Группа компаний «АйТи» была образована в 1990 году и на сегодня является одним из ведущих российских системных интеграторов. Компания предоставляет услуги по созданию и сопровождению корпоративных информационных систем. На сегодняшний день штат компании насчитывает свыше 1,5 тыс. специалистов. Основными направлениями деятельности являются управленческий и ИТ-консалтинг, системы автоматизации управления предприятием, а также ИТ-инфраструктура и системы информационной и технической безопасности. Кроме того, специалисты компании осуществляют услуги аутсорсинга и обучения в сфере ИТ и менеджмента. Филиалы компании и учебного центра действуют в 24 городах России, Украины и Казахстана. ГК «АйТи», помимо системного интегратора, включает в себя дочерние фирмы «Академия АйТи», «Аплана», «Босс. Кадровые системы», а также «Босс-Референт» и «Мобико».
На днях компания «АйТи» начала предоставлять услугу по аренде системы управления кадрами «Босс-Кадровик». «Мы перенимаем опыт западных компаний, работающих в этом направлении, - сейчас эта услуга популярна на Западе, а по прогнозам, уже к 2011 году четверть всего делового программного обеспечения будет продаваться по модели On-demand. В России это направление только начинает развиваться, и мы считаем, что модель Software-as-a-Service (SaaS) является логичным дополнением к нашему портфелю услуг», - прокомментировал руководитель Центра аутсорсинга бизнес-процессов компании «АйТи» Владимир Удалов.
Напомним, что модель работы SaaS заключается в том, что компания-заказчик не покупает ПО, а пользуется им, начисляя арендные платежи. Стоимость аренды трех рабочих мест системы «Босс-Кадровик» в год составит 169,2 тыс. руб., что в 2,5 раза меньше затрат компании на использование собственной HRM-системы. Эти данные специалисты «АйТи» получили, проведя расчет совокупной стоимости владения (ТСО) HRM-системой при ее внедрении на трех рабочих местах. Как правило, в компании с численностью сотрудников до 1 тыс. человек автоматизируется от 3 до 5 рабочих мест кадровиков и бухгалтеров по расчету зарплаты. Причем TCO не включает капитальные затраты на внедрение HRM-системы (закупку лицензий и оборудования, внедрение, поиск персонала), а состоит из годовых затрат на обновление ПО, амортизационных отчислений на ИТ-оборудование, а также затрат на ИТ-специалистов. Основную часть скрытых издержек составляют заработная плата, компенсационный пакет, налоги, аренда офисной площади, а также коммунальные платежи и охрана в расчете на одного специалиста.
Как говорят специалисты, единственным требованием к компании-заказчику является наличие доступа к Интернету и интернет-браузера на рабочих местах. Дополнительного программного обеспечения устанавливать не требуется. Переход на аренду приложений может проходить по двум сценариям. Так как система не требует доработок для того, чтобы начать в ней работать, доступ может предоставляться без проведения тонкой настройки. В этом случае на следующий день после подписания договора клиент получает доступ к системе и начинает работу. Другим сценарием сотрудничества будет случай, когда клиенту требуется провести тонкую настройку программного обеспечения. В таком случае перед переходом на аренду приложений специалисты «АйТи» проведут настройку ПО. Если заказчиком является крупная компания, то этот процесс может занять от одной недели до нескольких месяцев.
Компания «АйТи» ранее вышла на рынок с другим решением, работающим по схеме SaaS, - CRM-системой SugarCRM Professional, – это произошло в 2007 году. Данное решение ориентировано на рынок SMB. Сегодня же компания представляет HR-решение по схеме SaaS, но ориентированное не только на SMB, но и на крупные компании, прежде всего – территориально распределенные. «Аренда ПО интересна активно растущим компаниям, которые меняют свою рыночную позицию, переходят на новый организационный уровень. Развивающиеся предприятия часто оказываются в сложной ситуации: с одной стороны, отсутствие информационных систем тормозит развитие, с другой - у них нет операционного капитала, который можно было бы вложить в долгосрочный ИТ-проект. В этом случае использование модели SaaS не требует высоких затрат на развертывание в сравнении с классической моделью, а также обеспечивает быстрый запуск системы в эксплуатацию (несколько месяцев) и минимизацию рисков неудачного внедрения», - прокомментировал генеральный директор компании «АйТи» Тагир Яппаров. Кроме того, среди потенциальных клиентов модели SaaS могут выступать холдинги с территориально распределенной структурой, которым, как считают специалисты «АйТи», выгоднее централизовать обработку и хранение данных на сервере провайдера услуги. Это обеспечивает надежность обработки и хранения информации и позволяет снизить затраты на владение ИТ-системами.
Арендуя систему «Босс-Кадровик», компания получает возможность использовать все функции учета персонала, планирования фонда оплаты труда, ведения штатного расписания, а также анализа кадровых процессов и др. Как считают специалисты инвестиционного холдинга «Финам», аренда может быть востребована для решений, которые нужны для краткосрочного использования. Если говорить о малом и среднем бизнесе, то его представители могут арендовать широкий круг программ - на фоне их высокой стоимости аренда будет более выгодным вариантом. На сегодня услугу аренды CRM уже используют несколько компаний SMB-рынка, среди них отметим производственную компанию Metallux, рекламно-информационное агентство «Ярмарка-ЭДВ» и др. В данный момент компания ведет переговоры по такому сотрудничеству с компанией, имеющей холдинговую структуру.
Если говорить о ситуации в целом, то по данным аналитиков Gartner, объем мирового рынка SaaS-продуктов к 2011 году достигнет $19,3 млрд. По данным исследования аналитической компании Forrester, использование решений SaaS компаниями с численностью сотрудников более 1 тыс. человек за 2007 год выросло на треть. А самыми популярными SaaS-продуктами стали CRM- и HRM-системы.
Российский же рынок услуг SaaS, как считает эксперт «Финам» Леонид Делицын, находится в зачаточном состоянии, что связано с низким уровнем предложения и доступностью пиратского софта. Однако на фоне активной борьбы с пиратством актуальность SaaS для российского рынка будет расти. По оценкам «Финам», в перспективе на него может приходиться до половины продаж ПО в сегменте малого и среднего бизнеса. Среди крупных проектов можно отметить недавно озвученное совместное предложение Microsoft и «Синтерра». Отметим, что 4 июня 2008 года оператор связи «Синтерра» принял участие в первом дне Microsoft для хостинг-партнеров в России. В рамках мероприятия директор по продажам компании «Синтерра» Ирина Гришанова рассказала о стратегической направленности компании на поддержку решений Microsoft на базе SaaS, а также о специальных предложениях для российских хостинг-провайдеров в части аренды ресурсов московских и региональных ЦОД (программа «40х40» по созданию национальной сети ЦОД). Так, данная программа нацелена на децентрализацию интернет-ресурсов и корпоративных бизнес-приложений, которые находятся в Москве. Размещение ресурсов в регионах, по мнению специалиста, будет способствовать повышению их катастрофоустойчивости и доступности для потребителей на территории всей страны, а также поможет хостинг-провайдерам выйти на новые региональные рынки.
Эксперты отмечают: «Сейчас спрос на услугу SaaS потенциально высок, но ограничен двумя факторами: первый из них является во многом «психологическим», так как руководители многих компаний ещ не привыкли использовать сложные, комплексные аутсорсинговые услуги. Второй сдерживающий фактор заключается в следующем: для того чтобы оценить преимущества перехода на аренду, важно, чтобы руководитель компании корректно оценивал затраты, которые несет его компания при использовании собственной информационной системы, потому что при правильном учете эти затраты высоки, значительно выше, чем стоимость ежемесячных платежей по аренде приложения». Но, как считают в «Финаме», развитие рынка тормозится в основном низкой информированностью и недостаточным предложением. По мере решения этих вопросов рынок будет развиваться.
Что касается продвижения услуги SaaS, то, по словам специалистов «АйТи», компания использует преимущественно прямые каналы маркетинга (например, проведение рассылок). Кроме того, в маркетинге присутствуют предложения испытать, опробовать продукт. «АйТи» предоставляет клиентам льготные условия на первоначальном этапе тестирования услуги. Но, говоря о расширении портфеля услуг SaaS, компания предпочитает хранить эти планы в секрете.