Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) основан в 1896 году. Сейчас он занимает лидирующие позиции в рейтингах московских и российских вузов. МИИТ - это 7 институтов, 4 факультета, 52 инженерно-технических, инженерно-экономических и гуманитарных специальности, каждая из которых актуальна для железнодорожной и других отраслей экономики. С МИИТ сотрудничают более 59 университетов и фирм в разных странах мира, в числе которых Германия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Иран, Испания, Канада, Китай, КНДР, Куба, Монголия, Мьянма, Норвегия, Польша, Сербия, Сирия, Словакия, США, Франция, Чехия, Швеция, Швейцария, страны СНГ и Балтии. В России, в частности, сотрудничество ведется с ОАО «Российские железные дороги» и Министерством путей сообщения.
На ближайшее время в МИИТ запланировано открытие мультимодального комплекса, где будут задействованы несколько транспортно-логистических систем для обучения студентов, одной из которых станет Oracle Transportation Management, выбранная руководством вуза после соответствующего маркетингового исследования. Автономный модуль Oracle Transportation Management, входящий в комплекс Oracle E-Business Suite, является законченным решением и позволяет транспортным предприятиям комплексно организовывать свою деятельность по перевозке грузов внутри страны и за рубежом как единый, непрерывный, связывающий между собой всю цепочку поставщиков бизнес-процесс. Система Oracle Transportation Management построена на принципах единого управления ресурсами нескольких организаций (Multi Organization Structure), что позволяет эффективно управлять сложными современными задачами, включая построение сервис-ориентированной архитектуры, аутсорсинг, поддержку разноплановых направлений бизнеса в единой системе и управление качеством производственных операций на основе современных стандартов. Как правило, заказчиками решения становятся транспортно-логистические компании.
Чтобы выбрать поставщика решения, МИИТ провел открытый конкурс, в котором единственным участником стала московская компания «ФОРС - Центр разработки». Вследствие этого ФОРС получил право на заключение данного контракта, цена которого составила около 6 млн рублей. Срок проекта ограничен жесткими временными рамками – 2 месяца. Сдача проекта запланирована уже на конец августа 2008 года.
Как рассказали в ФОРС, условия контракта предполагают поставку 25 лицензий – это минимальное количество, необходимое для приобретения данного ПО заказчиком. «Дополнительной разработки программного продукта как таковой не будет. Задача ФОРС - кастомизировать решение, осуществить настройку стандартных модулей в соответствии со специфическими потребностями заказчика, обучить преподавателей. Специалистам ФОРС предстоит разработать курс лекций, составить методические пособия и другие учебные материалы. Одним словом, мы создаем полный курс обучения всему процессу транспортировки - от момента загрузки складов до погрузки в железнодорожные вагоны. На данный момент уточняется полный объем работ, и он может быть расширен. Работы по проекту уже идут полным ходом: система разворачивается на оборудовании заказчика. В проекте участвуют 3 специалиста, в дальнейшем это число может быть увеличено. Сколько преподавателей будет обучено, сейчас тоже не до конца ясно. Торжественное открытие учебного комплекса ожидается в начале сентября», - прокомментировала руководитель пресс-службы ФОРС Алиса Акулова.
Благодаря новой программе студенты научатся самостоятельно моделировать различные варианты транспортировки грузов, оформлять заявки и отгрузочные документы, вести учет и мониторинг перевозок, оперативно управлять ими и рисками клиента, принимать стратегические решения в управлении логистикой и осуществлять оперативный контроль финансовой эффективности. Студены каких именно специальностей будут проходить обучение Oracle Transportation Management, руководством вуза будет уточняться.
В ФОРС акцентируют, что проект для МИИТ по созданию учебного комплекса на базе программного продукта, специально разработанного Oracle для транспортных предприятий и адаптированного в соответствии с нуждами высшего учебного учреждения, станет первым в нашей стране, а ФОРС, участвуя в проекте, не только поможет подготовить квалифицированных специалистов в этой сфере, но и предложит российским транспортным компаниям оценить преимущества перехода на современную платформу автоматизации своей основной деятельности.
Отметим, что у ФОРС есть целый ряд решений, адресованных специально организациям сферы образования. Так, автоматизированная система моделирования и управления учебным процессом S&M_ART_UNIVERSITY представляет новый подход к созданию систем управления образовательными учреждениями. Система позволяет моделировать различные схемы организации учебного процесса - и традиционные, и инновационные, а также различные формы организации обучения, включая дистанционную. А корпоративная система управления обучением на базе решения Oracle Learning Management (OLM) обеспечивает возможности по управлению обучением, включая дистанционное и смешанное. Информационная система, созданная на базе OLM, может использоваться как для организации корпоративного обучения, так и в рамках вузовских программ. Слушатели при этом самостоятельно выбирают курсы, удобное для учебы время и ее формат. Будучи масштабируемым интернет-решением, система охватывает все стадии процесса обучения: составление курсов, планирование учебного процесса, доставку слушателям курсов и других необходимых материалов, контроль и анализ обучения. OLM входит в систему Oracle HRMS комплекса бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. ФОРС также предлагает услуги по разработке и поставке заказчикам готовых электронных курсов по нужной им тематике, созданию единого учебного портала на базе OLM, проведению тренингов и консультаций.
Портальные решения для образовательных учреждений на платформе Oracle AS Portal позволяют получить единое представление данных, консолидированных из разнообразных источников, модифицировать способ представления этих данных и права доступа к ним в соответствии с потребностями заказчика. Портал представляет собой единую точку входа, обеспечивающую доступ ко всем данным хранилища вне зависимости от того, где находится образовательный ресурс - в центральном или региональном хранилище. На технологиях Oracle ФОРС построил, например, интернет-портал дистанционного обучения собственного учебно-консультационного центра и корпоративный портал для Национального фонда подготовки кадров (НФПК).
Наконец, система управления хранилищем цифровых образовательных ресурсов ЭЛАД, являющаяся собственной разработкой ФОРС, предназначена для управления гибким объектно-ориентированным хранилищем данных, быстрой разработки прототипов информационных систем, реализации электронных административных регламентов, построения систем избирательного распространения информации и систем управления хранилищем цифровых образовательных ресурсов (подробнее о продуктовой линейке ЭЛАД см. новость от 27 мая 2008 г.). В апреле 2004 года в промышленную эксплуатацию в НФПК была введена система ЭЛАД-ЭР, созданная на основе технологии ЭЛАД и Oracle Workflow. В ходе проекта для НФПК была осуществлена автоматизация формализованной деятельности заказчика, разработана структура информационного хранилища и осуществлен процесс переноса в это хранилище всех данных, что сделало деловую информацию более доступной и повысило управляемость бизнес-процессов. Была построена система поддержки более 50 автоматизированных взаимосвязанных процессов, охватывающих всю деятельность фонда, это позволило модернизировать мониторинг процессов и осуществлять контроль выполнения отдельных проектов в реальном времени.
«Проблема автоматизации вузов стоит очень остро, однако зачастую она осложняется недостатком средств для финансирования проектов. Среди наших заказчиков такие образовательные учреждения, как НФПК, АНХ, институт «Информика» Министерства образования и науки РФ (см, например, новость от 15 декабря 2007 г. - о студенческой олимпиаде по технологиям Oracle в области СУБД, в проведении которой участвовали «Информика» и ФОРС) и другие. Среди наиболее востребованных учреждениями образования информационных продуктов можно назвать портальные решения, системы автоматизации документооборота на основе Oracle Workflow, S&M_ART_UNIVERSITY, модуль по управлению кадрами HR Oracle E-Business Suite», - сообщает Алиса Акулова.
В МИИТ проходили и другие ИТ-проекты. Так, компания «Сервис-Групп» в рамках сотрудничества с МИИТ оборудовала системами видеонаблюдения ДК МИИТ (использовано 16 телекамер, за основу взят продукт ITV «Видео7»), общежитие № 1 МИИТ (32 телекамеры, система безопасности «Интеллект»), общежитие № 2 МИИТ (48 телекамер, «Интеллект»), а к ноябрю 2006 года – общежитие № 5 (96 телекамер, «Интеллект»). В дальнейшем руководство МИИТ планирует провести интеграцию всех установленных комплексов видеонаблюдения путем создания единого центра мониторинга. В июне 2004 года МИИТ стал 25-м учебным заведением в СНГ и странах Балтии, присоединившимся к международной академической программе Cache Campus, реализуемой московским представительством компании InterSystems. Главной задачей программы Cache Campus является предоставление студентам высших учебных заведений, специализирующихся в области ИТ-технологий, возможности познакомиться как с теоретической, так и с практической стороны с современными разработками в области управления базами данных (СУБД). Для этих целей компания InterSystems предоставляет вузам бесплатную лицензию на использование своего продукта – постреляционной СУБД Cache – в учебных и научно-исследовательских процессах. В декабре 2003 года еще одна компания, «Диасофт», заключила партнерский договор с МИИТ в рамках своей программы сотрудничества с российскими вузами. Сотрудничество заключается в предоставлении вузам в пользование системы автоматизации банковской деятельности собственной разработки «Диасофт». Еще один партнер МИИТ, компания «Люксофт», участвует в процессе обучения в вузе, передавая студентам знания об аспектах и особенностях производства ПО.