Nokia Siemens Networks открыла ICT Congress 2009

9 декабря стартовал Первый всероссийский инфокоммуникационный конгресс – ICT Congress 2009. Его открыл семинар компании Nokia Siemens Networks, посвященный вопросам эффективности деятельности операторов.

С первым докладом семинара выступил руководитель практики сравнительного анализа операторов Nokia Siemens Networks Игорь Хухтонен, представив основные тенденции развития российского рынка телекоммуникаций с точки зрения операционной эффективности. Речь шла об эффективности как результате деятельности, выраженном в отношении полезных конечных результатов к затрачиваемым ресурсам, а также о показатели EBITDA. Как отметил г-н Хухтонен, маржа операторов растущего рынка как фиксированной, так и мобильной связи значительно превышает тот же показатель участников рынка зрелого. В период кризиса операторам растущего рынка удалось повысить маржу, остальные смогли её удержать. Это показывает, что российская индустрия смогла выявить внутренние ресурсы и активизировать свою деятельность, отмечает докладчик.

Одним из трендов рынка стала интеграция операторов «большой тройки» с каналами продаж. Это связано с тем, что по мере насыщения рынка срок окупаемости затрат на привлечение абонента (SAC) растёт быстрее, чем ARPU, в результате чего операторам необходимо больше внимания уделять лояльности абонентов. Согласно исследованиям, приведённым в докладе, маржа обратно пропорциональна оттоку абонентов, из чего следует вывод, что операторам необходимо улучшить контроль над привлечением и удержанием своих пользователей. Именно с этим и связана интеграция с анналами продаж.

Следующим трендом была отмечена интеграция мобильных и фиксированных услуг связи, что также направлено на увеличение прибыльности. Докладчик отметил, что чем больше компонентов услуг, тем выше маржа, и самый высокий показатель здесь у кабельных операторов, предоставляющих услуги triple play. «Мобильным операторам следует идти в бизнес фиксированной связи», – делает вывод Игорь Хухтонен.

Далее была рассмотрена ситуация на рынке за пределами «большой тройки». Другими двумя стратегическими группами в данном сегменте являются региональные операторы и компания Tele2, стоящая пока особняком. Стратегия Tele2 предусматривает расширение области присутствия и увеличение доли рынка, в объявленных планах компании – охватить до 18-19 млн абонентов к 2011 году и достичь показателя EBITDA в 25-30 % на новых территориях. Как было отмечено, в данном случае эффективность обеспечивается национальным масштабом. «Tele2 ведёт политику осторожного дискаунтера, не внося большого дисбаланса и не подрывая прибыльность рынка очень сильно», – добавил г-н Хухтонен.

В качестве возможного изменения ситуации на российском телекоммуникационном рынке была рассмотрена ситуация консолидации активов «Связьинвеста». По мнению докладчика, основными проблемами мобильных операторов «Связьинвеста» является недостаточная степень интеграции мобильного и фиксированного бизнесов, а также не задействованная синергия на уровне группы. В качестве примера сбалансированного оператора была приведена группа «Уралсвязьинформ», внутри которой бизнес хорошо интегрирован. «Это тот самый задел, который ещё не реализован», – отметил Игорь Хухтонен. Возможная ситуация в сегменте мобильной связи представлена следующим образом: если Tele2 запустит сеть во всех регионах, а «Связьинформ» объединит активы и, возможно, поглотит «Смартс», то на рынке останутся две стратегические группы, одна из которых – операторы «большой тройки», а другая – Tele2 и «Связьинвест», имеющие примерно по 10 % рынка.

Основные выводы, которые сделал докладчик, таковы: операторы  должны выявлять первопричины неэффективности и разрабатывать соответствующие меры, а также выискивать внутренние резервы, которые были найдены и реализованы, когда ударил кризис.

Следующий спикер – принципал CSI, Nokia Siemens Networks Дмитрий Сердега – рассказал о возможностях повышения эффективности и способах их реализации. В этом отношении было рассмотрено шесть направлений: доходность бизнеса, бизнес-процессы, системы и данные, людские ресурсы и партнёрства, сеть и энергопотребление. Говоря подробнее об этих направлениях, докладчик обратил внимание на необходимость повышения лояльности абонентов при минимальных затратах, построения надлежащей корпоративной архитектуры, автоматизации процессов, управление партнёрскими отношениями, увеличение производительности сети, а также на рациональное потребление энергии. В целом работа по этим направлениям должна быть направлена именно на повышение эффективности.

Во второй части семинара было рассказано об инновационных  разработках компании Nokia Siemens Networks. Руководитель отдела технических решений Nokia Siemens Networks Владимир Шапоров выступил с докладом на тему «Network of One – Концепция построения высокоэффективных телекоммуникационных конвергентных сетей». В основе данной концепции лежат принципы единой упрощенной сети, единого конвергентного управления, единого гибкого интерфейса, единой базы данных абонентов, единой оптимизированной процедуры эксплуатации и единых унифицированных управления и тарифов. Эти принципы служат программой действия для операторов, задачами которых сегодня являются уменьшение сложности сети и контроль над расходами, управление взрывным ростом трафика, управление эффективностью, удержание клиентов и повышение ценности услуг. Одними из частных моментов концепции были названы IP как основа единой упрощённой сети, развитие технологий LTE и LTE-Advanced, миграция фиксированных голосовых услуг к голосу поверх ШПД с последующим переходом к расширенному использованию мультимедиа и др. В завершении семинара было продемонстрировано рабочее решение на основе технологии iHSPA.

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: Nokia, операторы сотовой связи Москва, конференция