Все и всем. «Ростелеком» станет универсальным оператором

«Ростелеком» принял стратегию развития до 2013 года, в рамках которой он планирует стать универсальным оператором с широким спектром услуг, активно зарабатывающим во всех сегментах рынка, как традиционных, так и новых для себя, – от услуг для частных лиц и среднего и малого бизнеса до обслуживания федеральных клиентов и операторского сегмента. По планам консолидированная выручка группы «Ростелеком» за этот период вырастет в 2,5 раза - до более 160 млрд рублей. Бизнес оператора будет реструктуризирован, в частности, будут объединены его московские активы. Кроме того, сам «Ростелеком» может войти в единого федерального оператора, который, возможно, будет создан на базе «Связьинвеста» и его дочерних предприятий – решение об этом будет приниматься в конце этого – I квартале 2009 года.
Принятие текущей стратегии ОАО «Ростелеком» на 2009-2013 год, которое состоялось на совете директоров компании 31 октября 2008 года, является итогом работы, первые результаты которой в виде документа «Основные направления стратегического развития ОАО «Ростелеком» на 2008 – 2012 гг.» были анонсированы еще летом этого года (см. новость раздела «Ростелеком» от 18 июля 2008 г.). Сейчас, как видно, временной лаг сдвинулся на один год, кроме того, стратегия оператора теперь расписана более подробно, с указанием конкретных цифр по рыночным долям и финансовым показателям. При этом, как отметил генеральный директор ОАО «Связьинвест» (основной акционер «Ростелекома») и председатель совета директоров ОАО «Ростелеком» Александр Киселев, принятие такой стратегии происходит впервые за всю историю существования оператора после того, как он был акционирован. «Связьинвест» принимал активное участие в разработке данного документа и фактически был его инициатором. Кроме того, мы привлекли к работе над разработкой стратегии экспертов со стороны обеих компаний, а также со стороны частных акционеров «Связьинвеста» - АФК «Система» и миноритарных акционеров «Ростелекома», в частности «КИТ-Финанс», а также сторонние консалтинговые компании. Уверен, что заявленные показатели будут достигнуты», - отметил г-н Киселев. Помимо стратегии «Ростелеком» также впервые разработал и свою миссию.

Как и было озвучено ранее, основная задача «Ростелекома» в рамках новой стратегии – выйти на новые рынки и стать универсальным оператором, работающим во всех сегментах рынка, - поэтому стратегия носит рабочее название «За рамки привычного». Сейчас «Ростелеком» представляет собой оператора с известными традиционными сервисами, основные из которых являются дальняя связь и магистральные услуги. Если говорить об операторском рынке, то сейчас доля «Ростелекома» (все данные приведены с учетом показателей дочерних предприятий оператора, включая приобретенный недавно «РТКомм.ру») по сегментам такова: пропуск МГ/МН-трафика операторов – 15 %, завершение международных вызовов – 55 %, международный транзит – 35 %, Интернет и передача данных – 30 %, аренда каналов – 40 %. На массовом рынке в сегменте дальней связи «Ростелекому» принадлежит 55 %, интеллектуальных услуг (ИСС) – 45 %. Сейчас общий доход с операторского сегмента у игрока составляет 88,4 млрд рублей, с частного – 525 млрд рублей, и планы на 2013 год подразумевают увеличение этих показателей до 102 млрд (рост 16 %) и 951 млрд рублей (рост 82 %) соответственно.
«Сейчас «Ростелеком» в основном присутствует в сегментах, которые ожидает стагнация и усиление конкуренции, и, соответственно, мы ограничены в возможностях по увеличению долей в сегментах, где наши позиции сильны. Выход – осваивать новые рынки, стать оператором с широким наборов продуктов для всех категорий потребителей на всей территории РФ и ее пределами», - прокомментировал генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин.
Генеральный директор ОАО «Ростелеком» Константин Солодухин 
и генеральный директор ОАО «Связьинвест» Александр Киселев
Для себя «Ростелеком» определил несколько основных сегментов, в которых он планирует активно работать, – это население, средний и малый бизнес, клиенты федерального уровня, операторы и международный рынок. В рамках своей активизации оператор будет развивать свою сетевую инфраструктуру и наборы услуг для каждой категории потребителей. Особое внимание будет уделено развитию партнерских программ с другими игроками, и на первый план здесь выходят межрегиональные компании «Связьинвеста» (МРК), совместно с которыми будут создаваться службы «единого окна». Также «Ростелеком» готовится к приобретениям активов как на территории РФ, так и за рубежом, где, в частности, намерен участвовать в приватизации национальных операторов стран СНГ.

Напомним, что в массовом сегменте «Ростелеком» уже работает, но фактически только по одному основному направлению – дальней связи. Однако в будущем основным драйвером роста у оператора здесь станет широкополосный доступ. Основная стратегия подразумевает выход на рынки ШПД, как обозначено у «Ростелекома», целевых городов – крупнейших 35 городов РФ. Напомним, что сам «Связьинвест» сейчас активно работает в этом сегменте – все МРК продвигают услуги на базе ADSL. Однако, как отметил Константин Солодухин, внутренней конкуренции не предвидится: «Ростелеком» планирует выходить с отличными от МРК технологиями (Ethernet, беспроводной ШПД). «Таким образом, можно говорить о том, что мы будем увеличивать совокупные доли на местных рынках компаний «Связьинвеста», - отметил он. Доля рынка, на которую рассчитывает «Ростелеком», составляет 15 % в целевых городах к 2013 году. Одним из главных городов в зоне внимания «Ростелекома» является Москва, и здесь он рассматривает возможность работы с «Центральным телеграфом» (марка QWERTY на рынке ШПД) – таким образом, можно предположить, что давно обсуждаемый вопрос о передаче широкополосного направления ЦТ другим операторам в рамках «Связьинвеста» будет окончательно решен. Также «Ростелеком»  будет разрабатывать для населения и продвигать инновационные сервисы – ИСС, доступ к контенту и т.д. В 2008 году в частном сегменте «Ростелеком» заработает около 25,5 млрд рублей и планирует к 2013 году получить здесь 26,7 млрд, из которых 4,2 млрд придется на услуги доступа в Интернет (доля дальней связи, таким образом, снизится на 2,5 %).

Следующий сегмент – средний и малый бизнес, и здесь «Ростелеком» также планирует сделать ставку на услуги передачи данных и инновационные сервисы. Оператор собирается на первом этапе сфокусироваться на рынке Москвы, где, по его подсчетам, сосредоточено 50 % предприятий СМБ России. Что касается предложений, то «Ростелеком» планирует разрабатывать пакеты совместно с МРК, а также развивать систему партнерских продаж. По прогнозам, в 2008 году компания заработает здесь около 9,5 млрд рублей, из которых 5,6 млрд придется на дальнюю связь, 304 млн – на услуги передачи данных, 656 млн - на ИСС, 2,8 млрд – на прочие услуги (в основном здесь имеется в виду аренда каналов). В 2013 году «Ростелеком» собирается получить здесь 14,5 млрд, где, при небольшом снижении объема дальней связи (5,4 млрд рублей), доход будут приносить передача данных – 3,8 млрд (рост – 66,5 % в год), ИСС – 2,2 млрд (27,8 %), прочие услуги – 2,9 млрд.

На рынке крупных федеральных заказчиков у «Ростелекома» уже есть неплохие позиции – в силу масштаба сети оператора и наличия ряда госзаказов. Сейчас компания получает здесь немногим более 6 млрд рублей (прогноз на 2008 год), из которых 5 млрд приходится на  дальнюю связь, 338 млн – на передачу данных, 660 млн – на ИСС. К концу 2013 года по планам доход в данном сегменте увеличится до более 13 млрд, из которых на ИСС и передачу данных будет приходится уже 1,4 млрд и 6,6 млрд рублей соответственно (годовой прирост – 17,6 % и 81,4 %), и оставшиеся 4,9 млрд – на МГ/МН-связь. Таким образом, компания намерена увеличить свою долю на рынке услуг доступа в Интернета и передачи данных для клиентов федерального уровня до 15 % к 2013 году. Компания планирует также расширить портфель услуг (колл-центры, колокейшн, хостинг и др.), а также внедрить систему управления взаимодействием с клиентами (CRM). Планируется, что «Ростелеком» в рамках «Связьинвеста» станет базовым оператором для органов государственной власти и реализации национальных проектов в области телекоммуникаций и будет обеспечивать принцип «одного окна» при продажах услуг клиентам федерального уровня от лица группы «Связьинвест».

Операторский сегмент также является хорошо знакомым для «Ростелекома». В этом году здесь он планирует получить 19,7 млрд рублей, при этом на услуги пропуска трафика придется 10,3 млрд рублей, на аренду каналов – 5,5 млрд, магистрального доступа в Интернет – 2,3 млрд, на прочие услуги – 1,5 млрд. По прогнозам, в течение пяти лет эти показатели изменятся следующим образом – 28,2 млрд, 11,5 млрд, 5,4 млрд, 9,5 млрд (среднегодовой прирост – 32,1 %), 1,7 млрд рублей соответственно. Основными шагами «Ростелекома» в этом направлении станут реализация новых партнерских бизнес-моделей с региональными операторами, оптимизация ценообразования для привлечения трафика альтернативных операторов МГ/МН-связи и сотовых операторов, а также МН-транзита, внедрение гибких цен на аренду каналов. Также компания планирует произвести оптимизацию ИТ-систем с целью налаживания оперативного мониторинга доходов и расходов по МН-трафику. Главной целью является усиление позиций на рынке магистрального Интернета (в том числе за счет интеграции «РТКомм.ру») и увеличение доли рынка до 41 % к 2013 году.

При этом «Ростелеком» планирует выдвинуть на рынок новую бизнес-модель VNE (Virtual Network Enabler). Она подразумевает сдачу в аренду мощностей сети компании сторонним операторам, которые, таким образом, смогут оказывать на рынке новые для себя услуги или получить необходимые ресурсы. «Ростелеком» планирует развивать здесь функции поставщика услуг мультисервисной платформы (ИСС), поставщика услуг аренды приложений и аутсорсинга ИТ-компонент (биллинг, дата-центры, колл-центры и т.д.).

Одним из ключевых, если не самым важным из новых направлений «Ростелекома», станет активизация на международном рынке. Его компания оценивает как очень перспективное для себя. В частности, сейчас существует высокий спрос на транзитную емкость по направлению Европа - Азия и Европа - СНГ. Если говорить о странах СНГ, то местные рынки являются быстрорастущими при относительно низком уровне конкуренции, в том числе и по направлению транзитного трафика СНГ – Россия и наоборот. «Ростелеком» уже располагает ресурсами на международном рынке, в частности, имея соглашения с крупнейшими международными операторами и основными операторами на рынках стран СНГ и присутствуя на основных мировых площадках обмена трафиком. Активизация оператора здесь подразумевает реализацию двух моделей – это оптовая (транзит трафика и аренда каналов) и розничная для массового сегмента и корпоративных клиентов (ИСС, голосовые услуги, доступ в Интернет и т.д.). При этом стратегия разбита на два этапа – на первом, который рассчитан на первые 1-3 года, приоритетными регионами станет СНГ, а далее – Юго-Восточная Азия (Китай, Япония) и Азиатско-Тихоокеанский регион. На втором – 3-5 лет – Ближний Восток и Европа.
«Ростелеком» впервые разработал миссию компании

«Ростелеком» планирует активно заняться приобретениями как на внутреннем, так и на международном рынке. При этом, если говорить про Россию, то оператор будет рассматривать кандидатуры для тех сегментов, в которых он планирует активизироваться – для массового сектора (домашние сети), корпоративных клиентов и операторского рынка (альтернативные игроки). Критериями отбора станут наличие развитой инфраструктуры и клиентской базы. На международном рынке «Ростелеком» планирует приобретать магистральных операторов и местных альтернативных игроков. В ближайших же планах стоит участие в приватизации национальных телекоммуникационных компаний. В целом «Ростелеком» за ближайшую пятилетку готов потратить 30-46 млрд рублей на покупку сторонних активов. Собственные капитальные затраты при этом у него составят около 35,6 млрд при объеме консолидированной выручки в 2013 году 160,8 млрд рублей (для сравнения: по итогам 2007 года она составила 64,6 млрд) – то есть компания будет демонстрировать ежегодный рост в 16 %. Показатель OIBDA составит 30 %, или 48,1 млрд рублей (по итогам 2007 года – 17,2 %, или 11,1 млрд рублей).

Изменение бизнеса повлечет и реструктуризацию самого «Ростелекома». В частности, планируется, что будут объединены его активы, которые работают в Московском регионе, – это собственный филиал компании, а также местная «дочка» МЦ НТТ, и столичная часть бизнеса «Глобус-Телеком». На еще одно дочернее предприятие – «Зебра Телеком» - будет возложено развитие дополнительных и нишевых новых услуг на базе ИСС, а также оно будет отвечать за VNE. Как сообщил Александр Киселев, консолидация активов будет носить более глобальный характер – сейчас рассматривается вариант создания единого федерального игрока на базе «Связьинвеста» и всех его дочерних предприятий. На данный момент этот сценарий находится в стадии предварительной проработки и будет вынесен на совет директоров «Связьинвеста» в конце этого года или в I квартале 2009 года.

Резюмируя, среди рисков для реализации стратегии Константин Солодухин отметил возможные трудности с приобретением активов на рынках СНГ – если здесь будут создаваться административные препоны для участия в приватизации. При этом именно к сделкам по слияниям и поглощениям во многом привязаны анонсируемые финансовые показатели. Кроме того, можно отметить, что «Ростелеком» остается регулируемым со стороны государства оператором, что не позволяет ему реализовывать некоторые маркетинговые ходы, например создавать пакетные предложения по дальней связи с низкой ценой на одно направление (для привлечения клиентов на него) и с высокими – на другие. Этот ход часто используется альтернативными операторами, но для «Ростелекома» он недоступен – если он снижает цены, то сразу на все направления. Однако, как отметили и Константин Солодухин и Александр Киселев, работа над снятием административных барьеров ведется.

Автор: Александр Янкевич.

Тематики: Фиксированная связь, Финансы

Ключевые слова: фиксированная связь, операторы фиксированной связи, рынок фиксированной связи, финансы, инвестиции, Ростелеком, выручка