Услуги ШПД под собственным брендом МГТС начала предоставлять в октябре 2007 года (см. новость раздела «Интернет» от 25 сентября 2007 г.), ориентируясь на аудиторию, не охваченную «Комстар-Директ», предоставляющую услуги под торговой маркой «Стрим» и также входящую в состав «Комстар-ОТС», а именно на пользователей dial-up-доступа и слои населения, более спокойно относящиеся к Интернету, то есть так называемое консервативное большинство. Если услуги «Комстар-Директ» подразумевают высокие скорости, дополнительные сервисы, «Интернет плюс ТВ» и HDTV, то акцент МГТС был сделан на максимальном удобстве и простоте для абонента.
Об услуге интернет-доступа телефонных абонентов МГТС информировала, в том числе, и на своих телефонных счетах. Что касается рекламы и продвижения этой услуги в целом, то более или менее полноценная система начала выстраиваться с февраля-марта 2008 года, а далее был предложен комбинированный тарифный план 777. Его смысл был в том, чтобы дать абоненту пакет услуг «Интернет+телефония» со скидкой, которая в сумме составляла 777 рублей, то есть, по сути, предложение представляло собой услугу double play. К лету надо было менять концепцию. Акция «777» начала затихать, тем более что, как сообщил начальник департамента развития бизнеса ОАО «МГТС» Станислав Журавлев, она свою функцию отработала, и компании удалось добиться планового показателя. В дальнейшем была разработана акция «Включи лето бесплатного Интернета», в рамках которой новому абоненту, подключившемуся на тарифы со скоростью доступа 1 Мбит/с и 2 Мбит/с, предоставлялся не только бесплатный Интернет до 31 августа, но и модем в подарок. «Тогда концепция «Дом цифрового комфорта» еще не появилась, но ее идея уже брезжила на горизонте. Изначально модем сдавался пользователям в аренду, но в дальнейшем мы решили, что так как мы продаем собственно услугу, а модем является только частью технологии, то модем будет предоставлен абонентам бесплатно. Таким образом, мы стали еще понятней и ближе покупателю», – рассказал Станислав Журавлев. В конце этого месяца, 31 сентября, акция по раздаче модемов заканчивается, но у МГТС есть планы продлить ее до конца года, так как абоненты восприняли ее достаточно позитивно.
«Если на начальных этапах, до февраля-марта 2008 года, МГТС часто путали со «Стримом», – отмечает Станислав Журавлев, – то в итоге их стали различать. Идея «Комстар-ОТС» развести две компании по сегментам себя оправдала полностью. Действительно, получилось так, что абоненты стекались к компаниям в зависимости от характеристики услуг». В подтверждение этих слов коммерческий директор ОАО «МГТС» Эдуард Шарай рассказал, что интернет-абоненты МГТС тяготеют к более низким скоростным тарифным планам, и только 15 % абонентов хотят скорости больше, чем предлагает МГТС, но при этом не уходят к другому провайдеру.
Лето 2008 года было для МГТС этапом набора абонентской базы и продумывания концепции «Дом цифрового комфорта», которая окончательно оформилась и была представлена в сентябре (см. новость раздела «Интернет» от 10 сентября 2008 г.). Суть концепции заключается в том, чтобы сделать потребление услуг ШПД для московских пользователей таким же простым, как и услуг домашней телефонии. Она включает в себя несколько аспектов. Во-первых, были введены легко запоминающиеся, так называемые нумерологические, или «красивые» тарифные планы «Экономный», «Стандартный», «Оптимальный» со скоростями 512, 1024, 2048 кбит/с стоимостью 111, 222 и 333 рубля в месяц, а также бесплатная и удобная форма перехода абонента с одного тарифного плана на другой через «Личный кабинет», который на данный момент, как сообщают в компании, работает очень активно и успешно. В середине августа заработала круглосуточная техническая поддержка. Частью концепции является также информационное наполнение сайта mgts.ru. В частности, был создан большой раздел FAQ, который составлен на основе анализа вопросов в службу технической поддержки и справочные службы. Имеет место и расширение мест оплаты: на данный момент оплатить услуги МГТС возможно почти во всех терминальных сетях, причем если раньше МГТС можно было найти только в разделе ЖКХ, то сейчас компания появляется и в разделах «Интернет-провайдер» или «Операторы связи». В течение двух месяцев на счетах абонентов информировали, какими средствами оплаты можно пользоваться, а в центрах услуг связи абонентам выдаются справочные материалы на эту тему. «Этот аспект нужно усиливать, – считает Эдуард Шарай. – Люди привыкли оплачивать телефонные счета в Сбербанке, но дополнительные услуги потребуют больше свободы действий в оплате». Напомним также, что изначально плата за интернет-доступ наряду с голосовыми услугами осуществляется по кредитной схеме и включается в единый счет МГТС.
Концепция «Дом цифрового комфорта» была, по оценкам компании, воспринята абонентами доброжелательно, и сейчас МГТС работает в плане усиления рекламной активности. «Многие вещи иллюстрируются, чтобы информация была пользователям понятна и запоминалась. Так, на данный момент идет работа с креативными агентствами в поисках интересного визуального образа для нового предложения МГТС, которое компания планирует обнародовать в следующем месяце», – рассказала руководитель управления по связям с общественностью ОАО «МГТС» Ирина Бережнова.
Данное предложение – это акция «Интернет-страховка». В МГТС говорят о ней как об уникальном предложении, аналога которому не было не только в Москве и в России, но и в Европе. Сутью данной услуги является предложение интернет-пользователям резервного канала. Эта идея в МГТС уже продвигалась на уровне позиционирования, когда предлагалось купить низкоскоростные тарифные планы, например, 128 кбит/с за 97 рублей, что по московским меркам не много, в качестве запасного варианта к основному провайдеру. Однако эта идея не нашла на тот момент массового спроса. Сейчас МГТС хочет повторить это предложение в рамках новой концепции «Дом цифрового комфорта», предложив москвичам зарезервировать через телефонную розетку их основной канал, то есть, по сути, войти вторым оператором в дом. При этом будет предложена уникальная система тарификации, по которой абонент будет платить несколько десятков рублей в месяц – собственно, вносить плату за поддержку линии, - и эта цена будет на всех тарифных планах одна. Далее оплата будет производиться по следующему принципу: если абонент в течение суток ни разу не воспользовался интернет-доступом от МГТС, за эти сутки он ничего не платит, в обратном случае он заплатит суточную плату. Она уже будет различаться для разных тарифных планов, и будет выше, чем цена основных тарифов, так как оператор, естественно, не хочет допустить оттока абонентов, и, кроме того, к работоспособности этих каналов будет повышенное внимание – все же они представляют собой некий резерв.
Соответственно, в октябре достаточно сильно пойдет реклама именно этого предложения, и в поддержку услуги будет проведена двухмесячная акция. «Таким образом, мы реализуем свое преимущество – доступ к 3,6 млн квартирных абонентов, – отмечает Ирина Бережнова. – Становясь вторым провайдером, мы не теряем первенство, а напротив, сопровождаем и страхуем наших же абонентов. Москвичи привыкли, что телефон безотказен. МГТС хочет, чтобы и Интернет был также безотказен. В этом состоит комфорт современного человека. Два провайдера – как основная и резервная системы на космическом корабле – никогда не подведут».
Станислав Журавлев раскрыл корреспонденту ict-online.ru и другие планы по развитию широкополосного направления МГТС в области маркетинга. Так, до конца года будет выдвинуто еще два предложения. Во-первых, МГТС планирует повторить успешный опыт введения комбинированного тарифа: готовится акция под рабочим названием «Общительный Интернет», которая начнется в середине октября или с 1 ноября. Это будет скидка для абонентов, которые выберут безлимитный тарифный план на скорости 2 Мбит/с и безлимитный тарифный план по телефону. Однако в широкую коммуникацию данное предложение пока не пойдет. Как рассказал Станислав Журавлев, был проведен опрос абонентов МГТС, которые пользуются услугой ШПД более 5 месяцев. На вопрос, почему предпочтение отдано именно МГТС, 45 % ответили, что дело в цене, в доступности услуги, 43 % оценили удобство единого счета, а 5-6 % респондентов хотели бы получить какое-то пакетное предложение. «Я не скажу, что мы рассчитываем на значительный прирост, но, по крайней мере, мы считаем, что если есть часть абонентов, которым это комфортно, мы должны дать им эту услугу», – отметил г-н Журавлев. Информация по второму предложению пока не раскрывается, известно только, что оно появится в ноябре 2008 года.
Успешность своих ШПД-услуг МГТС связывает, в том числе, с теми техническими преимуществами, которые имеет компания. Интенсивно ведется модернизация сети (см., например, новость раздела «Комстар-ОТС» от 9 октября 2007 г.). В этом году компания завершает модернизацию на базе оборудования NGN, и в 2009 году будет проводиться модернизация городской телефонной сети на базе оборудования IMS, что подразумевает принципиально другие условия предоставления услуг ШПД. В 2009 году около 300 тыс. абонентов будут переведены на IMS, что означает снижение цены привлечения абонентов для МГТС благодаря тому, как отметила г-жа Бережнова, что промежуточные процедуры по заказу и установке услуги будут минимизированы или отсутствовать вовсе. Суть в том, что абонентам бесплатно будет предоставляться домашний шлюз, представляющий собой коробку, где есть модем с Wi-Fi, телефонная и Ethernet-розетка, что сделает выбор услуги абонентом предельно простым и доступным.
Прирост абонентской базы МГТС осуществлялся высокими темпами, и к концу второго квартала 2008 года число абонентов возросло до 96,5 тыс. В МГТС считают это достаточно хорошим показателем и отмечают, что интернет-абоненты МГТС составляют 2,5-3 % всего московского рынка ШПД. В целом к концу II квартала 2008 года общее число частных пользователей группы «Комстар-ОТС» в Москве превысило 783 тыс. Как сообщалось ранее, стратегическая цель «Комстар-ОТС» – занять 50 % рынка ШПД в Москве к 2011 году. Однако для компании более важен такой критерий, как число абонентов, подключенных к услугам ШПД группы компаний (МГТС и «Комстар-Директ»), от общей абонентской базы МГТС, то есть телефонных пользователей, которых в частном секторе более 3,6 млн.
В целом, по мнению МГТС, вопрос о привлечении абонентов сейчас стоит особо остро, так как борьба за рынок приближается к завершению: «Сегодня Москва уже вышла на уровень европейских городов, европейских столиц. В первой половине 2009 года все абоненты будут поделены между провайдерами. Поэтому я считаю, что сейчас конкурентная борьба за оставшихся абонентов будет достаточно высока», – дает свою оценку рынка ШПД Москвы Станислав Журавлев.
На данный момент «Комстар-ОТС» является крупнейшим игроком на московском ШПД-рынке. Второе место занимает компания «Акадо-Столица», обслуживающая по состоянию на конец первого полугодия 2008 года 483 тыс. абонентов ШПД, 300 тыс. абонентов цифрового ТВ и 852 тыс. абонентов аналогового ТВ. В пятерку лидеров также входят «Корбина Телеком», NetByNet («Нэт Бай Нэт Холдинг») и QWERTY («Центральный Телеграф»), занимающие к 30 июня 2008 года, по оценкам iKS-Consulting, соответственно 19 %, 6 % и 4 % рынка по числу абонентов ШПД (см. новость раздела «Интернет» от 15 июля 2008 г.).
Подробности
ОАО «Московская городская телефонная сеть» – одна из крупнейших в Европе компаний местной проводной связи. МГТС входит в группу компаний «Комстар – Объединенные ТелеСистемы». Основными акционерами являются ОАО «Комстар – Объединенные ТелеСистемы» (доля в уставном капитале – 55,73 %, доля обыкновенных акций – 66,88 %) и ОАО «Связьинвест» (доля в уставном капитале – 23,33 %, доля обыкновенных акций – 28,00 %). Персонал предприятия обслуживает более 4,7 млн абонентов. На сети действует 490 телефонных станций. Таксофонная сеть компании насчитывает на сегодняшний день около 7 тыс. аппаратов. В настоящее время доля основных телефонных аппаратов МГТС на московском рынке фиксированной связи составляет 77,2 %.