Сотовые операторы ударили по SMS-мошенникам

Многочисленные жалобы абонентов на усиление SMS-мошенничества в сотовых сетях с началом 2010 года были услышаны. МТС сообщил о старте комплексной программы по противодействию мошенничеству, для этих же целей «Билайн» запустил специальный информационный ресурс, а «МегаФон» готов развернуть аналогичную программу уже в ближайшем будущем.
Программа МТС по противодействию мошенничеству включает в себя информирование абонентов о возможных схемах мошенничества и способах противодействия ему и оптимизацию схемы взаимодействия МТС с участниками рынка контентных услуг. Кроме того, предусмотрено ужесточение ответственности контент-провайдеров (как и дилеров, субподрядчиков и субдилеров МТС) за нарушения при подключении и обслуживании абонентов, а также сотрудничество с правоохранительными органами и участниками рынка в рамках предотвращения мошенничества.

Прежде всего, оператор запустил услугу «Инфоконтент», позволяющую абоненту самостоятельно уточнять стоимость контентных услуг, предоставляемых по SMS и MMS-запросам на короткие номера (отправка бесплатного SMS-сообщения со знаком «?» на этот номер). В ответном письме абонент получает достоверную информацию о стоимости услуги на данном коротком номере, названии компании, обеспечивающей услугу, и контактный номер телефона службы технической поддержки. Теперь при отправке SMS на номера, вызвавшие наибольшее число жалоб, абоненту перед списанием будет приходить сообщение со стоимостью услуги и предложением подтвердить свое желание ею воспользоваться. Кроме того, на сайте МТС в разделе «Услуги по коротким номерам»  абонент может получить всю информацию о коротком номере и услугах, доступных по данному номеру. 

МТС уже неоднократно сообщал о своей строгой политике работы с дилерами путем проведения мониторинга дилерских продаж, анализа биллинга, контрольных закупок и выборочного обзвона абонентов. При этом в случае выявления нарушений в оформлении контракта, в том числе случаев мошенничества, связанных с незаконным использованием паспортных данных абонента, к дилеру применяются жесткие штрафные санкции, вплоть до расторжения договора. При этом оператор сообщает, что в случае, если абонент получит от лица МТС или от стороннего агентства сообщение о задолженности по номеру, который он никогда не подключал, ему следует немедленно обратиться в МТС для проверки номера и лицевого счета (лично в офисе, по телефону 8 800 333 0890/для абонентов МТС – 0890 или написать сообщение на info@mts.ru). Если в ходе проверки будет установлено, что лицевой счет не имеет отношения к абоненту, то договор будет признан фиктивным, задолженность по нему – ликвидирована, а недобросовестный дилер-продавец понесет наказание.

За каждый случай поступления обоснованных жалоб от абонентов с провайдера удерживается значительный штраф. Теперь, если количество жалоб на контент-провайдера превысит установленный порог, МТС может расторгнуть договор с ним и внести его в «черный список», что исключит возможность повторного подключения недобросовестного провайдера через других контент-провайдеров. Оператор также контролирует рекламные материалы контент-провайдеров, проверяя достоверность информации о предоставляемых провайдерами услугах. 

Кроме того, МТС на март текущего года анонсировал ввод в действие новой платформы для работы с короткими номерами MSDP (Mobile Service Delivery Platform).Функционал платформы позволяет оператору полностью контролировать процесс предоставления услуг за счет регистрации контент-провайдеров и определения их прав для различных видов дополнительных услуг. МТС сможет просматривать префиксы коротких номеров и осуществлять моментальную блокировку мошенников. Внедрение новой системы контроля позволит МТС производить точечные отключения мошеннических сервисов без нарушения работы добросовестных провайдеров. 

«МТС не может оставаться в стороне от участившихся случаев мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка или отдельных граждан, – комментирует решение оператора директор «МТС Россия» Александр Поповский. – Мы инициировали комплексную программу по противодействию мошенничеству, направленную на информирование абонентов о возможных случаях мошенничества и формирование большей прозрачности и контролируемости потенциально уязвимых областей взаимоотношений с партнерами и клиентами – рынка контентных услуг и взаимодействия с дилерами. Реализация такой программы в конечном итоге позволит повысить действенность защиты наших абонентов от мошенничества. Мы призываем наших коллег по рынку объединить усилия для искоренения мошенничества в мобильных сетях».

«Билайн» в рамках продолжения программы «Мобильная грамотность» ответил запуском сайта safe.beeline.ru, предназначенного для информирования своих абонентов о наиболее частых схемах мошенничества с рекомендациями, как избежать своего участия в них. На сайте также размещен номер бесплатного автоответчика 068044 со схожими функциями, за 7 месяцев работы которого с рекомендациями по противодействию мошенникам ознакомились более 300 тыс. абонентов «Билайн». Кроме этого, в разделе «Будь уверен!» оператор разместил информацию о стоимости контента на коротких номерах, их принадлежности конкретному контент-провайдеру, контактные телефоны абонентских служб СРА-партнеров. С февраля 2010 года «Билайн» увеличил размеры штрафов для контент-провайдеров, допускающих мошенничество на коротких номерах, в результате теперь они соизмеримы с размером их месячного дохода от сервисов, предоставляемых на данном коротком номере. 

«По итогам 2009 года Центр поддержки клиентов «Билайн» отметил увеличение количества обращений абонентов по поводу мошенничества в 3 раза (с 160 тыс. обращений в 2008 году до 450 тыс. в 2009 году), – отмечает директор по обслуживанию клиентов ОАО «ВымпелКом» Леонид Крамаренко. – Хотя по-прежнему эти обращения занимают десятые доли процента от общего количества консультаций клиентов». 

«Мы заинтересованы в том, чтобы наши клиенты получали удовольствие от разнообразных, полезных и интересных услуг, к которым легко получить доступ и которыми приятно пользоваться. Мы уверены, что запуск понятного, доступного и информативного ресурса о мошенничестве поможет пользователям сотовой связи не попадаться на удочку мошенников, сохранить душевное спокойствие и быть более внимательными к сохранению своих финансов», – отметил исполнительный вице-президент по развитию бизнеса на массовом рынке России Дмитрий Плесконос.

В «МегаФоне» в ближайшее время планируют запустить аналогичный сервис, предупреждающий абонентов о стоимости отправляемых на короткие номера SMS. В Уральском филиале «МегаФона» уже запущен сервис под названием «Мобильный прайс»: через USSD-запрос абонент получает возможность узнать о стоимости сообщений на короткие номера оператора. По сообщениям пресс-службы оператора, в федеральном масштабе такие сервисы начнут внедряться с февраля по апрель 2010 года.

Между тем наблюдатели рынка подчеркивают, что факты возбуждения правоохранительными и антимонопольными органами дел, связанных с незаконными действиями такого рода, достаточно редки, а случаи, когда нарушитель обнаружен и доказана его вина, и вообще единицы. Тем не менее в МТС приводят ряд таких судебных кейсов. Например, в этом месяце в Уфе вынесен приговор двум мобильным аферистам, которые на протяжении нескольких месяцев в 2008 году наживались на доверчивости местных пенсионеров – абонентов сотовой связи. Уфимский суд, признав одного из двоих обвиняемых виновным в совершении 18 эпизодов преступлений, назначил ему 4 года 10 месяцев отбывания наказания в колонии строгого режима. Второй, совершивший 9 эпизодов, осужден на 4 года (подробно о различных схемах мошенничества и мнении экспертов можно ознакомиться в материале рубрики «Мобильное мошенничество»  от 10 февраля 2010 г.).

В январе 2010 года прокуратура Новокуйбышевска (Самарская обл.) направила в суд уголовное дело в отношении еще одного телефонного мошенника. Злоумышленник представлялся по телефону сотрудником милиции, рассказывал вымышленные истории о том, что родственник людей, которым он звонил на мобильный телефон, якобы совершил правонарушение, за которое последнему грозит уголовная ответственность. Во избежание ответственности он требовал у родственников передачи денежных средств в заранее обговоренном месте. По такой схеме мошенник совершил три доказанных преступления.
Еще в мае 2009 года специалисты Управления «К» МВД России (борьба с преступлениями в сфере информационных технологий) задержали в Москве семейную пару, подозреваемую в мошенничестве, жертвами которого стали более 10 тыс. абонентов по всей России, а ущерб от их противоправной деятельности составил около 100 млн рублей. По данным следствия, злоумышленники от имени сотовой компании, радиостанции или электронной платежной системы сообщали абонентам, что в результате проведенной акции они стали обладателем ценного приза, для получения которого «необходимо сообщить PIN-код, а также свои паспортные данные». При помощи специальной программы мошенники отправляли SMS в платежную систему с номера, который идентифицировался как номер потенциальной «жертвы», что позволяло им распоряжаться средствами, находящимися на счету доверчивого абонента. 

Почему так мало дел доходит до суда? По мнению эксперта в сфере телекоммуникаций Максима Букина, ни операторы сотовой связи, ни производители антивирусов, ни контент-агрегаторы в правоохранительные органы предпочитают не обращаться, постулируя примерно одинаковый тезис: «Обращение должно производиться от пострадавшего лица». Но из-за небольшого размера «выкупа» (в районе 300 рублей) обращения в милицию крайне редки. Кроме того, по мнению аналитика J'son & Partners Consulting Владимира Кудряшова, ситуация вызвана тем, что большая часть пострадавших абонентов из-за сомнительного характера услуг, которые они пытались оплатить с помощью SMS, просто не обращаются с претензиями к оператору. Между тем при старте программы «Мобильная грамотность», «ВымпелКом» оценивал общее количество потребителей сотовой связи, столкнувшихся с проблемой мобильного мошенничества, на уровне 10 млн человек. А по мнению партнера AC&M Consulting Оксаны Панкратовой, доля транзакций в пользу злоумышленников в 2009 году не превысила 15 % от общего объема микроплатежей, из чего можно заключить, что за 2009 год мошенники заработали около $50 млн.

Эксперт, редактор CForum.ru Алексей Бойко, продолжает считать, что ситуация выгодна всем участникам цепочки «мошенники-агрегаторы-операторы». Он задает следующие вопросы, которые пока остаются без ответа: «Почему не сообщается, кто из контент-провайдеров заработал штраф и по какому конкретно номеру (номерам)? Возвращены ли деньги всем абонентам, со счетов которых были удержаны средства в результате выявленного мошенничества?»

В независимости от ответов на эти вопросы, следует помнить, что юридически только оператор имеет право оказывать услуги, сопровождаемые списанием денежных средств с абонентского счета. Поэтому, по словам Владимира Кудряшова, при подозрениях на явно незаконное списание средств нужно сразу звонить в абонентскую службу оператора, идти в ближайший офис или заполнять онлайн-заявку. При этом никогда не нужно оставлять номер своего мобильного без крайней необходимости, не открывать никаких ссылок с незнакомых номеров, а также проявлять элементарную бдительность.

Рубрики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: мобильное мошенничество, короткий номер