Итоги дистрибутора. OCS подсчитала 2007-й

Компания OCS, входящая в «Национальную компьютерную корпорацию», подвела итоги за 2007 год. Основными тенденциями развития на этот период стали укрепление позиций на рынке широкопрофильной ИТ-дистрибуции, региональное развитие и усиление работы с розничными сетями.

Компания OCS, входящая в состав «Национальной компьютерной корпорации» (НКК), основана в 1994 году. Основными направлениями деятельности компании являются дистрибуция компьютерной техники, телекоммуникационного, периферийного, пассивного, сетевого оборудования, компонентов, систем хранения данных и инфраструктурного программного обеспечения. В настоящий момент у компании 19 офисов на территории России – в Москве, Петербурге, Новосибирске, Челябинске, Воронеже, Уфе, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге и других крупных городах. OCS фокусируется на проектной и прямой дистрибуции, работе с системными интеграторами, специализированными розничными сетями и поставщиками для корпоративного рынка. Партнерами OCS являются более 6 тыс. компаний России. Среди вендоров-партнеров OCS такие компании, как 3Com, AMD, AMP, APC, Aquarius, ASUS, Avaya, Cisco Systems, D-Link, EMC, Fujitsu Siemens Computers, Hewlett-Packard и др. На начало 2008 года в OCS работало более 1,4 тыс. сотрудников.

По итогам 2007 года рост объема продаж OCS составил 49 %. Этого результата, по мнению аналитиков компании, удалось добиться за счет концентрации усилий в работе с регионами через филиальную сеть и региональных представителей, а также работы с розничными сетями.

Так, в рамках региональной экспансии в 2007 году открылся новый филиал OCS в Краснодаре, а также появились представители в Ставрополе и Тюмени. Новые офисы открыты по инициативе региональных директоров компании, в зоне ответственности которых находятся эти города. При этом рост продаж филиалов составил 70 %, а их доля в бизнесе компании выросла с 32% в 2006 году до 36,5% в 2007. В целом на регионы у OCS сейчас приходится около 60 % продаж. При этом, если, например, рост бизнеса в Москве составил 42 %, то в Петербурге – 39 %.

Говоря о структуре оборота по продуктовым направлениям, то, согласно отчету OCS, наилучшие показатели продемонстрировали ноутбуки, мониторы и компоненты. Хорошую динамику также показали направления продаж периферийного и серверного оборудования. Наименьшую же долю продаж в обороте компании составило направление телекоммуникационного оборудования (оборудование для телефонии, активное и пассивное сетевое оборудование).

Что касается партнерской политики, то у OCS в прошлом году был подписан новый дистрибуторский контракт с Hitachi Data Systems - производителем систем хранения данных. Эта линейка стала логическим расширением предложения продуктов по хранению и управлению информацией. Кроме того, некоторые продуктовые направления расширились из-за процесса слияний и поглощений на мировом ИТ-рынке. Например, после объединения APC и MGE UPS Systems ассортимент OCS пополнился линейкой трехфазных источников бесперебойного питания марки MGE. А, например, в линейке ЕМС появились программные продукты резервного копирования Avamar.

В 2007 году OCS провела всего 154 маркетинговых мероприятия для партнеров общей продолжительностью 321 день в 29 российских городах и 16 зарубежных странах. Наряду с продуктовыми презентациями и техническими семинарами продолжились встречи специалистов АРС, ЕМС, Symantec, направления СКС в рамках «Профессиональный клуб». За прошлый год по 16 продуктовым линейкам состоялись 67 промопрограмм, из которых 30 – региональные. «Географический клуб OCS» объединил ключевых партнеров и победителей промопрограмм. Они приняли участие в 20 зарубежных поездках и трех путешествиях по российским природным заповедникам – Камчатке, Байкалу и Адыгее.

Что же касается ИТ-проектов во внутренней структуре компании, то в 2007 году в OCS началось поэтапное внедрение корпоративной ERP-системы Microsoft Dynamics AX (ранее Axapta). Подготовка к переходу на новую информационную систему началась в 2005 году после оценки рабочих прототипов на базе различных систем. В марте 2007 года переход на новую систему был проведен в филиалах Воронежа, Ростова, Волгограда и Краснодара. В июле - в Москве и Северной столице. При этом в рамках внедрения системы необходимо было приостановить работу компании на 3 дня. Период адаптации сотрудников компании и выхода на стандартную производительность оценивается примерно в месяц. В настоящее время идет поэтапный перевод остальных филиалов компании в режим работы на базе Microsoft Dynamics AX. В работе с крупными системными интеграторами отмечается рост в 43 %.

Расширение компании наблюдается и в области логистики. В минувшем году состоялось открытие нового складского логистического комплекса. Теперь общая площадь складских помещений OCS достигла 40 тыс. кв. м.

В сфере кредитования OCS в 2,5 раза увеличила размер доступной кредитной массы за счет увеличения кредитных лимитов в таких банках, как «Альфа-банк» и «Промсвязьбанк», и расширения сотрудничества с «ВТБ». Это позволило, в свою очередь, увеличить как длительность, так и объемы предоставляемых партнерам OCS товарных кредитных линий.

Если говорить о перспективных направлениях работы компании на 2008 год, то наряду с проектной дистрибуцией OCS будет стремиться развивать вольюмную (прямую) дистрибуцию, в частности, бизнес с розничными сетями. В планах также расширение продуктового портфеля. Эта задача поставлена перед вице-президентом OCS по развитию бизнеса Люком Брюне, который приступил к работе в OCS в январе 2008 года. Для решения задачи максимальной доступности всех сервисов дистрибуции для региональных партнеров OCS продолжит расширение сети филиалов и представительств компании.

Напомним, что кроме OCS на российском рынке ИТ-дистрибуции действуют еще ряд крупных игроков. Среди них можно отметить компании RRC, «Марвел», ASBIS, «Мерлион», «Дилайн», Landata, которая также входит в холдинг «Национальная компьютерная корпорация», PatriArch, CompTek, RSI, Soft-Tronik, Ergodata и др.

Их показатели также демонстрируют положительную динамику развития этого рынка. Например, по предварительным прогнозам компании RRC, ее суммарный оборот на конец 2007 года составляет порядка $314 млн. При этом, как и OCS, компания RRC видит увеличение оборотов продаж за счет расширения географии, но основную ставку делает на экспансию за рубеж. Так, в 2006-2007 гг. географическое присутствие RRC значительно расширилось за счет старта бизнеса в Болгарии и Румынии на уровне торговых представителей, а также открытия дивизиона экспортных рынков (Export markets). Благодаря этим инициативам группа начала поставки продукции различных производителей в шестнадцать стран, среди которых такие государства, как Израиль, Турция, Греция и Белоруссия. За девять месяцев 2007 года доли бизнеса RRC в странах присутствия составили: Россия – 35 %, Восточная Европа – 52 %, СНГ – 13 %. Доли компаний, входящих в группу RRC, на текущий момент таковы: RRC EN – 55 %, DiFo – 41 %, RRC Education – 4 %. По итогам третьего квартала 2007 года продажи на экспортных рынках в суммарном обороте группы в Восточной Европе составили 5 %.

Если говорить о дистрибуторском рынке в целом, то, по оценкам экспертов, одним из важных событий последнего времени в отрасли ИТ-дистрибуции является самоорганизация рынка. Стремление ведущих игроков к прозрачности отношений с государством и внутри канала привело к созданию объединения поставщиков компьютерной техники. В условиях консолидации крупных игроков и общего снижения темпов роста рынка перед многими компаниями остро встал вопрос определения стратегии дальнейшего развития бизнеса. Крупные игроки сделали ставку на работу с конечным потребителем. Так, например, на рынок компьютерной розницы с федеральными проектами вышли два крупнейших ИТ-дистрибьютора: Merlion с сетью магазинов «Позитроника» и ранее – Oldi с сетью магазинов «Эксперт». В последние несколько лет влияние розничных сетей на структуру сбыта и потребления заметно увеличилось, в то время как ниша федеральных сетей компьютерной техники до последнего времени была пуста.

Подробности

«Национальная компьютерная корпорация» (НКК) со штаб-квартирой в Москве – холдинг, оперирующий в различных сегментах ИТ-рынка России. НКК занимается поставкой компьютерного и телекоммуникационного оборудования; производством компьютерной техники; системной интеграцией и инфраструктурными решениями; а также бизнес- и ИТ-консалтингом, заказным программированием и ИТ-аутсорсингом. Акционеры НКК владеют группами компаний «Аквариус», OCS, компанией Landata, «НКК Финанс», контрольным пакетом группы компаний «Систематика». Штат сотрудников компании насчитывает более 3 тыс. человек. НКК располагает заводом по производству компьютерной техники, сервисными центрами во всех субъектах РФ; имеет более 5 тыс. партнеров - компьютерных компаний, более 50 партнерских контрактов с мировыми производителями. Среди заказчиков компаний НКК - Администрация Президента РФ, Государственная дума РФ, ЦИК РФ, Счетная палата, министерства и ведомства, в том числе силовые, «РАО ЕЭС», «Газпром», «Сбербанк», «Газпромбанк», «Внешторгбанк» и др.

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Рынок ПК, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: компьютер, персональные компьютеры, магазин компьютерной техники, маркетинг, концепции маркетинга, виды маркетинга, интеграция, системная интеграция, интеграция приложений, Sun Microsystems, Sun, сервер, купить сервер, server, серверное оборудование, центр обработки данных, ЦОД, Unix серверы, системы хранения данных, storage, системы хранения, дисковые массивы, IBM, сервера IBM, сервер blade, серверное, магазин электроники, Cisco, сетевое оборудование, оборудование Cisco, маршрутизаторы Cisco, WI FI оборудование, бизнес-решение, информационные технологии, информационные системы, ERP-системы, ERP, внедрение, автоматизация, системы автоматизации, автоматизация учета, автоматизация управления, система управления, торговые сети, розница, оптовая торговля, розничная торговля, автоматизация бизнес процессов, финансы, слияние поглощение, оценка стоимости бизнеса, Hewlett Packard, Hewlett, сервер HP, сервера HP, сервер HP Proliant, сервер HP купить, Proliant, HP Proliant, HP Proliant DL, DL360, DL380, HP Bladesystem, хранение данных, блейд-сервера, ленточные накопители, серверные решения, серверные платформы, серверные системы, устройства хранения данных, сервер хранения данных, сеть хранения данных, корпоративные системы хранения данных, организация хранения данных, управление хранением данных, услуга хранения данных, хранение данных SAN, сетевое устройство хранения данных, надежное хранение данных, финансирование, акция, мероприятия, конференция, продвижение, СЗФО, Северо-Западный федеральный округ, Axapta, Нижний Новгород, семинар, Казань, Уфа, ПФО, Башкортостан, республика Татарстан, Москва, Moskva, Санкт-Петербург, Petersburg, Moscow, Петербург, APC, Intel, выручка, Воронеж, ЦФО, Поволжье, Московская область