Управление информатизации города Москвы создано согласно соответствующему постановлению от 29 апреля 2003 года. Основными задачами управления являются обеспечение разработки и реализации принятых Правительством Москвы программ формирования и использования информационных ресурсов города Москвы и средств доступа к ним, подготовка предложений по задачам и приоритетным направлениям информатизации города Москвы, созданию и эксплуатации информационных систем, в том числе в рамках городской целевой программы «Электронная Москва» и федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 гг.)», разработка требований к формированию, созданию и использованию информационных ресурсов и систем и контроль за их соблюдением, а также многое другое. Кроме того, на Управление возложено создание единой распределенной информационной системы органов власти и организаций города Москвы, обеспечивающей формирование информационных ресурсов непосредственно в организациях, организационно-методическое руководство процессами информатизации города Москвы, предоставления информационных услуг населению города и обеспечение учета и защиты права собственности города Москвы на создаваемые в результате выполнения работ объекты права собственности.
Деятельность по внедрению и совершенствованию «одного окна» - приоритетная задача Правительства Москвы на ближайшие несколько лет. Ее реализация - базовый элемент московской модели административной реформы в Российской Федерации. Источник финансирования проекта - бюджет г. Москвы. Организация работы госучреждений и органов исполнительной власти в режиме «одного окна» позволит свести к минимуму бюрократические барьеры, сократить время на оформление необходимых документов и получать их в одном месте в установленные сроки без непосредственного взаимодействия с должностными лицами, принимающими соответствующие решения. Таким образом, целью проекта создания информационной системы «Одно окно» было обеспечить автоматическое оформление и выдачу документов заявителям при полной прозрачности и подконтрольности процедур, регламентирующих отношения с государством физических, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Проект по созданию ИС «Одно окно» стартовал в 2005 году. Компания «ФОРС – Центр разработки» выступила генеральным подрядчиком этого сложнейшего и крупного по своим масштабам интеграционного проекта в период 2006-2007 гг. Отметим, что компания «ФОРС» прежде уже имела опыт сотрудничества с управлением информатизации города Москвы по ряду проектов. При этом для выполнения отдельных видов работ по созданию ИС «Одно окно» генподрядчик привлек еще 9 ИТ-компаний в качестве партнеров – «Энвижн Групп», «Гранит», «Крафтвэй», «Точная механика», «Геокибернетика», ГИВЦ г. Москвы (Главный информационно-вычислительный центр города Москвы), НТЦ ИРМ, «Инфосистемы Джет», «ПроСофт-М».
В «ФОРС» рассказали, что работа над проектом началась с составления перечня услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и городскими организациями, который, в свою очередь, лег в основу сформированного подрядчиками реестра документов, выдаваемых в Москве (437 шт.), и реестра документов, подлежащих выдаче в режиме «одного окна» (170 шт.). Для всех документов, выдаваемых в режиме «одного окна», были созданы формализованные описания, позволяющие автоматизировать процессы подготовки документов на единых принципах. Подготовленные на их основе графические модели информационного взаимодействия – регламенты - решили задачу формирования непротиворечивой унифицированной нормативной базы документов. Наличие такой базы позволило построить матрицу взаимосвязей различных процессов и оптимизировать информационные потоки между организациями. Все остальные действия, связанные с формализацией текстового описания в утвержденной форме, производятся автоматически.
Регламенты подготовки документов разработаны на основании единых требований и в соответствии с федеральным законодательством. Это дает возможность использования накопленного в Москве опыта для информатизации любого субъекта РФ, выполняющего сходные функции по оказанию государственных услуг.
Специально разработанная транспортная инфраструктура обеспечила эффективный обмен данными между системами и подсистемами, входящими в состав ИС «Одно окно», а также взаимодействие между нею и внешними системами. Маршрутизация запросов реализована на основе Oracle SOA Suite согласно регламентам подготовки, согласования и выдачи заявителям документов.
Большое внимание в процессе разработки системы уделялось возможности использования заявителями Интернета для получения всей необходимой им информации о работе служб, выдаваемых документах и своих правах при взаимодействии с органами власти. Для этого был создан специальный интернет-портал okno.mos.ru, содержащий максимально подробную информацию о работе служб «одного окна» и выдаваемых документах, которые, в свою очередь, могут быть распечатаны и заполнены заявителем. С целью сокращения очередей и обеспечения возможности заказа интересующей услуги с использованием Интернета начато внедрение режима «электронной приемной». При этом функции последней не ограничиваются простой записью на прием, а генерируют процессы предварительной подготовки документа, для того чтобы заявитель мог получить его в момент подачи заявления и не посещать госучреждение во второй раз.
В основе ИС «Одно окно» лежат принципы сервис-ориентированной архитектуры (SOA), реализованной на базе технологии Oracle Fusion Middleware. Инструмент интеграции и исполнения регламентных схем Oracle BPEL Process Manager связал разнородные приложения воедино. Система имеет открытые интерфейсы, основана на открытых стандартах с использованием технологий веб-сервисов.
В настоящий момент ключевые подсистемы уже внедрены в промышленную эксплуатацию, работа над другими еще продолжается, сообщают в «ФОРС». По ряду документов среднее время их подготовки сократилось более чем втрое, а по некоторым срок сокращен до 2-3 дней. В 2008 году в «Автоматизированной системе управления «Единого информационного-расчетного центра Москвы» (АСУ ЕИРЦ) было обработано 198 тыс. запросов по 18 тыс. документов, выдаваемых другими городскими организациями. Это означает, что жители города были освобождены от необходимости посещения служб «одного окна» ГУ ИС районов 18 тыс. раз. Службой БТИ была подготовлена 271 тыс. документов в автоматизированном режиме, при этом городскими организациями запрошено и получено 10,4 тыс. документов в электронном виде в реальном масштабе времени (срок подготовки по распорядительным документам составил 15 дней).
«В дальнейшем планируется расширить перечень поддерживаемых регламентов, создать систему идентификации и индивидуальной цифровой подписи граждан, а также предоставить доступ к сервисам через информационные киоски и терминалы. Тем не менее уже сейчас можно с уверенностью сказать, что очередной важный шаг на пути создания электронного государства в России сделан», - передает пресс-служба «ФОРС».
«Создание ИС «Одно окно» - один из крупнейших проектов года, технологически очень сложный и, вдобавок, имеющий определенную социальную значимость, ведь на его основе реализована московская модель административной реформы в РФ. Каждый проект «ФОРС» по-своему уникален, но этот действительно не имеет аналогов - не только в Москве, но и в России. В нем использовались новейшие интеграционные технологии и инструментальные средства Oracle. Была также проведена колоссальная аналитическая работа по составлению реестра документов, подлежащих выдаче в режиме «одного окна», созданию регламентов их подготовки, разработке специального интернет-портала и т.д.», - комментирует руководитель пресс-службы «ФОРС» Алиса Акулова.
Система может быть тиражируема, но пока что планов по ее распространению в других городах нет.
Отметим кстати, что в создании упомянутой выше АСУ ЕИРЦ компания «ФОРС» принимала непосредственное участие. Решение о создании единой информационной системы городского хозяйства Правительство Москвы приняло в 2003 году. По результатам проведенного тогда же управлением городского заказа открытого конкурса победа была присуждена консорциуму компаний во главе с ФОРС. Была создана единая команда разработчиков, объединившая интеллектуальный потенциал, ресурсы, опыт шести компаний: ОАО «Региональные системы – ЕРЦ», ООО «Лидник», ООО «ЧИП-Н», ЗАО «Борлас Ай-Би-Си» и ГУП «ЕИРЦ СВАО». Выполнение проекта осуществлялось в несколько этапов. Предпроектная стадия прошла c декабря 2003 года по июнь 2004 года и включала в себя разработку общего и частных технических заданий на систему и ее компоненты. В качестве первой площадки для внедрения был выбран Юго-Восточный административный округ (ЮВАО) г. Москвы. С июня 2004 года по декабрь 2004 года осуществлялись поставка и наладка серверного оборудования, специального программного обеспечения и запуск системы в опытную эксплуатацию. АСУ ЕИРЦ была разработана на платформе СУБД Oracle 9i и серверов IBM. Функциональность системы обеспечивается за счет следующих продуктов и технологий: Oracle Partitioning, Oracle OLAP, Oracle Data Mining и Oracle Internet Application Server. В промышленной эксплуатации в некоторых районах ЮВАО система находится с августа 2005 года, а в декабре 2005 года все расчетные центры этого округа стали использовать новый программный комплекс. В дальнейшем АСУ ЕИРЦ была определена как единая городская информационная система обеспечения деятельности Единых информационно-расчетных центров города Москвы.