС - Центр разработки» имеет наивысший статус партнерства (Certified Advantage Partner) корпорации Oracle, является официальным дистрибутором (Oracle Value Added Distributor) и сертифицированным партнером по комплексу бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. Компания предлагает полный комплекс ИТ-услуг, включая исследования, разработку и внедрение как универсальных, так и специализированных решений, применяемых практически во всех сегментах рынка, оказывает консалтинговые услуги в области моделирования бизнес-процессов, осуществляет внедрение бизнес-приложений Oracle E-Business Suite.
Аналитические инструменты Oracle входят в пакет базовых технологий, которыми «ФОРС» занимается с момента своего создания. Технологии BI позволяют проводить анализ данных, накапливаемых в процессе операционной деятельности и преобразовывать их в информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
До 2006 года при решении задач анализа и отчетности использовались традиционные инструменты - для создания и публикации форматированных отчетов Oracle Reports, а для получения произвольных отчетов, формирования нерегламентированных запросов и анализа данных - Oracle Discoverer. С 2006 г. в связи с поглощением корпорацией Oracle компании Siebel и расширением базовой функциональности предлагаемых решений, была создана новая продуктовая линейка Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition. C тех пор это – главный набор аналитических инструментов, предлагаемых Oracle.
В 2006 году компания «ФОРС» получила статус Центра компетенции Oracle по направлению Oracle Fusion Middleware: Business Intelligence and Data Warehousing. Сегодня Центр компетенции предоставляет такие услуги, как оказание бесплатных консультаций по продуктам и технологиям Oracle Fusion Middleware, тестирование и демонстрация возможностей новых средств Oracle Business Intelligence Enterprise Edition на информационных массивах заказчика, тестирование и экспертная оценка прикладных решений заказчика на собственном демо-стенде, обучение продуктам и технологиям Oracle в авторизованном учебно-консультационном центре ФОРС, сертификация ИТ-специалистов.
В последнее время спрос на инструменты BI значительно вырос, что объясняется, по мнению руководителя отдела аналитических технологий компании «ФОРС – Центр разработки» Татьяны Лякишевой, более высоким уровнем конкуренции в ряде отраслей. Это, в свою очередь, обуславливает потребность заказчиков глубже понимать рыночные процессы и механизмы, прогнозировать поведение конкурентов и потребителей, снижать риски и укреплять свое положение на рынке. В связи с возросшим спросом на подобные продукты, в 2006 году было принято решение о выделении данного направления деятельности «ФОРС» в отдельное подразделение. В результате, стало возможным сконцентрировать ресурсы и предложить заказчику более широкий спектр услуг по средствам аналитики.
В настоящее время «ФОРС - Центр разработки» реализует свои проекты на базе современных технологий корпорации Oracle: сервера баз данных Oracle и продуктовой линейки Oracle Business Intelligence Suite. Средства анализа и отчетности, поставляемые Oracle, охватывают весь спектр аналитических задач и сегодня поставляются в трех редакциях. Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus представляет собой наиболее полный набор инструментов для бизнес-анализа и составления отчетности. В этом пакете объединены и интегрированы лучшие программные решения, исторически создававшиеся в компаниях Oracle, Siebel и Hyperion. Oracle Business Intelligence Suite Standard Edition One – «бюджетная» версия Oracle BI Suite Enterprise Edition Plus для среднего и малого бизнеса, включающая основные инструменты для построения в компании законченного аналитического решения. Oracle Business Intelligence Standard Edition – «традиционная» аналитическая платформа Oracle. Сегодня направлением Oracle Business Intelligence в ФОРС занимаются около 10 специалистов, которые, по мере появления новых продуктов, проходят дополнительное обучение.
В Центре компетенции развернут демо-стенд, включающий в себя такие продукты, как Oracle Business Intelligence Suite Enterprise Edition Plus, Oracle Business Intelligence Standard Edition One и Oracle Business Intelligence Standard Edition. Кроме того, здесь демонстрируются возможности преднастроенных средств бизнес-анализа и управления эффективностью бизнеса (CPM) приложений Oracle - Oracle Business Intelligence Applications по направлениям Sales Analytics, Service & Contact Center Analytics, Marketing Analytics, Financial Analytics, Supply Chain Analytics и Workforce Analytics, Financial Performance Management Applications по направлениям Hyperion Financial Management, Hyperion Planning, Hyperion Performance Scorecard и Hyperion Strategic Finance, а также приложений Oracle Balanced Scorecard, Oracle Sales Analyzer и Oracle Financial Analyzer.
В конце 2007 года «ФОРС» начал несколько новых инициатив по продвижению Oracle Business Intelligence. Так, с начала ноября 2007 года компания запустила новый сервис - онлайн-стенд. Для получения доступа к нему необходимо пройти регистрацию, после чего можно провести виртуальное знакомство с Oracle BI и пройти интерактивный урок по Oracle BI. Кроме того, для того чтобы каждый желающий имел возможность получить представление о том, что такое Oracle BI и как нужно использовать инструменты Oracle BI, на корпоративном портале «ФОРС» был создан специальный сайт bi.fors.ru. Он был запущен в середине ноября 2007 года. По мнению специалистов компании, оценивать эффективность нововведений еще рано, и основная задача в этом ключе сейчас – информировать о наличии таких ресурсов потенциальных заказчиков.
Еще одно новое направление – проведение семинаров по данной тематике. Первый из них, по технологиям для построения хранилищ данных и аналитических систем на платформе Oracle Business Intelligence, состоялся 29 ноября при поддержке представительства корпорации Oracle в России и странах СНГ и представительства компании Sun Microsystems в СНГ (см. новость дайджеста от 30 ноября 2007 г.). «Мы планируем проводить такие семинары прежде всего в Москве. Их целевая аудитория - аналитики, ИТ-специалисты, консультанты, программисты, руководители среднего и высшего звена», - поясняет Татьяна Лякишева.
«Средства BI развивались от простейших инструментов отчетности над оперативными системами до современных высокотехнологичных корпоративных аналитических платформ. Это комплексные решения, в которых задействованы различные технологии: специальные возможности баз данных для обработки больших и очень больших информационных массивов, средства очистки и повышения качества данных, механизмы специальной аналитической обработки данных – OLAP и Data Mining, и, наконец – весь спектр инструментов интерактивного анализа и представления информации пользователям, включая средства отчетности, формирования и исполнения запросов, многомерного оперативного анализа, мониторинга бизнес-активности, автоматических рассылок и уведомлений, «мобильной аналитики», принятия решений в реальном времени и другие. Очень важно, чтобы все инструменты были технологически совместимы между собой и опирались на единое логическое описание предметной области – так называемый, слой метаданных. Это позволяет сократить до минимума затраты на интеграцию, что осуществимо в том случае, когда система строится на основе решений и технологий одного производителя», - рассказывает Татьяна Лякишева.
Сейчас в активе компании «ФОРС - десятки реализованных проектов по построению хранилищ данных и аналитических систем для крупного и среднего бизнеса, государственных и муниципальных структур. Среди клиентов «ФОРСа» такие имена как Федеральная таможенная служба РФ, Федеральная служба РФ по контролю за незаконным оборотом наркотиков, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, ОАО «ЛУКойл», ОАО «КапиталЪ-Страхование», некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы» и ряд других.
Отвечая на вопрос о специфике работы по внедрению Oracle Business Intelligence, Татьяна Лякишева рассказала, что, во-первых, BI-проекты не должны быть растянуты, им показаны сжатые сроки. Раньше «ФОРС» делал большие проекты по хранилищам, чья реализация занимала год и более. «Но за это время бизнес меняется очень заметно, и задумки теряют актуальность. В начале проводится небольшое обследование, чтобы понять, какая информация хранится, где, в какой форме, какими могут быть необходимые клиенту информационные разрезы, на это уходят недели. За следующие полгода желательно сдать первую очередь хранилища. В него попадет не вся, а лишь фиксированная часть корпоративной информации, и не от всех подразделений, а лишь от некоторых из них. Первый этап желательно не затягивать, поэтому нужно поставить задачу, которую реально решить в выбранные сроки. Когда задачи первой очереди решены, дальнейший план делается по схеме: каждые три месяца – результат», - говорит она. По наблюдениям «ФОРС», это самая удачная для обеих сторон модель, но она требует понимания и поддержки со стороны заказчика.
Отметим, что «ФОРС» также является сертифицированным Oracle Центром компетенции по направлениям Oracle Fusion Middleware: Portal и Grid and Consolidation. «ФОРС» активно участвует и в других проектах Oraclе. Например, недавно эта корпорация совместно с «ФОРС» и еще одним партнером - Fujitsu Siemens Computers - открыла в Москве «Технологический центр Oracle по работе с компаниями-разработчиками». Миграционный центр будет предоставлять разработчикам ПО консалтинговую помощь для переноса решений и адаптации разработок под технологии Oracle на бесплатной основе. Он создан для партнеров - разработчиков ПО из стран СНГ и Восточной Европы, являясь первой подобной русскоязычной инициативой (см. новость от 2 ноября 2007 г.).