«БФТ» («Бюджетные Финансовые Технологии») работает с 1997 года и специализируется на создании комплексных интеллектуальных автоматизированных систем для государственного и муниципального управления. Продуктовая линейка «БФТ» включает такие продукты, как «АЦК-Планирование», «АЦК-Госзаказ/Муниципальный заказ», «АЦК-Финансы», «АЦК-Имущество». На сегодня решения «БФТ» являются концептуальной и технологической базой построения целостной системы управления в 22 субъектах и более чем в 500 муниципальных образованиях РФ. Среди последних проектов компании «БФТ», выполненных для муниципалитета: внедрение системы «АЦК-Планирование» сразу в четырех муниципальных районах Нижегородской области: Навашинском, Первомайском, Сокольском и Вачском (см. новость дайджеста раздела «Автоматизация» от 16 июня 2008 г.), а также внедрение системы управления бюджетным процессом «АЦК-Финансы» в 13 муниципальных образованиях Волгоградской области (см. новость дайджеста раздела «Автоматизация» от 1 августа 2008 г.).
В настоящее время «БФТ» реализует очередной проект для муниципального заказчика – разрабатывает электронную торговую площадку на базе системы «АЦК-Муниципальный заказ» в городском округе «Город Старый Оскол и Старооскольский район» Белгородской области. Это первое территориальное образование Белгородской области, где внедряется «АЦК-Муниципальный заказ». Объектами автоматизации являются Управление муниципальных закупок городского округа «город Старый Оскол и Старооскольский район», а также все муниципальные заказчики.
Решение «АЦК-Муниципальный заказ» представляет собой комплексную систему организации процесса муниципальных закупок и электронной торговли. Система предназначена для автоматизации всех этапов процедуры муниципальных закупок: от процесса планирования, формирования и размещения заказов, до процесса исполнения закупок и контроля над его исполнением.
В рамках описываемого проекта контракт на поставку системы «АЦК-Муниципальный заказ» был подписан с «БФТ» в январе 2008 года. Компания выполняет весь комплекс работ по внедрению системы «под ключ» с учетом индивидуальных особенностей города Старого Оскола. Внедрение системы состоит из нескольких этапов: подготовительный, организационный и опытно-промышленный этап. Первый, подготовительный этап, начался в феврале 2008 года. В его рамках сотрудниками внедрения «БФТ» совместно с заказчиком были проведены несколько видов работ, включая организацию процесса предпроектного обследования, консультирование по вопросам, возникающим в ходе проведения предпроектного обследования; анкетирование; утверждение ТО о предпроектном обследовании. Здесь же были утверждены состав и список работ «пилотной группы», а также проведено утверждение ТЗ и документов нормативно-правового и организационного обеспечения.
Дальнейший этап включил непосредственно работы по внедрению системы. Эта стадия длится с февраля 2008 года и завершится в конце августа текущего года. Первая часть этапа внедрения включила создание рабочей группы и разработку необходимой документации – эти процессы продлились с февраля по апрель 2008 года. В настоящее время проект находится на стадии опытной эксплуатации. Кроме того, в этот же период прошло обучение пилотной группы. Вопрос об обучении оставшихся заказчиков находится в процессе рассмотрения.
При реализации проекта в Старом Осколе использована версия 1.13 системы «АЦК–Муниципальный заказ», актуализированная в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ №179 об электронных аукционах. В качестве пилотных объектов автоматизации выступили управление капитального строительства, городская больница №1 и управление образования города. Опытная эксплуатация проводилась с использованием системы казначейского исполнения бюджета. Криптографическая защита и механизм электронно-цифровой подписи будут реализованы на основе решения «Крипто-Про CSР». В качестве СУБД используется система Firebird.
В соответствии с контрактом, установку комплекса автоматизации муниципальных закупок планируется завершить 31 августа 2008 года. В течение 2008 года комплекс автоматизации муниципальных закупок планируется интегрировать с действующей в городе системой казначейского исполнения бюджета, что позволит в автоматическом режиме осуществлять проверку заявок получателей бюджетных средств на соответствие бюджетной росписи и резервировать бюджетные средства под планируемую закупку. Напомним, что до текущего проекта в городском округе «Город Старый Оскол и Старооскольский район» была внедрена система казначейского исполнения бюджета «АЦК-Финансы».
После завершения проекта интеграции «АЦК-Финансы» и «АЦК-Муниципальный заказ» схема работы систем будет следующей: информация о заявке на закупку передается в систему КИБ («АЦК-Финансы»). По этой информации будет проводиться автоматический контроль заявок на закупку на наличие остатков лимитов бюджетных обязательств. Механизм служит целям оперативного планирования расходов и предназначен для обеспечения лимитов бюджетных обязательств под конкретную заявку на закупку к моменту прохождения процедур торгов и заключения контракта (после чего лимиты по договору обеспечиваются БО), а также для уведомления Заказчика о наличии свободного остатка лимитов по конкретной расходной строке сметы. Результат контроля передается из системы «АЦК-Финансы» в «АЦК-Муниципальный заказ» и приводит к изменению статуса заявки, что позволяет проводить дальнейшие действия по размещению заказа. Из «АЦК-Финансы» в «АЦК-Муниципальный» заказ также переносятся сведения об оплате контрактов и договоров.
Как рассказали в «БФТ», результатом проекта станет функционирующая электронная площадка, которая позволит в электронной форме проводить открытые аукционы и подавать заявки на участие в процедурах закупок. «Внедрение системы муниципальных закупок в Старом Осколе позволит обеспечить качественное планирование закупок, быструю обработку информации, регламентировать работу между уполномоченными органами и заказчиками, повысить контроль за соблюдением законодательства РФ, отследить конъюнктуру рынка», - прокомментировал руководитель производственного центра «АЦК-Госзаказ/Муниципальный заказ» компании «БФТ» Анатолий Борзов.
Напомним, что внедрение систем организации процесса муниципальных закупок и электронной торговли, к типу которых относится решение «АЦК-Муниципальный заказ», - актуально, в связи с последними законодательными изменениями. Так, с 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон № 94-ФЗ, строго регламентирующий процесс закупок и обязывающий следовать вновь введенным процедурам. Как рассказали в «БФТ», государственные и муниципальные органы власти, бюджетные учреждения всех уровней на территории всей страны столкнулись с проблемами увеличившегося в разы документооборота, необходимостью сократить время анализа и принятия решений, неспособностью оперативно получать точную информацию о состоянии процессов закупок. В течение двух последующих лет Федеральный закон №94-ФЗ изменялся и дополнялся более пяти раз. Кроме того, было принято большое количество различных постановлений Правительства РФ и других нормативных актов, регулирующих процедуру закупок – то есть, условия в этой области меняются постоянно, причем это происходит на фоне недостаточной образованности в сфере государственных и муниципальных закупок специалистов бюджетных учреждений. «Для того, чтобы решать проблемы, которые вызываются слишком частыми изменениями в законодательстве, необходимо создание системы с четкими, едиными для всех, правилами, и которая увязала всех участников процесса государственных закупок в рамках единого центра управления», - рассказали в «БФТ».