Глобальная сеть FON развивается оператором FON Wireless со штаб-квартирой в Мадриде (Испания). Этот проект стартовал в феврале 2006 года, и сейчас его пользователями являются около 800 тыс. человек: сеть работает в 140 странах мира, включая Европу, Азию и Америку. Сейчас основными инвесторами FON являются венчурные фонды Google, Skype, Index Ventures, Sequoia Capital, Excite, Digital Garage, Sequoia Capital и крупные операторы – Neuf Cegetel и British Telecom. Основная концепция построения сети FON заключается в том, что любой пользователь, имеющий широкополосный доступ в Интернет, может установить у себя дома или в офисе Wi-Fi-роутер La Fonera (поддерживает протоколы 802.11 b/g и скорость внутри сети до 54 Мбит/с). Особенностью этого специально разработанного для FON оборудования является то, что оно позволяет пользователю делить свой домашний интернет-канал с другими пользователями, используя при этом меры защиты информации, то есть фактически создается две зоны доступа – одна приватная, для владельца хот-спота, и вторая – публичная – для сторонних пользователей. Основным преимуществом FON, которое стимулирует абонентов «делиться» беспроводным каналом, стало то, что, зарегистрировавшись, они получают возможность бесплатно пользоваться Wi-Fi-доступом от любого другого участника Foneros (такое название носит сообщество пользователей FON, предоставляющих публичный доступ) в любой стране мира. При этом независимые пользователи также могут получить доступ в таких точках, но уже на платной основе, оплатив услугу через местного оператора - партнера FON (по карточкам или с помощью других способов оплаты). Данные о таких точках отображаются на интерактивной карте FON, которая обновляется в режиме онлайн.
В России эксклюзивным партнером FON стал «Комстар-ОТС», который будет продвигать этот проект под брендом «Комстар FON», первая его точка заработала вчера, 28 мая, в Москве на Моховой улице, в штаб-квартире АФК «Система». Последняя является соинвестором FON Wireless – через контролируемый «Системой» венчурный фонд Coral/Sistema Strategic Fund (американская Coral, реализовавшая более 60 инвестиционных проектов, включая около десятка выходов на IPO, является управляющей компанией по отношению к «системовскому» SSF). При этом ни доля в FON Wireless, ни другие детали инвестирования со стороны SSF не раскрываются. Однако, как отметил вице-президент, руководитель комплекса развития инноваций и венчурных проектов АФК «Система» Денис Муратов, при выборе проектов для фонда компания в первую очередь ориентируется на то, как они совпадают со стратегическими направлениями развития холдинга. В случае с FON имеется в виду широкополосный («Стрим») и WiMAX-проекты «Комстар-ОТС», с которыми будет тесно увязан «Комстар FON». Последний на первом этапе будет ориентирован исключительно на абонентов «Стрима», которым будут предлагаться роутеры La Fonera и возможность присоединиться к FON.
Как рассказал вице-президент по стратегии и развитию «Комстар-ОТС» Александр Горбунов, развитие «Комстар FON» произойдет в несколько основных этапов, при этом ближайшее активное развитие проект получит осенью, когда будут озвучены тарифы оператора на подключение – пока они не раскрываются. Предполагается, что это будут как пакетированные предложения при подключению к «Стриму», так и отдельно стоящие строки в прайсе. Оборудование La Fonera будет предоставляться абоненту на основе аренды, которая обойдется примерно в 30 рублей за месяц.
Доступ «внешних» клиентов к сети «Комстар FON» будет осуществляться с помощью карт предварительной оплаты, SMS-авторизации и прочих способов приобретения логина и пароля. Планируется, что в России продажу предоплаченных карт будет осуществлять не только «Комстар», но и FON – через свои каналы продаж (имеются в виду в первую очередь онлайновые продажи для зарубежных пользователей).
Первая партия La Fonera будет поставлена в Россию уже в июле этого года. Ее объем составит 15 тыс. штук роутеров – именно такое количество абонентов «Комстар FON» намеревается получить в этом году, - а удвоить этот показатель оператор рассчитывает в течение 2009 года. Напомним, что сейчас совокупная абонентская база ADSL-абонентов оператора в Москве (их обслуживают две «дочки» - МГТС, которая присоединилась к широкополосному проекту «Комстар» в прошлом году, и «Комстар-Директ», который вскоре должен стать частью «Комстар-ОТС», исторически продвигавший услугу под брендом «Стрим») составляет около 800 тыс. - это около 35 % от столичного рынка ШПД. Как отметил Александр Горбунов, «Комстар FON» будет выполнять сразу несколько «полезных» функций для «Комстара» как широкополосного оператора – это стимулирование новых подключений, опция в рамках программы лояльности (рассматривается вариант, что наиболее активные пользователи «Стрима» смогут получть La Fonera на льготных условиях) и, кроме того, это еще один из способов увеличения среднего дохода с одного абонента (ARPU). «Конкурентная среда на московском рынке ШПД такова, что практически у всех крупных операторов сравнялись скорости, цены и сервисное обслуживание. Поэтому на первый план выходят уникальные предложения. Мы считаем, что «Комстар FON» относится к этой категории», - добавил Денис Муратов.
В следующем году «Комстар FON» будет увязан с WiMAX-проектом «Комстар», который должен заработать к концу этого года. Напомним, что в конце прошлого года «Комстар-ОТС» и корпорация Intel запустили совместный проект по строительству сети «мобильного» WiMAX, которая в Москве должна зработать к концу этого года (см. новость от12 декабря 2007 г.). Кроме того, планируется, что в следующем году роутеры La Fonera станут доступными и для абонентов других широкополосных операторов Москвы. «Данный проект очень хорошо дополняет нашу программу развития широкополосного доступа, включая беспроводной сегмент, основная идея которой – дать возможность абоненту «Комстар» быть всегда на связи. Соглашение с FON позволит пользователям «включаться» в глобальную сеть во многих точках мира. Мы планируем распространять опыт работы с FON в Москве на региональный рынок России», - прокомментировал президент ОАО «Комстар-ОТС» Сергей Приданцев. Планируется, что «Комстар FON» двинется в сторону регионов после 2010 года.
Примечательно, что топ-менеджеры «Комстар» и АФК «Система» одним из основных преимуществ нового проекта в один голос называют практические полное отсутствие капитальных затрат со стороны компании – фактически сеть FON создается за счет самих пользователей. «Я всегда отмечал, что путь прямых больших и, самое главное, громких инвестиций в развитие таких проектов – неэффективный путь», - отметил Сергей Приданцев. Что здесь имеется в виду, догадаться несложно - это проект «Голден Wi-Fi» от основного конкурента «Комстар» компании «Голден Телеком» (сейчас контролируется «ВымпелКомом»). К его проработке оператор приступил еще в 2006 году, и сеть стартовала с 6 тыс. точек публичного доступа по Москве в январе прошлого года. При этом каждая из них обошлась «Голден Телекому» в $1,5 – 2 тыс., что позволяет оценить инвестиции только на первом этапе в сумму более $10 млн. Сейчас «Голден Wi-Fi» насчитывает около 14 тыс. хот-спотов в столице и около сотни – по нескольким региональным городам. Данные о количестве пользователей и показателях рентабельности не раскрываются, но многие аналитики склонны считать, что это был «громкий проект» оператора, направленный в первую очередь на повышение его биржевой стоимости. К разряду таких же шагов можно отнести и покупку «Голден Телекомом» оператора ШПД «Корбина Телеком», который после этого стал активно строиться не только в Москве, но и в регионах. Правда, темпы подключения абонентов до сих пор сильно отстают от темпов подключения домов, тем не менее это позволяет «Голден Телекому» заявлять о миллионах домохозяйств, входящих в его зону действия (см., например, новость от 15 октября 2007 г.).
Напомним, что «Комстар FON» - не первая инициатива «Комстар», связанная с развитием публичной Wi-Fi-сети. Так, несколько лет назад стартовал проект «Комстар Wi-Fi», который развивается вместе с другим оператором «Таском». Кроме того, к нему присоединились МТС (доступ можно оплатить с помощью SMS). Сейчас у «Комстар Wi-Fi» насчитывается около 150 хот-спотов, и сложившаяся бизнес-модель подразумевает установку точек доступа либо в заведениях HoReCa (отели, рестораны, кафе), либо в местах массового скопления людей (аэропорты, вокзалы). Как показывает статистика, наибольшая популярность у этой услуги – как раз в аэропортах, где в день регистрируется более 200 пользователей. Напомним, что в Москве программы по развитию публичных сетей Wi-Fi имеет также «Яндекс», и сейчас в Москве в «Яндекс Wi-Fi» входит более 170 хот-спотов. Кроме того, из крупных операторов хот-споты есть у «МегаФон-Москва», который развивает их вместе с оператором ArtCommunications (см. новость от 11 октября 2007 г.), – их сейчас около 10. Кроме того, по несколько хот-спотов имеют еще несколько десятков операторов средней руки.