Напомним, что первая информация о возможном объединении компаний «ВымпелКом» и «Голден Телеком» появилась в начале июля 2007 года, а официальное подтверждение о проведении переговоров последовало в начале декабря 2007 года. Предложение «ВымпелКом» было рекомендовано к одобрению советами директоров обеих компаний и их соответствующими специальными комитетами независимых директоров. Следуя этим рекомендациям, советы директоров компаний официально одобрили заключение соглашения о слиянии между «Голден Телеком» и двумя дочерними компаниями «ВымпелКом», о подписании которого было объявлено 21 декабря 2007 года. В соответствии с указанным соглашением о слиянии 18 января 2008 года косвенная дочерняя компания «ВымпелКома» Lillian Acquisition Inc. сделала тендерное предложение о выкупе всех обыкновенных акций «Голден Телекома».
Для завершения объединения было необходимо, чтобы тендерное предложение приняли по меньшей мере 63,3 % акционеров «Голден Телеком». По итогам первоначального и дополнительного периодов действия тендерного предложения, продлившихся с 18 января по 26 февраля 2008 года, тендерное предложение о продаже приняли 94,4 % акционеров. В результате сделка была завершена по упрощенной процедуре, и 29 февраля 2008 года было официально заявлено о слиянии Lillian Acquisition и компании «Голден Телеком». Общая сумма сделки составила примерно $4,3 млрд (см. новость раздела «Билайн» от 19 февраля 2008 г.).
Генеральный директор ОАО «ВымпелКом» Александр Изосимов вчера, 2 сентября 2008 года, рассказал о том, что было несколько предпосылок для интеграции приобретенных активов. Прежде всего интеграция могла дать группе компаний новые возможности для развития бизнеса, усилить позиций «Билайн» на российском телекоммуникационном рынке и на рынке корпоративных пользователей, а также увеличить темпы роста за счет объединения позиций на рынках мобильной и фиксированной связи и создать дополнительные возможности благодаря синергетическому эффекту.
Как отметил г-н Изосимов, «Голден Телеком» оказался для «Билайн» идеальным партнером. Так, объединение инфраструктуры сетей должно повысить их эффективность, увеличить объем оптовых продаж, а также дать возможность предоставлять дополнительные услуги на сетях ШПД. Объединение клиентских баз в перспективе позволяет создать комплексные предложения для кросс-продаж и увеличить число клиентов в корпоративном и потребительском сегментах. Интеграция существующих продуктов и услуг позволит расширить их ассортимент и предложить конвергентные решения. Кроме того, такой подход позволит сократить затраты и, соответственно, увеличить эффективность капиталовложений. Кроме того, географическое присутствие объединенной компании позволит создать оператора с лидирующими позициями на рынках стран СНГ.
Интеграция компаний предполагала несколько этапов: объединение систем продаж и корпоративной поддержки клиентов на основе опыта «Голден Телеком». Также предполагалось создать систему централизованных закупок и интегрировать транспортные сети.
Как рассказал управляющий директор ОАО «ВымпелКом» Жан-Пьер Вандром, на данный момент интеграция уже фактически закончена, причем времени было затрачено меньше, чем планировалось. Так, создание новой организационной структуры уже завершено; что касается географической интеграции, то на данный момент идет перемаршрутизация трафика от «Ростелекома» и МТТ. Также уже стартовали первые кросс-продажи.
По словам руководителей компании, результаты работы после завершения сделки – а это 7,5 месяца – таковы: территория присутствия объединенного оператора включает 9 стран и 350 млн жителей, штат компании на данный момент составляет 36 тыс. сотрудников, при этом у компании 53,7 млн активных пользователей мобильной связи, а общая выручка по итогам второго квартала 2008 года составила $2,6 млрд. Протяженность ВОЛС на данный момент – 70 тыс. км, и компания располагает 28 тыс. базовых станций и 400 тыс. точек продаж. Абонентская база насчитывает 130 тыс. корпоративных клиентов.
С 1 сентября 2008 года услуги для корпоративных клиентов продвигаются под единым брендом «Билайн Бизнес», разработанным совместно с компанией Wolf Olins, которая, напомним, в 2005 году придумала «полосатый» логотип «Билайна». Как рассказал вице-президент по маркетингу и продажам ОАО «ВымпелКом» Кент МакНили, решение о запуске единого бренда было принято в связи с тем, что такой вариант развития повышает заметность торговой марки и позволяет использовать уже созданный уровень доверия клиентов к бренду. Таким образом достигается синергетический эффект: реклама одного направления бизнеса влияет и на продвижение другого.
Что касается цветового решения нового бренда, то в нем будут использованы традиционные полоски и белый цвет, который создает контраст с золотистым и черным цветами. При этом в рекламной кампании, которая уже стартовала в большинстве регионов, компания планирует ориентироваться не только на крупных корпоративных клиентов, но и на сегмент SMB: для решения этой задачи в рекламных материалах будет использоваться образ человека в «не совсем деловом костюме». Кроме традиционных рекламных площадок решено использовать и нестандартные: рекламные материалы будут размещаться на стеклах в такси, на окнах в аэропортах и бизнес-центрах – для этого разработаны специальные полупрозрачные наклейки золотистого цвета, воплощающие слоган «Сделай жизнь ярче». На первый этап ребрендинга, предполагающий непосредственно продвижение нового бренда и повышение его значимости, будет затрачено около $10 млн.
Напомним, что бренд «Билайн», используемый на данный момент в компании, был создан в 2005 году (см. новость раздела «Билайн» от 9 сентября 2005 г.).
В рамках интеграции было начато переобучение специалистов, занимающихся продажами решений «Билайн» и «Голден Телеком». Для этого были созданы специальные курсы, консультантами в рамках которых являются, в том числе, и специалисты другого, «противоположного» направления бизнеса. Как отметил г-н МакНили, скорость переобучения не слишком высока, что обусловлено необходимостью контроля качества предоставляемых услуг. При этом в Московском регионе переобучение идет более быстрыми темпами, что объясняется в первую очередь территориальной близостью персонала. Кроме того, были назначены региональные руководители, которые и отвечают за ввод данной системы переобучения.
Директор по маркетингу бизнес-сегмента ОАО «ВымпелКом» Оксана Беляева рассказала, что уже создан пакет конвергентных услуг, появление которых обусловлено интеграцией операторов. Так, прежде всего, это услуга FMC, которая объединяет фиксированную и мобильную связь в единую корпоративную телефонную сеть клиента с единым планом внутренней нумерации, коротким набором, льготной тарификацией звонков внутри корпоративной сети и МГ/МН-связи. Напомним, что ранее услуга с таким названием уже была запущена в сети «Билайн» в некоторых регионах (например, в Петербурге и Москве), однако на данный момент ее функционал несколько расширен и условия для клиента более выгодны. При этом разрывать отношения с компаниями, которые являлись партнерами по предоставлению данной услуги, «Билайн» не намерен, хотя, как отметила г-жа Беляева, и будет предлагать клиентам перейти на более выгодные условия.
Кроме того, клиентам предлагается ряд решений, предусматривающих скидку на тот или иной вид услуг, или пакеты услуг. Так, в Московском регионе при приобретении услуги IP VPN клиент может также приобрести услугу «Корпоративный GPRS-доступ» со скидкой на абонентскую плату и передачу данных, а заказывая одновременно услуги фиксированной и мобильной связи, клиент получает специальные дисконтные тарифы на звонки внутри компании, а также льготные условия тарификации телефонного трафика между номерами фиксированной и сотовой сети «Билайн» (OnNet Price Plan). Также клиентам в Москве, приобретающим одновременно услуги фиксированной и мобильной связи «Билайн», предлагается несколько пакетов услуг на льготных условиях: «Услуги дальней фиксированной связи + Мобильная телефония» (предполагает возможность получить скидку до 50 % на 3 выбранных междугородных направления), «Телефония фиксированная + Телефония мобильная» (предусматривает получение скидки на все фиксированные платежи до 20 %, процент скидки зависит от размера фиксированных платежей). Схожие предложения уже запущены и в некоторых других городах. Как рассказала Оксана Беляева, после Москвы подобные решения будут запущены во всех городах-миллионниках, а затем тиражированы и в другие регионы.
Вице-президент по развитию корпоративного бизнеса объединенной компании Андрей Патока отметил, что в развитии корпоративного направления бизнеса компания будет ориентироваться и на операторский рынок, и на сегмент застройщиков и владельцев коммерческой недвижимости как на одни из самых перспективных.
Г-н Изосимов пояснил, что при интеграции потерь клиентской базы не было, при этом были привлечены новые крупные корпоративные клиенты, которые ранее использовали только услуги сотовой связи компании. В будущем, по мнению Александра Изосимова, в основу развития бизнеса будет положена именно передача данных, таким образом, инвестиционная стратегия компании предусматривает развитие всех предоставляемых на данный момент технологий доступа в Интернет. За пределами интересов пока WiMax, так как эта технология пока не кажется руководству компании перспективной. Сейчас компьютеризация домохозяйств в РФ значительно превышает их интернетизацию, соответственно, в дальнейшем спрос на услуги ШПД будет только увеличиваться. С учетом того, что средняя стоимость услуг ШПД в месяц составляет $17, а за услуги сотовой связи абонент платит в среднем $14, перспективы для развития ШПД, по мнению г-на Изосимова, можно оценить как весьма хорошие.