NetByNet завершил приобретение провайдера "Синет", обслуживающего около 20 тыс. абонентов. Гендиректор NetByNet Вадим Курин не уточнил "Ъ" сумму сделки, но рассказал, что 100% "Синета" перешли в собственность его компании в сентябре этого года. "С помощью Газпромбанка (владеет 35% ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг".— "Ъ") NetByNet погасил долги "Синета", которые подмосковный оператор не смог бы выплатить в условиях финансового кризиса",— поясняет господин Курин, не уточняя сумму долга "Синета", выплаченную Газпромбанку. Не разглашает подробности сделки и ее сумму исполняющий обязанности гендиректора "Синета" Дмитрий Ларин. В Газпромбанке говорят, что эта покупка соответствует стратегическим планам развития NetByNet.
ООО "Синет", основанное в 2004 году, оказывает услуги широкополосного доступа в интернет под брендом CiNet. Обслуживает 20 тыс. абонентов на северо-востоке Московской области (Королев, Мытищи, Юбилейный, Щелково, Ивантеевка, Пушкино). По оценкам УК "Финам Менеджмент", ежегодная выручка "Синета" составляет 190-200 млн руб.
По собственным данным, NetbyNet по итогам первого полугодия оказывала услуги широкополосного доступа в интернет порядка 150 тыс. абонентов (доля рынка 11%), а ее выручка составила около 350-420 млн руб. 35% ООО в 2007 году за $25 млн приобрел Газпромбанк, 65% принадлежат менеджменту провайдера и фонду Fairlie Investments.
По данным IKS-Consulting, проникновение интернет-услуг в Подмосковье по итогам первого полугодия 2008 года составляло 18%, а среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) — $17. "Сейчас стоимость оценивать сложно в нынешних рыночных условиях, но по докризисным ценам стоимость абонента у такой компании $500-600",— считает руководитель пресс-службы "Акадо-Столица" Дмитрий Захаров. Более консервативен в оценках старший консультант iKS-Consulting Константин Анкилов: по его мнению, стоимость одного абонента в Подмосковье до кризиса составляла около $300. Исходя из этих оценок, стоимость бизнеса "Синета" можно оценить в сумму до $10-12 млн.
Сейчас Подмосковье не представляет собой цельного, высококонкурентного рынка: наиболее крупными игроками на этом рынке являются дочерняя компания "Связьинвеста" "ЦентрТелеком" (обслуживает более 130 тыс. абонентов под брендом Domolink), "Инфолайн" (около 100 тыс. пользователей), отмечает господин Анкилов. "У крупных провайдеров, например, "Корбины Телеком", "Акадо", бизнес в массовом сегменте на подмосковном рынке еще не слишком развит. Поэтому объектов для покупки достаточно, это провайдеры с абонентской базой более 10 тыс.",— отмечает эксперт, приводя в пример таких операторов как "Флекс", "Каскад плюс".
По мнению экспертов, NetbyNet наращивает стоимость перед продажей доли в компании портфельному инвестору. По словам господина Курина, к концу 2008 года NetbyNet привлечет до $60 млн, а когда ситуация в финансовом секторе нормализуется, возьмет кредит на аналогичную сумму. С лета этого года (см. "Ъ" от 14 июля) NetbyNet ищет покупателя на пакет до 50%, а сейчас ведет переговоры с двумя фондами прямых инвестиций.
"В ближайшее время во многих секторах будет наблюдаться консолидация. Кризис предоставляет финансово устойчивым компаниям, имеющим денежные средства, приобретать активы по разумным ценам",— отмечает аналитик "Уралсиба" Константин Белов. С ним соглашается и господин Курин, утверждая, что средства (около $120 млн), которые планируется привлечь, будут потрачены в 2008-2009 годах на покупку двух-трех сетей в Санкт-Петербурге, а также на экспансию в Подмосковье.
Александра Ходонова