Компания «Тринити» работает на рынке уже 15 лет и в настоящее время у нее существует два основных офиса – ЗАО «Тринити» в Северной столице и с лета 2000 года – ЗАО «Тринити Солюшнс» в Москве (при этом обе компании работают под единым брендом Trinity). Вдобавок весной этого года был запущен первый региональный офис компании в Екатеринбурге. Основные направления деятельности компании – производство и поставка серверов и систем хранения данных, разработка и внедрение комплексных вычислительных систем. По направлению серверного оборудования «Тринити» располагает собственным производством (например, в 2007 году всего было поставлено около 2,7 тыс. серверов), а также выполняет комплексные проекты по построению ИТ-инфраструктуры на базе серверного оборудования таких компаний, как IBM, Sun Microsystems, Intel, Supermicro, Fujitsu-Siemens.
Направление IP-TV является одним из новых для компании. Как пояснил технический директор «Тринити Солюшнс» Игорь Вихренко, одно из ключевых отличий интегратора при работе на основном серверном рынке – это высокая степень инженерной составляющей в тех проектах, которые он выполняет. Наличие высокой технической экспертизы и позволило компании выйти в новые ниши, которые связаны в целом с нетривиальными для обычного серверного рынка решениями. Сейчас «Тринити» активно разрабатывает два таких направления – это платформы для IP-TV, которые ориентированы на кабельных и телекоммуникационных операторов, а также производственные комплексы для ТВ-студий. Из примеров реализованных проектов по последнему направлению можно упомянуть работы для «НТВ-Петербург» (см. новость spbIT.ru от 6 мая 2008 г.) и для факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета (см. новость spbIT.ru от 28 апреля 2008 г.). При этом в петербургском офисе «Тринити» создается специальная демоплощадка по решениям для ТВ, а в самой компании был организован специальный отдел медиатехнологий, который курирует разработку и продвижение таких решений. Кроме того, одним из шагов по продвижению IP-TV-решений стала организация семинара, который прошел некоторое время назад в Москве. На нем «Тринити» и партнеры компании рассказали о тех решениях, которые они сейчас предлагают на российском рынке.
Основным партнером «Тринити» по IP-TV-решениям в области разработки специализированного ПО стала томская компания «Элекард» (Elecard). Она был создана в 1988 году на базе «Лаборатории цифровых ТВ-систем» и базируется в местном академическом городке. Основной бизнес компании связан исключительно с разработкой технологий в области цифрового видео. При этом до недавнего времени «Элекард» работала исключительно на западном рынке, где география ее поставок охватывала около пяти десятков стран, а количество компаний-заказчиков превысило 7 тыс. Среди последних - практически все ведущие мировые вендоры, которые работают в области соответствующих технологий, включая такие бренды, как Cisco, LG и т.д. При этом ПО «Элекарда» также потребляется ведущими производителями ТВ-приставок (set-top box), например Tandberg, и специализированного серверного оборудования. На российский рынок «Элекард» обратил внимание фактически только в прошлом году, когда и было заключено партнерское соглашение с «Тринити».
Как отметил президент группы компаний «Элекард» Андрей Поздняков, интерес к системам IP-TV на российском рынке сейчас определяется несколькими факторами. Два ключевых из них – это инициативы отечественных государственных органов по развитию цифрового ТВ (как известно, Россия должна перейти на него к 2010 году), а второй – это качественных переход телекоммуникационных операторов на работу с мультисервисными сетями. Если говорить о развитии цифрового ТВ, то напомним, что в 2007 году была принята концепция, согласно которой государство будет обеспечивать трансляцию 5 федеральных и 1 местного каналов, а также 3 радиоканалов. Кроме того, оно обеспечит телевизионными приставками, которые необходимы для просмотра цифрового ТВ, 22 млн семей. При этом планируется, что трансляция остальных каналов будет реализовываться на базе частных инициатив, как и обеспечение остальных 50 млн домохозяйств телеприставками. Таким образом, здесь возникают возможности для работы альтернативных операторов и поставщиков оборудования. Что касается мультисервисных сетей, то сейчас IP-TV становится фактически стандартной услугой у многих широкополосных операторов, которые на ее базе обеспечивают не только ретрансляцию спутниковых и эфирных каналов, но и такие интерактивные услуги, как video-on-demand (видео по запросу), Time Shift (отложенная запись трансляций) и т.д. Как отметил Андрей Поздняков, такие сервисы способны не только увеличить лояльность абонентов, но и принести дополнительный доход – до 30 % от среднего счета. Кроме того, здесь есть возможности и для других перспективных разработок. Например, такие интерактивные IP-решения позволяют организовать отправление платежей со счета абонента, причем не только в пользу своего оператора, но и других компаний, таким образом, абонент может оплатить услуги по принципу «одного окна» буквально не вставая с дивана. Еще один путь для развития и получения дохода – создание системы персонифицированной ТВ-рекламы и других интерактивных услуг.
Как рассказал руководитель отдела медиатехнологий «Тринити» Александр Муратов, сейчас у компании сформирована и продвигается полная линейка серверного оборудования для IP-TV. Она включает несколько программно-аппаратных комплексов, которые отвечают за различный функционал. Так, Trinity CodecWorks Analog-IP Encoder Server предназначен для оцифровки аналогового ТВ-сигнала и вещания в IP-сети в режиме реального времени, а сервер Trinity CodecWorks IP-IP Encoder Server обеспечивает перекодирование видео- и аудиопотоков из одного формата в другой. Решение Trinity X-Works DVB-IP Video Gateway Server предназначено для построения профессиональных головных станций и обеспечения цифрового телевещания в режиме реального времени. С помощью Trinity V-Cinema Time Shift Server оператор может реализовать услугу записи видеопотоков и ТВ-каналов и в дальнейшем обеспечивать их просмотр в рамках записанного временного интервала. Комплекс Trinity V-Cinema VOD Server позволяет реализовывать такие сервисы, как Video-On-Demand, Scheduled Video-On-Demand (видео по запросу с заданным расписанием), Near Video-On-Demand (сетевой кинотеатр) и Network Personal Video Recorder (запись видео).
«Идеология IP-TV-систем от «Тринити» основывается на встраивании цифровых ТВ-систем в существующие телекоммуникационные сети с минимизацией инвестиций оператора. В этой связи большое значение имеет гибкость представленных технических решений, а также возможность взаимодействия с большим числом стороннего ПО и оборудования - middlware и биллинговых систем, ТВ-приставок и сетевого оборудования. Особенностью представленной системы является также то, что она может развертываться поэтапно, начиная с небольшого количества абонентов, и масштабироваться в соответствии с ростом потребностей оператора», - прокомментировали в компании «Тринити».
Один из первых проектов на базе серверного оборудования «Тринити» и ПО «Элекарда» был реализован для красноярского оператора «ГлобалТВ». Эта компания работает на рынке с 2000 года и является также не только оператором связи, но и системным интегратором и разработчиком ИТ-решений. Здесь компания предоставляет услуги в области автоматизации бизнес-процессов, создания сервисных платформ (передачи данных, голоса, видео), автоматизированных систем расчетов и платежных систем. Интересно, что некоторое время назад «ГлобалТВ» занялся самостоятельной разработкой решений в области интерактивного цифрового ТВ, и сейчас продвигает их под собственный торговой маркой. При этом в области серверного оборудования компания является партнером «Тринити». Из реализованных проектов «ГлобалТВ» стоит назвать следующий: в конце прошлого года был запущен IP-TV-проект для оператора Ачинска (Красноярский край) «СиНТ», у которого сейчас ведется трансляция более 90 ТВ- и радиоканалов (при возможности расширения до 300) и оказывается услуга video-on-demand. Кроме того, в сети «СиНТа» реализованы услуги N-VoD (виртуальный кинозал), S-VoD (видео по подписке), PVR (персональный видеомагнитофон), платежной системы (оплата услуг связи, услуг ЖКХ и др. услуг, телемагазинов), подача самим абонентом с пульта ДУ телеприставки объявлений в бегущую строку и специальный рекламный телеканал, игры. Также поддерживается HDTV – телевидение высокой четкости. Сейчас аналогичный проект развертывается в Дудинке.
«Сроки окупаемости проектов, использующих такие решения, составляет 24-52 месяца. По нашим расчетам, экономическая эффективность операторской сети с поддержкой интерактивных цифровых услуг начинается от 3 тыс. абонентов, при этом рост абонентской базы и спектра услуг обеспечивает ярко выраженный синергетический эффект. Можно также отметить, что при реализации таких сервисов операторы декларируют постепенный переход основной статьи доходов с оплаты услуг в сторону оказания B2B- & B2C-сервисов и рекламы», - отметил первый заместитель директора «Глобтел.ТВ» Сергей Клоуда.
В дальнейшем «Тринити» намерена активизироваться в этом сегменте. «В наших планах стоит активное продвижение наших предложений в области IP-TV, причем не только в Москве, но и в других регионах страны. Уже сейчас в стадии подписания находится несколько контрактов и, кроме того, реализуется несколько проектов. В целом российский рынок вполне созрел для таких решений, и мы планируем занять в этом сегменте свою нишу. Кроме того, интерактивное ТВ может быть использовано не только для операторских сетей, работающих с конечным клиентом, но и для решений корпоративного класса. Здесь мы тоже видим возможности для работы», - сообщил Александр Муратов.
Напомним, что в области предоставления интерактивных решений для операторов связи сейчас работает целый ряд игроков. Это как контент-провайдеры, например «Контент-Хаус» (см. новость от 20 февраля 2008 г.), «Синтерра-Медиа», «Стрим-Контент», так и интеграторы – CTI, «Вимком», ВСС, Netris, «Открытые технологии» и др. Что касается известных вендоров, то IP-TV-оборудование продвигают такие компании, как Cisco, Nortel, Alcatel-Lucent, Siemens, Iskratel, Thompson и др. Если говорить непосредственно об операторах, которые реализовали в том или ином виде такие услуги, то, например, на рынке Москвы – это практически все крупные широкополосные игроки: «Стрим» («Комстар» и МГТС), «Акадо», 2КОМ, QWERTY («Центральный телеграф»), NetByNet, «Корбина Телеком», а также ряд компаний средней руки. Этот сервис внедряют и предприятия «Связьинвеста», например, в Петербурге запущена услуга «Авангард-ТВ» (см. новость spbIT.ru от 20 декабря 2007 г.).