«Неделя Российского Интернета» (Russian Internet Week), или RIW-2009, продлится три дня, в ходе которых организаторы обещают провести более 100 программных мероприятий. Программа мероприятия включает 15 культурно-развлекательных секторов, а также конкурсы от партнеров. RIW проходит при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а организатором его является Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ) при партнёрстве с Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и содействии ЦВК «Экспоцентр».
Другие партнеры RIW-2009 – например, бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ (Высшей школы экономики). Как водится, цель бизнес-инкубатора – дать молодым ИТ-компаниям возможность заявить о себе перед большой аудиторией. Задача в рамках выставки – познакомить посетителей с перспективами, которые открываются перед начинающими предпринимателями в сфере информационных технологий. Бизнес-инкубатор ГУ-ВШЭ в рамках выставки «Интернет-2009» сформировал «Аллею инноваций» – это специальная экспозиция, которая, по задумке авторов, являет собой модель предпринимательской экосистемы со всеми необходимыми элементами: стартапами, венчурными фондами, бизнес-инкубатором. Для «Аллеи» были собраны интересные и, главное, реальные, активно развивающиеся проекты. Специальная комиссия, состоящая из представителей венчурных фондов и опытных предпринимателей, рассмотрела заявки претендентов и отобрала лучшие стартапы. Их авторы получили отдельные стенды на выставке «Интернет-2009», что даёт им возможность показать свой бизнес десятку тысяч посетителей RIW из России и стран зарубежья, пообщаться с экспертами в области информационных технологий и узнать о последних достижениях ИТ-индустрии.
Программа «Российской инновационной недели» включает как общую часть, так и профессиональную. Для профи в первый день прошли несколько конференций. Среди тем: «Интернет-технологии», «Реклама и рекламные технологии», «Кадры в Интернете», «Интерактивный маркетинг» и другие. Также состоялось множество секционных заседаний – на них обсуждались вопросы, способные заинтересовать предпринимателей, работающих в разных областях ИТ-сферы.
Так, на секции, посвящённой обзору российского рынка электронной торговли, докладчики рассказывали о нынешнем состоянии рынка, о тенденциях и перспективах, предлагали вниманию других участников статистические данные, цифры и факты, отражающие реальное положение дел в сфере интернет-торговли. Директор по маркетингу проекта «Рунивермаг» (запуск которого планируется на 1 декабря 2009 года) Татьяна Струк в своём выступлении рассказала об ожиданиях пользователей от электронных магазинов, об их возможных разочарованиях, а также о рисках, связанных с покупками через Интернет. Относительно текущего состояния электронной торговли в Рунете г-жа Струк отметила недостаточную консолидацию рынка, недоверие покупателей к мелким продавцам, а также отсутствие логистической инфраструктуры. В качестве оптимального решения этой проблемы выступающая предложила создавать торговые центры (универмаги) в Интернете. По словам г-жи Струк, для продавцов такой вариант обеспечит новый канал продаж, а также возможность грамотно распорядиться своими средствами и анализировать не только собственные продажи, но и продажи по сегменту рынка, а покупатели найдут свою выгоду в возможности сэкономить время, наличии огромного ассортимента и гарантии выполнения заказа.
Затем с докладом выступила заместитель коммерческого директора компании «Яндекс.Деньги» Ольга Гунченкова, рассказав о преимуществах и недостатках электронных платежей, а также перспективах их использования в России. При выборе наиболее подходящего для своего магазина способа оплаты выступающая порекомендовала обратить внимание на такие факторы, как комфорт пользователя, безопасность платежей и стоимость транзакции. Также г-жа Гунченкова заявила, что электронные деньги помогают магазинам привлечь и удержать пользователя. В блоке выступлений, посвящённом электронным деньгам, упоминалось также о всевозможных бонусах, которые могут сопровождать электронные платежи, а также об удобстве для пользователей и выгоде для магазинов при использовании электронных способов оплаты товара.
На пресс-конференции, посвящённой поиску будущего, директор по маркетингу Google в России Константин Кузьмин рассказал о результатах исследования, проведённого Google и COMCON летом 2009 года, а также подвёл промежуточные итоги онлайн-опроса «Поиск будущего». Участникам этого исследования предлагалось составить своеобразный «портрет» поисковой системы будущего и определить важнейшие качества, которыми должен обладать идеальный веб-поиск. «Имеет смысл говорить с потребителями, узнавать, чего именно они хотят от поиска, чтобы затем совершенствовать технологии и решения в соответствии с их ожиданиями», – объяснил г-н Кузьмин основной смысл такого исследования. Согласно приведённым статистическим данным, пользователи в целом довольны качеством существующих поисковых систем и их функциями (так ответили 90 % респондентов). Более половины опрошенных (60 %) уверены, что качество поисковиков улучшилось за последний год. Наиболее близкими к «идеальной поисковой системе» были признаны Яндекс и Google (64 % и 63 % соответственно). Google при этом возглавил список стремительно развивающихся поисковых систем – таковым его считают более половины опрошенных.
Наиболее важными характеристиками поисковых систем будущего пользователи сочли точное соответствие запросу (34 %) и высокую скорость (28 %). Среди популярных требований также были отмечены отсеивание лишней информации, «думающий» и всеобъемлющий поиск. Главным качеством «поисковика будущего», по мнению пользователей, должно стать умение отфильтровывать заведомо ложную информацию (92 %). Также важно, чтобы в будущем поиск мог предоставлять доступ к архивам радио- и ТВ-программ (92 %), предлагать аналитические ответы (88 %), распознавать устную речь (88 %), развлекать в дороге и путешествиях (83 %), понимать описательные запросы (83 %) и находить украденные и потерянные вещи (83 %).
Глава израильского центра разработок Google Йосси Матиас рассказал о поиске будущего, каким его видит компания Google, о последних разработках компании в этой сфере и о том, как они соотносятся с ожиданиями самих пользователей. По словам г-на Матиаса, в числе основных требований пользователей к поисковику можно назвать понимание поисковой машиной сути запроса, высокое качество работы и персонализация. По всем этим направлениям в компании Google ведётся активная работа. Так, для того, чтобы улучшить степень понимания человека поисковиком, разработан голосовой поиск (пока доступен только англоговорящим пользователям), кроме того, постоянно совершенствуются технологии для тех, кто использует мобильные навигационные средства. Относительно повышения качества поисковой машины Йосси Матиас заявил следующее: «Важны не просто результаты – важны хорошие результаты поиска. Мы проводим постоянную аналитическую работу, чтобы понять, как это должно работать. Вообще эксперименты – основная методология, которая используется для того, чтобы расширить возможности поиска». Также г-н Матиас отметил, что совершенный поисковый движок должен учитывать персональные особенности каждого пользователя. В частности, докладчик отметил веб-историю как одну из возможностей на пути к дальнейшей персонализации.
На стенде одного из партёров мероприятия в это время проходила презентация новой версии персональных продуктов «Антивирус Касперского 2010» и Kaspersky Internet Security 2010. Эксперты «Лаборатории Касперского», ведущего производителя систем защиты от вредоносного и нежелательного ПО, хакерских атак и спама, отвечали на вопросы посетителей своего стенда, рассказывали об основных особенностях новых продуктов, а также проводили розыгрыши ценных призов.
«Мы участвуем в этой конференции второй раз, в этом году мы решили участвовать со стендом и выступлением на секциях. Мероприятие совпало с той концепцией, которую мы продвигаем на рынке – концепция «территории безопасности». Заявленная изначально концепция всей выставки в целом звучала как «Интернет – среда безопасная», что, несомненно, перекликается даже с нашей формулировкой. Кроме того, мы традиционно сотрудничаем с организацией РОЦИТ, которая является организатором данного мероприятия. Выставка уже сразу превзошла все наши ожидания. Конечно, ещё заранее мы знали, что она будет масштабная, однако, несмотря на то, что стендов здесь представлено не так много, контингент оказался очень профессиональным – это нас приятно поразило. Люди заинтересованы в том, что им показывают, их уровень достаточно высок, присутствует понимание основных проблем и вопросов. И вообще, посетителей много, а качество посетителей высокое. К тому же здесь очень богатая секционная часть», – прокомментировал начальник отдела интернет-решений «Лаборатории Касперского» Андрей Ярных.
«Территория безопасности», о которой упоминал Андрей Ярных, – это новый подход к защите, реализованный в Kaspersky Internet Security 2010. Суть его состоит в том, что в защищаемой системе будет осуществляться глобальный мониторинг вредоносной активности с целью полного предотвращения воздействия информационных угроз на компьютере пользователя. Согласно идее «Территории безопасности», основной акцент в решении Kaspersky Internet Security 2010 делается на предотвращении инфицирования системы, что является намного более эффективным способом защиты, чем исправление последствий заражения. Помимо этого в версии 2010 значительно расширен и усовершенствован набор инструментов для защиты конфиденциальных данных. Были улучшены виртуальная клавиатура, инструменты для создания диска аварийного восстановления и модуль родительского контроля, изменениям подвергся модуль проактивной защиты и антифишинговый модуль. Всего же в новой версии продуктов более десятка новых опций и улучшений.
«Веб-технологии для активного бизнеса» – обсуждение
наиболее актуальных задач, проблем и перспектив
«Мы проводим RIW уже второй раз. В прошлом году он проходил в рамках «ИнофоКом-2008», в этом году мы решились организовать его самостоятельно и включить туда выставку с громким названием «Интернет-2009». Когда мы готовились к конференции – поняли, что её надо проводить в центре города. Оптимальным вариантом стал «Экспоцентр». И, на мой взгляд, у нас всё получилось: я давно не видел на территории какой-либо выставки такое количество посетителей. К сожалению, не все желающие посетить мероприятия профессиональной программы смогли на них попасть – не хватало мест: но мы постарались организовать видеотрансляцию из переполненных зон, чтобы остальные участники смогли увидеть всё, что их интересует, и многие оценили это. Кроме того, все заинтересовавшие материалы будут доступны на сайте конференции. Во второй половине дня посетители равномерно распределились по площадкам, и таких «перегрузов» в залах уже не было. По предварительным подсчётам (на 3 часа дня 22 октября), первый день конференции посетило около 4-4,5 тыс. человек. Завтра также будет большое количество секций, но немного другого плана, и мы рассчитываем примерно на такое же количество участников. Всего на мероприятие зарегистрировалось около 11 тыс. человек. Основная цель мероприятия для нас – это консолидация отрасли, плюс организация крупного мероприятия осенью (в дополнение к весенней конференции, в ожидании которой аудитория весь год скучает). РОЦИТ является главным организатором RIW, кроме того, нам очень помогли в плане подбора контента и финансовой поддержки «Лаборатория Касперского» и Rambler, а также множество других спонсоров и партнёров профессиональной программы. «Скай Линк» и «Билайн» помогли организовать связь на конференции. «Билайн» создал Wi-Fi-покрытие в залах и бизнес-зоне, а также частично – на территории выставки. Но сегодня Интернет не всегда работал адекватно – на это жаловались и участники конференции. Учитывая количество людей, желающих подключиться, – вполне логично, что он иногда пропадает. Но после получения жалоб на связь ко второму дню конференции «Билайном» будет доставлено 4 точки Wi-Fi, а «Скай Линк» уже довёз дополнительное оборудование, чтобы справляться с нагрузкой», – рассказал заместитель исполнительного директора РОЦИТ Сергей Гребенников.