«Аэрофлот» махнул крылом. В сторону SOA

Интегратор BCC запускает в эксплуатацию корпоративную систему интеграции приложений (КСИП) ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии». Специалисты компании перевели КСИП на платформу, используя продукт IBM WebSphere Process Server V6. Проект осуществлен в рамках развития сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) в компании заказчика и подготовки к интеграции с КСИП других информационных систем, обеспечивающих ее производственную деятельность. Как заявляют в BCC, данный проект является первым подобным техническим решением, реализованным в России.

ОАО «Аэрофлот – Российские авиалинии» создано на базе одноименного предприятия, основанного в 1923 году. Штаб-квартира авиаперевозчика базируется в Москве, в международном аэропорту Шереметьево. В 2006 году «Аэрофлот — Российские авиалинии» стал первой российской авиакомпанией, вступившей в альянс SkyTeam. Компания перевозит более 8 млн человек в год, а вместе с дочерними компаниями — свыше 10 млн, т.е. примерно четвертую часть от общего числа пассажиров российского воздушного транспорта. Располагая авиапарком в количестве 83 воздушных судов, компания осуществляет собственные рейсы в 93 пункта 47 стран (всего — 302 рейса в день). «Аэрофлот – Российские авиалинии» контролирует 51 % российского рынка регулярных международных перевозок и примерно 12 % внутренних авиаперевозок. Чистая прибыль за 2006 год составила 7,9 млрд рублей (консолидированная прибыль ГК составляет $258,1 млн по МСФО). Совместная маршрутная сеть альянса насчитывает 841 пункт в 162 странах. На клиентов «Аэрофлот – Российские авиалинии» распространяются бонусные программы всех партнеров по альянсу. «Аэрофлот – Российские авиалинии» является первой российской авиакомпанией, получившей сертификат оператора международного авиационного стандарта производственной безопасности IOSA.

На днях «Аэрофлот — Российские авиалинии» запустил в эксплуатацию корпоративную систему интеграции приложений (КСИП) в отказоустойчивом исполнении. Проект был проведен в рамках развития сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) и подготовки к интеграции с КСИП других информационных систем.

КИС компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» включает порядка 200 приложений, которые были разработаны как по заказу, так и самостоятельно, среди них также - ERP-система SAP (см. новость от 7 сентября 2007 г.). Данные приложения разнородны по используемым архитектурным принципам, технологическим стандартам, форматам данных и интерфейсам. КИС компании поддерживает функционирование и управление всеми основными бизнес-процессами, и для повышения уровня этой поддержки были важны интеграция разнородных информационных систем, а также надежность и отказоустойчивость как самих систем, так и процессов их взаимодействия.

В целях реализации этой ИТ-стратегии еще в 2004 году компания «Аэрофлот — Российские авиалинии» приняла решение о реализации многоэтапного и долгосрочного проекта по созданию КСИП на основе принципов, стандартов и технологий сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) с использованием интеграционных продуктов IBM WebSphere корпорации IBM.

«Переход к SOA для нашей компании — это долгосрочный стратегический проект, который мы последовательно выполняем, осуществляя поэтапный перевод приложений в эту архитектуру, постепенно осваивая новые инструменты, наращивая аппаратные ресурсы, осуществляя обучение персонала и т.д.», - прокомментировал заместитель генерального директора, директор департамента ИТ компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» Сергей Кирюшин.

В качестве генерального подрядчика и основного исполнителя этого проекта была выбрана группа компаний BCC. Со стороны компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» была также подготовлена группа сертифицированных специалистов в области интеграционных продуктов IBM WebSphere, в том числе IBM Process Server V6. Персонал функциональных подразделений и специалисты департамента информационных технологий приняли участие в подготовке проектной документации, контроле полноты и корректировке распределения информационных потоков, а также в обеспечении соответствия принимаемых проектных решений логике организации бизнеса.

В ходе работ проектная группа создала центральную интеграционную шину класса ESB (Enterprise Service Bus, корпоративная сервисная шина) на основе продуктов IBM (IBM WebSphere MQ, IBM InterChange Server, IBM WebSphere Business Integration Adapters), к которой последовательно подключались приложения. Кроме того, в рамках проекта специалисты выполнили работы по синхронизации нормативно-справочной информации, оперативного обмена данными между приложениями (через центральную интеграционную шину), а также создали оперативное хранилище данных (ОХД) и др.

Количество приложений, интегрируемых в КСИП, постепенно увеличивалось, и, соответственно, повышались требования к производительности и отказоустойчивости ее ядра — центральной интеграционной шине и аппаратной платформе, на которой она функционирует. Для обеспечения данных специалистами компании ВСС было спроектировано специализированное решение. Оно имеет возможности масштабирования при дальнейшем развитии КСИП. Основной сложностью в ходе проектирования стало количество информационных потоков (более 120), которые необходимо было корректно реализовать.

В конце 2007 - начале 2008 года специалисты BCC завершили модернизацию центральной интеграционной шины, заменив продукт IBM InterChange Server на IBM Process Server V6, в соответствии с исполненным проектом и рассчитанными характеристиками. Возможности кластеризации, а также другие технологии повышения производительности и надежности, заложенные в IBM Process Server V6, позволили специалистам BCC создать территориально распределенную отказоустойчивую аппаратную платформу центральной интеграционной шины, функционирующую на четырех RISC-серверах IBM Power общей мощностью 26 CPU.

Данная система, по мнению разработчиков, является первым подобным решением в России. Также она предоставляет возможности по масштабированию и использованию имеющихся аппаратных и программных ресурсов. В настоящее время КСИП на базе этого решения готова обеспечить работу бизнес-процессов, использующих 11 основных производственных приложений компании.

Таким образом, был завершен очередной этап развития корпоративной информационной системы (КИС) компании «Аэрофлот — Российские авиалинии» в рамках перехода на сервисно-ориентированную архитектуру. По словам специалистов BCC, проектов такой сложности для данного класса решений всего несколько в мире.

В ближайших совместных планах заказчика и BCC — дальнейшее развитие КСИП. А именно - расширение списка подключенных приложений (до 20 приложений к концу 2008 года), предоставление интеграционного сервиса со стороны КСИП партнерам и клиентам, а также визуализация сервисов через корпоративный портал и ИТ-поддержка управления основными бизнес-процессами компании с использованием языка BPEL, что позволит реализовать логику бизнес-процессов.

«Процессы консолидации бизнеса и развития конкурентных быстроизменяющихся рынков создают значительный спрос на решения, позволяющие повысить гибкость ключевых бизнес-процессов крупных компаний и организаций, сохранив при этом ранее сделанные инвестиции в ИТ. Поэтому мы намерены и в дальнейшем развивать нашу экспертизу в области сервис-ориентированной архитектуры, предлагая наши решения и опыт компаниям и организациям широкого спектра «вертикалей», таких как транспорт, телекоммуникации, финансы, промышленность и электроэнергетика, госсектор», - прокомментировал вице-президент BCC Сергей Канев.

«Аэрофлот» как крупный игрок на конкурентном высокотехнологическом рынке является активным потребителем ИТ-продуктов и услуг. Так, например, в декабре прошлого года было осуществлено внедрение набора продуктов Oracle Access & Identity Management Suite (интегратор - московская компания R-Style, см. новость дайджеста от 12 декабря 2007 г.). Данная система предназначена для создания единого хранилища учетных записей пользователей и обеспечения централизованного управления идентификационными данными и предоставления прав доступа к ресурсам корпоративной сети. Из других крупных проектов - реструктуризация ИТ-инфраструктуры и внедрение системы Identity Manаgement (управление идентификацией пользователей), которое было осуществлено в компании в 2005 году совместно с консалтинговой службой Microsoft и Amphora Group (первая взяла на себя авторский надзор и консультации, вторая непосредственно развертывала систему).

«Что касается внедрений SOA, то это является оптимальным решением в компаниях, бизнес которых ориентирован на предоставление клиентам определенных услуг и сервисов. Поэтому SOA применяется в интернет-компаниях, а также на предприятиях сервисного обслуживания, электронной коммерции и прочих. Существует масса успешных проектов внедрения SOA в сфере производства, финансовых компаниях и банках. Но сейчас ситуация в сегменте SOA такова, что по причине наблюдающегося спада в некоторых сферах экономики количество внедрений таких решений может приостановиться. Главным образом это коснется финансовой и промышленной сфер экономики. Что касается остальных видов деятельности, то темпы внедрения SOA-инфраструктуры в них могут замедлиться, но целиком отказываться от таких решений компании не станут. В свою очередь, интернет-бизнес продолжит активно продвигать подобные системы. Это обусловлено спецификой такой деятельности - необходимостью продвижения публичных сервисов и услуг», - прокомментировал аналитик компании «Финам» Александр Лебедев.

Некоторые игроки рынка оценивают проекты в $1 млн, другие больше озабочены временными и человеческими ресурсами. По их мнению, проекты в этой области обходятся в 300-600 человеко-дней, включая работу специалистов заказчика и подрядчика.

Среди последних SOA-проектов на рынке отметим построение архитектуры в банке «Ренессанс Кредит», которое началось еще в мае 2006 года. В качестве исполнителя была выбрана компания «Неофлекс». Решение было реализовано на кластере продуктов IBM WebSphere ESB и IBM WebSphere Process Server. Также компания реализовала подобный проект с «КМБ-Банк» (см. новость от 15 января 2008 г.).

Среди компаний, занимающихся построением SOA-решений, на рынке данные услуги продвигает также компания «Микротест». Сейчас компания занимается данным направлением, используя решения Tibco Software, одного из ведущих производителей систем интеграции корпоративных приложений и управления бизнес-процессами (см. новость от 17 декабря 2007 г.). Кроме того, с разработчиком Tibco работает и другой российский поставщик комплексных ИТ-решений и консалтинговых услуг – компания «Ай-Теко». Недавно специалисты компании завершили пилотный проект в ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» по построению системы информационного обеспечения оборота электронного приказа на отгрузку. Это было первым этапом построения корпоративной системы управления единым информационным пространством заказчика на базе SOA (см. новость от 11 октября 2007 г.).

«В целом интерес предприятий к внедрению SOA-архитектур в ближайшие годы будет повышаться, поскольку данное решение позволяет бизнесу стать более гибким и снизить затраты на интеграцию уже используемых систем. Использование SOA позволяет заниматься интеграцией приложений, предоставлением сервисов клиентам или пользователям и работать с внешними партнерскими приложениями. Таким образом, внедрение SOA будет интересно крупному бизнесу, использующему в своей работе различные бизнес-приложения. Потребность во внедрении SOA-систем испытывают более половины предприятий, но этому препятствуют несколько факторов: отсутствие специалистов соответствующей квалификации, неуверенность в перспективе получения желаемой отдачи от инвестиций и нехватка финансирования. Мы предполагаем, что постепенно руководители предприятий смогут увеличить затраты на финансирование подобных проектов, а на рынке появится достаточное количество квалифицированных специалистов», - рассказал г-н Лебедев.


Подробности

BCC специализируется на разработке комплексных решений и реализации масштабных проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий и инжиниринга. В 2007 году объем бизнеса BCC вырос на 120 % и превысил $300 млн. По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» компания занимает 7-е место среди крупнейших компаний — системных интеграторов страны. BCC располагает экспертизой и опытом в управленческом и бизнес-консалтинге и ИТ-консалтинге. Кроме того, специалисты компании предлагают услуги по внедрению и интеграции программных приложений, созданию центров обработки данных, корпоративных мультисервисных сетей связи и др. В число заказчиков компании входят операторы связи ОАО «Связьинвест», ОАО «Вымпелком», ОАО «МегаФон» и другие. Кроме того, услугами BCC пользуются федеральные и региональные органы государственной власти и финансовые учреждения, такие как ОАО «Сбербанк России», ОАО «УРСА-Банк», ОАО «Банк ВТБ Северо-Запад», страховая компания «РЕСО-Гарантия» и другие, промышленные и транспортные предприятия: ОАО «Северсталь», ОАО «Светогорск» (Светогорский ЦБК), предприятия ОАО «РАО «ЕЭС России».

Автор: Дарья Тренина.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: