Напомним, бета-версия «портала для интеллектуалов» Top4top.ru стартовала в первых числах января 2008 года. При внушительном бюджете ($15 млн), оглушительной рекламной кампании и участии в проекте звезд первой величины Top4top был встречен аудиторией Рунета довольно жестко. С технологической точки зрения критику вызвала применяемая в Top4top flash-технология, которая сделала проект недоступным для значительной части пользователей Рунета. Отдельным поводом для дискуссий стал некачественный контент и плохое юзабилити портала. Все это заставило засомневаться в жизнеспособности «медиапортала». Однако некоторые все же ожидали, что сырая версия превратится в качественный проект, хотя бы ввиду огромного бюджета, выделенного на развитие сайта.
На деле оправдались прогнозы пессимистов – уже в мае 2008 года, по данным счетчика Alexa.com, после всплеска посещаемости, обусловленного агрессивной рекламой, трафик Top4top начал стремительно падать, дойдя практически до нуля к лету. Тогда же проект покинул весь звездный состав: заместитель генерального директора Екатерина Должикова, директор по развитию Вадим Шатров, телеведущий Дмитрий Дибров.
Сегодня, спустя год с момента старта Top4top, портал полностью закрыт, хотя организаторы и не признают поражения – по старому адресу Top4top.ru вывешена «заглушка» с изображением кляксы и интригующей подписью «Что мы здесь увидим?». Всем заинтересовавшимся предлагается оставить адрес электронной почты – эти пользователи первыми получат благую весть о возрождении портала.
В ожидании второго рождения участники веб-рынка суммируют причины провала Top4top. Наиболее лаконичен главный редактор проекта Webloger.ru Антон Труханов: «Причины простые: бездарный менеджмент, ужасный дизайн, непонимание концепции развития такого проекта». «Все замечания, которые делались проекту, не были учтены руководством, – продолжает аналитик ИК «Финам» Татьяна Менькова, – в результате первоначальная волна интереса быстро пошла на спад, рекламодателей привлечь не удалось, а выделенные на проект бюджеты были быстро израсходованы. После этого особых перспектив у проекта не было». «Гораздо интереснее обсуждать причины открытия этого проекта, – говорит главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская, – хотя вопрос о том, почему Top4top был запущен, – не к Интернету, а к психологии инвесторов. Если же говорить серьезно, то портал закрылся потому, что не смог предложить пользователям ничего, что бы по-настоящему их заинтересовало».
«Закрытие Top4top – закономерный, неотвратимый, абсолютно предсказуемый и ожидаемый всеми, кто хоть что-то смыслит в интернет-проектах, результат. Тем более что в менеджменте Top4top смыслящих в интернет-проектах людей я не увидел. Сложилось впечатление, что инвесторов обвели вокруг пальца, пообещав, что звезды ТВ и «крутая» анимация позволят создать «мегапроект». Интересно, у кого осели эти деньги», – заключает автор Micromarketing.Ru, коммерческий директор студии Made Алексей Новиков.
Напомним, что о первых проблемах с финансированием Top4top объявил в сентябре 2008 года. Тогда же руководство пообещало существенно обновить портал, практически запустить на месте Top4top.ru новый проект. Представители инвестиционного фонда inVenture – дочернего предприятия компании RMV (которая и являлась основным инвестором Top4top) – говорили, что новая версия Top4top будет работать по модели MySpace: появятся страницы музыкантов, художников, которые будут общаться с поклонниками. При этом, подчеркивалось, что инвестиции в новый ресурс будут существенно меньше.
Участники веб-рынка не сдержанны в высказываниях по поводу перспектив второго Top4top. «Про внутренние дела владельцев Top4top не могу рассуждать, но и расчетная модель MySpace, к которой они стремились в следующей реинкарнации, тоже не панацея. Во-первых, MySpace в России уже кое-как, но есть. Во-вторых, MySpace и в Америке едва на грани прибыльности. В целом некоторые перспективы у Top4top все же есть – в Рунете не все интересные ниши еще заняты, разработка сейчас уже не стоит тех заоблачных денег, что раньше, сотрудники тоже подешевели. Все дело в бизнес-модели», – сообщил издатель и директор по исследованиям портала Capital&ICT Сергей Коляда.
«Все зависит от того, какой это будет портал, как он будет продвигаться и т. д. Шансы на успех есть, хотя банальное клонирование, скорее всего, уже не сработает. Нужна будет оригинальная идея, включающая в себя различные востребованные пользователями сервисы. При этом стоит учитывать, что это, скорее всего, будет полностью новый проект, объединять который со старым Top4top в лучшем случае будет только название», – говорит Татьяна Менькова.
«Вероятность того, что ресурс «выплывет», конечно, есть. Тут все зависит от качества исполнения самого проекта, поэтому сказать что-либо конкретное сложно. Но я сомневаюсь, что его ждет большой успех, да и за самим брендом Top4top давно уже закрепилась репутация одного из главных неудачников Рунета – не думаю, что это поспособствует привлечению новых пользователей», – комментирует Антон Труханов.
Единодушно эксперты согласились с тем, что Top4top занимает верхнюю строчку в рейтинге оглушительных провалов Рунета. «Порталов, так громко провалившихся, я больше не припомню. Раньше я думал, что с таким финансированием можно просто «задавить» всех. Оказалось, к счастью, что это не так», – говорит Алексей Новиков. Тем не менее, по словам Татьяны Меньковой, ситуация, в которой дорогие интернет-проекты будут вынуждены закрываться по причине малой функциональности, в 2009 году может быть не редкой. «Сейчас у многих инвесторов просто нет ресурсов, чтобы дотировать убыточные проекты», – поясняет она.
Эксперты называют несколько порталов Рунета, рискующих повторить судьбу Top4top (громкая реклама, большой бюджет на старте, неудачная реализация на выходе). В числе первых – портал Peopleschoice.ru, ориентированный на молодежную аудиторию и представляющий собой систему разнообразных рейтингов; сайт ilovecinema.ru, который позиционируется как аналог англоязычного портала для киноманов IMD; новый масштабный проект Федора Бондарчука – социальная сеть Krolik.ru.