Портал для розницы от финской Tieto. «Лента» вооружилась MOSS

В одной из крупнейших сетей гипермаркетов в России – компании «Лента» – запущен в эксплуатацию корпоративный интранет-портал на базе платформы Microsoft Office SharePoint Server 2007 (MOSS), разработанный и внедренный специалистами финской компании Tieto. Для последней данное внедрение стало первым опытом сотрудничества подобного рода с отечественным заказчиком – интегратор хоть и присутствовал в России ранее, но в основном ориентировался на своих зарубежных клиентов. Проект в «Ленте» на базе MOSS охватил 17 городов присутствия розничного игрока.

«Лента» – российская сеть торговых комплексов со штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. Компания «Лента» основана и зарегистрирована в 1993 году, первый гипермаркет «Лента» открыт 15 сентября 1999 года. Головная компания сети ООО «Лента» на 100 % принадлежит компании Lenta, зарегистрированной на Виргинских островах. В сеть «Лента» на апрель 2009 года входит тридцать шесть торговых площадок (компания работает в основном в формате экономичного гипермаркета). Они расположены в Санкт-Петербурге (14 ТК), Астрахани, Новосибирске (4 ТК), Омске (2 ТК), Тюмени, Барнауле, Великом Новгороде и других городах России. Объем продаж сети в 2008 году – $2,34 млрд (в 2007 году – $1,559 млрд). В конце декабря 2008 года «Лента» вошла в список системообразующих предприятий России.

Мicrosoft Office SharePoint Server 2007 – портальное решение, которое, соответственно, входит в состав выпуска Microsoft Office 2007. MOSS 2007 позволяет компаниям упростить совместную работу, предоставить возможности управления корпоративными документами, автоматизировать бизнес-процессы и обеспечить доступ к данным, критически важным для задач организации и ее работы. Решение построено на привычной платформе ASP.Net, что минимизирует вложения в обучение разработчиков и сопровождение системы.

Компания Tieto, пришедшая на российский рынок в 2007 году (открыв офис в Петербурге), работает в области ИТ-консалтинга, разработки и интеграции систем, а также осуществляет системную поддержку и разработку программных продуктов. Головной офис Tieto находится в Финляндии, представительства – почти в 30 странах мира. На российском рынке (и рынке СНГ) компания работает несколько лет. Имеет офисы в Москве, Петербурге и Минске (Беларусь). Штат компании в целом насчитывает 17 тыс. человек. Что касается России, в московском представительстве Tieto работают 50 сотрудников, в Петербурге – порядка 30, штат минского центра разработок включает 100 специалистов. Оборот Tieto за 2008 год составил €1,78 млрд. Напомним, что в феврале этого года Tieto запустила дата-центр в Петербурге (см. новость раздела «Дата-центры» от 5 февраля 2009 г.).

Проект в «Ленте» по развертыванию корпоративного портала на базе MOSS стартовал в июле 2008 года и реализуется в соответствии с разработанной на начальном этапе концепцией развития интранет-системы этой розничной компании. Первая фаза проекта была завершена в апреле 2009 года, когда новый портал стал доступен всем сотрудникам компании в 17 городах России.

«Продукты Microsoft обычно рассматриваются в качестве одной из стандартных платформ в масштабах предприятия. Это обусловило выбор решения SharePoint в качестве платформы для организации коллективной работы сотрудников. К моменту начала проекта «Лента» уже имела опыт использования MOSS в ряде функциональных подразделений и была достаточно хорошо знакома с возможностями данной платформы. В качестве партнера представительство Microsoft рекомендовало рассмотреть ряд интеграторов, имеющих опыт работы с MOSS, включая компанию Tieto», – рассказали участники проекта.

Внедрению нового ПО предшествовало изучение запросов ключевых пользователей будущего портала, проведенное специалистами из штаб-квартиры Tieto в Финляндии, с целью разработки функциональной концепции интранет-портала с описанием его структуры и сервисов, которая была согласована всеми ключевыми пользователями и принята к реализации. На этапе внедрения стандартная функциональность SharePoint была дополнена специализированными функциональными модулями, а дизайн приведен в соответствие с корпоративным стилем заказчика. Для целей внедрения была создана совместная рабочая группа из представителей компании «Лента» и Tieto, которая регулярно еженедельно отслеживала ход реализации проекта, вносила необходимые корректирующие действия и согласовывала текущие вопросы с ключевыми службами заказчика. По мнению специалистов компании Tieto, успех во многом был предопределен именно таким подходом, высокой степенью вовлеченности заказчика в процесс и его нацеленностью на результат.

На первом этапе внедрения ставилась задача реализации базовой структуры портала, то есть переноса данных из различных источников в единое информационное хранилище, предоставление сотрудникам единой точки доступа к корпоративной информации и создания основы для дальнейшего наращивания функциональных возможностей системы и интеграции с другими бизнес-приложениями. По словам представителей компании Tieto, в настоящее время этот этап завершен, различные службы получили в свое распоряжение эффективные инструменты коллективной работы, а сотрудники компании имеют возможность получать актуальную информацию как на уровне компании в целом, так и на уровне своего отдела или рабочей группы. Был внедрен ряд специализированных решений для автоматизации отдельных задач – например, система регистрации входящей-исходящей документации, и в настоящее время планируется разработка еще большего перечня подобных решений на базе платформы SharePoint, которые позволят повысить эффективность работы сотрудников различных подразделений компании.

Платформа SharePoint Server 2007 была выбрана заказчиком в том числе и в силу развитых средств интеграции с другими бизнес-приложениями. Сейчас подобные интерфейсы находятся в стадии разработки, в частности, планируется интегрировать портал с корпоративной системой SAP для предоставления наглядными средствами MOSS актуальной бизнес-информации ключевым пользователям портала.

Как отметили представители компании Tieto, данный проект является примером глобальной модели реализации проектов – Global Delivery Model, которой придерживается компания, – использовать наиболее компетентные ресурсы для каждого проекта, независимо от места его реализации. Функциональную концепцию и графический дизайн портала разрабатывали специалисты из Финляндии и Чехии, а непосредственно внедрением и разработкой функциональных модулей занималась команда разработчиков из офисов Tieto в Санкт-Петербурге и Минске. Эксплуатацию системы в настоящее время ИТ-отдел «Ленты» обеспечивает собственными силами, но в перспективе по мере усложнения функциональности решения и интеграции с другими приложениями Tieto сможет взять на себя и эти функции, располагая высококвалифицированными ресурсами для поддержки стандартных и специализированных приложений в собственных глобальных центрах компетенции в Европе и Азии, а также возможностями поддержки конечных пользователей на родном языке.

«Созданный компанией Tieto ресурс будет играть важную роль в нашем информационном пространстве. Мы планируем использовать его для повышения качества работы наших сотрудников, их осведомленности о происходящих в компании процессах и принимаемых решениях, а также создавать благоприятные условия для эффективного обмена знаниями и генерации новых идей», – отметил директор по ИТ и член правления компании «Лента» Сергей Черный.

«Это был наш первый опыт сотрудничества с российским заказчиком, и я хочу отметить три положительных сюрприза: во-первых, заказчик очень хорошо подготовлен технически и располагает современной ИТ-инфраструктурой; во-вторых, заказчик имеет ясное понимание, как реализуются ИТ-проекты, и четкие требования; в-третьих, необходимо отметить высокую заинтересованность рабочей группы заказчика и ключевых пользователей в достижении результата. Все это, а также поддержка со стороны Microsoft, способствовало успешному запуску интранет-портала «Лента» в качестве стратегического элемента бизнеса», – прокомментировал представитель Tieto Russia Питер Линдберг.

Стоит отметить, что компания Tieto уже более 10 лет специализируется на разработке информационных систем и особое внимание уделяет портальным решениям. «За это время сформировалась целостная концепция построения интранет-систем, которая получила название FutureOffice, что символизирует стремление Tieto разрабатывать не просто порталы, а удобные инструменты коллективной работы офисных сотрудников, повышающие их эффективность и продуктивность. Подобная концепция была внедрена Tieto у многих крупных скандинавских заказчиков. Теперь подобные решения доступны и в России, и «Лента» стала первым российским заказчиком, который получил возможность оценить преимущества подобного подхода», – рассказали в российском офисе Tieto.

Технологической основой конкретных реализаций концепции FutureOffice могут служить самые различные программные платформы – как собственные разработки Tieto, так и стандартные платформы – Lotus Domino, IBM Websphere, но следует отметить, что подавляющее большинство проектов в настоящее время реализуется компанией Tieto на базе продуктов Microsoft – SharePoint Server, PerformancePoint Server, Communications Server и др. В рамках единой концепции и в интеграции с платформой Microsoft SharePoint Tieto внедряет системы поиска корпоративной информации на базе технологии FAST (с недавних пор этот продукт входит в линейку Microsoft), а также системы управления корпоративной информацией и документооборота на базе решений EMC (Documentum). Таким образом стратегический альянс Tieto с компаниями Microsoft и EMС позволяет предоставлять заказчикам комплексные и масштабные решения в рамках единой интранет-концепции FutureOffice.

Напомним, что «Лента» является активным потребителем ИТ-продуктов и услуг. В частности, задумываться о замене устаревших программ «Лента» начала еще в 2002 году и в 2003 приступила к внедрению ERP-системы SAP при участии интегратора Novasoft (см., например, новость раздела ERP от 2 августа 2004 г.). В прошлом году ретейлер развернул EDI-систему (см., например, новость раздела «Электронный документооборот» от 1 сентября 2008 г.). В качестве базовой системы документооборота «Лента», как уже указано выше, использует Documentum. В начале этого года «Лента» для описания своих бизнес-процессов перешла на инструментарий ARIS от IDS Sheer. Для автоматизации торговых операций «Лента» в свое время приобрела и внедрила комплекс SET Retail 5 компании «Кристалл-Сервис».

Автор: Лидия Снарская.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: интеграция, бизнес-решение, автоматизация, торговые сети, SharePoint