«Комстар – Объединенные ТелеСистемы» – крупнейший по финансовым показателям и абонентской базе мультисервисный оператор связи в Москве. Кроме того, компания работает в пяти федеральных округах России, а также в Армении и на Украине. Абонентская база «Комстар-ОТС» по состоянию на конец 1 квартала 2008 года включает 3,6 млн абонентов-физлиц в Москве и 750 тыс. квартирных абонентов услуги широкополосного доступа в Интернет («Стрим» и МГТС), а также 40 тыс. квартирных абонентов ШПД в регионах России и СНГ. Консолидированная выручка группы компаний за 12 месяцев 2007 года и за первый квартал 2008 года составила $1562,4 млн и $417 млн соответственно.
Строительство сети междугородной и международной связи компании «Комстар-ОТС» началось в прошлом году, длилось шесть месяцев и было закончено в феврале 2008 года. В рамках проекта «Комстар-ОТС» выполнил работы по организации точек присоединения во всех субъектах РФ, а также осуществил инсталляцию семи междугородных транзитных узлов связи во всех федеральных округах России и четырех международных узлов связи. Кроме того, «Комстар-ОТС» заключил договоры о присоединении со всеми российскими операторами зоновой связи, а также с международными операторами. Все узлы и точки присоединения компании соединены между собой в единую транспортную сеть, в том числе арендованными каналами связи.
Объем инвестиций в строительство сети дальней связи составил около $14 млн. В основе лежит решение NGN, обеспечивающее предоставление голосовых услуг и реализацию новых мультимедийных сервисов. Сеть построена на основе платформы Communication Server 2000 – NGN коммутатора от компании Nortel.
Заявка на получение префиксов была подана весной 2008 года. 13 августа 2008 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало приказ Министерства связи и массовых коммуникаций РФ № 15 от 23 июля 2008 года о назначении кодов выбора оператора связи для обеспечения доступа абонентов к услугам междугородной и международной телефонной связи, оказываемым ОАО «Комстар-ОТС». При междугородном телефонном соединении оператору присвоен код выбора оператора связи 23, при международном – 28.
Услуги дальней связи компания «Комстар-ОТС» начала оказывать уже с 1 августа 2008 года. Как сообщила пресс-секретарь «Комстар-ОТС» Екатерина Невская, компания сфокусируется в первую очередь на предоставлении услуг связи своим корпоративным клиентам, так как, по мнению компании, массовый рынок низкомаржинален и требует значительных инвестиций.
«Мы считаем, что современный мультисервисный оператор связи должен оказывать своим клиентам весь спектр телекоммуникационных сервисов – от услуг местной до услуг дальней связи. Это дает нам возможность предложить конкурентоспособные цены на все услуги и пакетные предложения для абонентов, включающие и телефонию, и Интернет, и прочие телекоммуникационные сервисы. Поэтому начало оказания услуг дальней связи – очень важный для компании этап. Кстати, это окажет существенное влияние и на доходы: как предполагается, к 2011 году одна шестая доходов от работы на региональном рынке группы компаний будет получена от услуг МГ/МН связи. А развивать эти услуги мы будем во всех регионах нашего присутствия для наших корпоративных пользователей», – сообщила также г-жа Невская.
«Комстар-ОТС» стал восьмым оператором дальней связи на российском рынке. На данный момент основными игроками являются «Ростелеком», МТТ, «Голден Телеком» и «ТрансТелеКом». С частными клиентами работают преимущественно «Ростелеком» и МТТ. Основная работа «Голден Телеком» на рынке МГ/МН-связи пока велась исключительно в сегменте корпоративных пользователей. При этом как на московском, так и на региональном рынках «Голден Телеком» сделал ставку на так называемых off-net-клиентов, то есть на те компании, которые не являются пока клиентами оператора. К 2010 году оператор рассчитывает занять 20 % рынка. В прошлом году на рынок междугородной и международной связи вышла компания «ТрансТелеКом» (см. новость раздела ТрансТелеКом от 13 июля 2007 г.). В ближайшие 5 лет «ТрансТелеКом» планирует выйти на массовый рынок и рассчитывает достичь восьмипроцентной доли российского рынка дальней связи.
Пятым оператором дальней связи в России стала компания «Эквант» (Orange Business Services), получившая префиксы осенью 2007 года и начавшая предоставлять услуги дальней связи с 1 января 2008 года. «За прошедшие полгода серьезно увеличилось число заказчиков, а выручка в июне 2008 года по услугам дальней связи выросла в три раза по сравнению аналогичным периодом в 2007 году, – рассказывает менеджер по связям с общественностью Orange Business Services в России и СНГ Екатерина Цвилева. – Предоставляя предприятиям комплекс телекоммуникационных услуг, мы изначально работаем несколько в другой нише, чем традиционные операторы дальней связи. В дальнейших планах компании – разработка и запуск новых услуг с использованием существующих у оператора дальней связи возможностей».
В феврале 2008 года получил префиксы оператор «Арктел» (см. новость раздела «Межгород» от 26 февраля 2008 г.) и 1 апреля начал оказание услуг междугородной и международной связи на всей территории России. Благодаря сущестсующему опыту работы с населением (покупателями телефонных карт), компания планирует в течение двух лет получить от работы на массовом рынке до 65 % своего совокупного дохода и захватить не менее 4 % рынка МГ/МН связи. 1 мая начала оказывать услуги дальней связи долго дожидавшаяся префиксов компания «Синтерра» (см. новость раздела «Межгород» от 17 апреля 2008 г.). Выхода на массовый рынок компания не планирует, так как в первую очередь сеть строилась для удовлетворения потребностей корпоративных клиентов группы, и оказание услуг дальней связи является продолжением формирования полного пакета телекоммуникационных сервисов.
Общий прогноз всех игроков рынка – это усиление конкуренции в данном сегменте, в особенности в области предоставления услуг физическим лицам. Также в качестве важного момента отмечается отсутствие в регионах услуги режима выбора оператора при каждом звонке (hot choice), что затрудняет продвижение альтернативных операторов на региональные рынки. «Главное событие, которое будет определять развитие рынка дальней связи в ближайшее время, это введение автоматического режима «выбора оператора при каждом звонке» (так называемый hot choice), – считает директор по связям с общественностью ОАО «МТТ» Кирилл Ладыгин. – Несмотря на то, что представители «Связьинвеста» объявили о том, что он пока вводиться не будет, мы понимаем, что на слишком долгую перспективу его откладывать нельзя, иначе можно считать, что реформа дальней связи в России приостановлена. По-настоящему либерализованными в этом отношении останутся только Москва, Татарстан, Башкортостан, Якутия, Псков и Кострома, так как в этих регионах выбор оператора не только существует, но и реализован в очень доступной и максимально комфортной для населения форме, при которой не требуется явка на узел связи с письменным заявлением в рабочее время. Учитывая, что в этих регионах жалоб от пользователей на введение hot choice не поступало, а также то, что представители «Связьинвеста» уведомили общественность о технической готовности всех МРК к введению hot choice, сделать осталось лишь один шаг – собственно ввести этот режим. При этом стоит отметить, что МГТС, «Таттелеком», «Башинформсвязь», «Сахателеком» и др. действовали строго в рамках законодательства, а значит юридически и МРК ничто не мешает этот режим ввести. Мы полагаем, что вне зависимости от введения hot choice, абонентская база бывшего монополиста, в любом случае будет перетекать к новым игрокам этого рынка. Этому будет способствовать маркетинговая политика операторов, составивших конкуренцию «Ростелекому». Будут ли другие игроки выходить на рынок физлиц? До введения hot choice, масштабно, скорее всего, нет. А вот на рынке корпоративных пользователей такое может произойти, так как предприятия предпочитают работать по договору, то есть в режиме «предварительного выбора» (pre-select)».
Аналитики отмечают, что, несмотря на рост конкуренции, выход оператора «Комстар-ОТС» на рынок дальней связи может быть вполне успешным: «Событие было давно ожидаемым. Система стоит на базе «Комстар-ОТС» – интегрированного оператора связи, который может предложить своим клиентам существенный объем различных услуг. Это позитивно в плане развития бизнеса и расширения клиентской базы. Кроме того, дальняя связь может рассматриваться как еще один драйвер роста доходов «Комстара». Многое зависит и от стратегии. Опыт МТТ показал, что с «Ростелекомом» можно эффективно конкурировать. Нельзя исключать, что «Комстар» также добьется хороших результатов. При этом он может предлагать услуги как корпоративным клиентам, которые сейчас достаточно чувствительны к цене, так и частным лицам, в частности, продвигая телефонию среди своих интернет-абонентов, – комментирует аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова. – Конкуренция на рынке будет расти во всех сегментах. Однако рынок дальней связи растет не такими высокими темпами – 5-7 % в год, но зато на нем есть хорошая возможность теснить былого монополиста предлагая более выгодные цены и различные пакеты услуг. У «Комстара» есть отличный опыт активного маркетинга, который может быть применен и в новом для оператора сегменте».