Компания «T&T Телеком», имеющая офисы в Санкт-Петербурге и Москве, предоставляла услуги в области ИТ и консалтинга и специализировалась на обслуживании операторов связи. Среди клиентов компании можно выделить такие, как «МегаФон», «ВымпелКом» («Билайн»), «Связьинвест», «Дельта Телеком» («Скай Линк Петербург»), «Комстар-ОТС», «Синтерра» и «Ростелеком». После покупки компания «T&T Телеком» стала частью корпорации Tieto. «Мы приветствуем Tieto в качестве нашего нового владельца. Будучи частью Tieto, мы получаем дополнительную поддержку и компетенции, для того чтобы обслуживать наших клиентов на гораздо более широкой основе и распространять наши хорошо зарекомендовавшие себя услуги в телекоммуникационной отрасли на международной арене. Tieto также предоставляет многообещающие возможности и для наших сотрудников», – рассказал генеральный директор «T&T Телеком» Юрий Песня.
Генеральный директор «T&T Телеком» Юрий Песня
Продолжает вице-президент и глава Tieto International Пекка Вильякайнен: «Tieto располагает глубокими знаниями, а также проверенной репутацией, полученными в результате сотрудничества с глобальными телекоммуникационными компаниями, на протяжении долгого времени помогая им повышать собственную продуктивность и внедрять инновационные услуги. Анализируя российский рынок на протяжении последних 12 месяцев, мы обнаружили значительный интерес как со стороны российских телекоммуникационных компаний, так и российского правительства к тому, чтобы предоставлять весь спектр наших инфраструктурных и сервисных услуг на местном рынке. Приобретение «T&T Телеком» – это один из шагов в наших планах создания в России в ближайшие годы сильной команды из нескольких тысяч консультантов и технических специалистов, ориентированных исключительно на местный рынок. Мы полагаем, что для этого сейчас прекрасное время, поскольку многие компании уже способны и хотят искать новые методы работы».
Вице-президент и глава Tieto International Пекка Вильякайнен
Г-н Вильякайнен не стал уточнять сумму, потраченную на приобретение «T&T Телеком» (годовой оборот за 2008 год – $12 млн). Но, по его словам, в середине 2009 года была принята программа инвестирования в российское подразделение Tieto до 2011 года около 100 млн евро. В результате на данный момент компания инвестирует в Россию средства, многократно превышающие стоимость «T&T Телеком».
Пекка Вильякайнен рассказал, что в планах компании нарастить численность российского R&D-подразделения до 3 тыс. человек за счет приобретения новых активов. Между тем он также сообщил, что, несмотря на то, что финансовые ресурсы компании весьма существенны, Tieto реализует очень осторожную политику в плане приобретения активов. Для России это означает, что корпорация ищет профессиональные компании с высококлассными специалистами, а не просто тех, кто реализует готовые коробочные решения. Tieto интересуют прежде всего компании сервисного обслуживания ИТ-инфраструктуры топ-30 крупнейших российских телекоммуникационных компаний, а также компаний в сфере энергетики и финансового сектора.
«Мы очень рады, что 2010 год стал временем, когда вместо долгих разговоров многие компании в России наконец получат реальную возможность ИТ-аутсорсинга в наших интересах. Между тем компания Tieto International не является портфельным инвестором и будет приобретать компании целиком без участия в каких-либо венчурных фондах. Что касается дальнейших планов по расширению R&D-подразделения в России приблизительно до 3 тыс. человек, то уже сейчас у нас здесь много R&D-субподрядчиков. Могу лишь сказать, что проведение таких работ требует множество профессиональных инженеров и близость профильных технических вузов. Все наши проекты долгосрочны, что означает необходимость учета местных рынков труда и удержания этого квалифицированного научного персонала в компании в течение длительного времени. Поэтому, без углубления в детали, в развитии таких центров мы будем незначительно (в масштабах страны) смещаться от Москвы на восток и север России», – отметил Пекка Вильякайнен.
Генеральный директор «Tieto Россия и СНГ» Туомо Сумманен уверен, что новая российская R&D-компания не будет иметь проблем с заказами: «У нас уже есть определенная клиентская база, нас интересуют и заказчики «T&T Телеком». В будущем, мы планируем задействовать весь штат специалистов (до 3 тыс. человек), так как, по последним оценкам, российский рынок восстанавливается, и мы ожидаем большое количество новых заказов не только в сфере телекоммуникаций. Обнадеживает и то, что 2009 год был в России для нас особенно успешным, несмотря на рецессию, и мы получили множество заказов от российских банков и телекоммуникационных компаний. Приобретение «T&T Телеком» поддерживает нашу стратегию роста в России. С его помощью мы усиливаем нашу местную компетенцию и расширяем клиентскую базу, особенно в телекоммуникационной отрасли. В настоящее время Tieto располагает штатом более чем из 250 специалистов для обслуживания своих клиентов в России. Мы также получаем хорошую платформу для дальнейшего роста на рынке телекоммуникаций в России».
Генеральный директор «Tieto Россия и СНГ» Туомо Сумманен
Касаясь программы развития ЦОДов, г-н Вильякайнен рассказал, что у Tieto уже есть один дата-центр в Санкт-Петербурге, который полностью связан с сетью европейских ДЦ в Хельсинки и Стокгольме. Кроме того, компания планирует создать мощный мега-ЦОД в Москве, который будет обслуживаться исключительно специалистами компании. В Tieto не раскрывают, какой мощности планируется мега-ЦОД, но уточняют, что в таких случаях мощность дата-центра может составлять более 10 МВт. Сначала помещение и вся инфраструктура будет арендоваться, но уже на этой фазе все управление будет осуществляться из основного центра компании. При наращивании объемов операционной деятельности в России Tieto планирует приобретение собственного ЦОДа.
Напомним, что свой первый полноценный офис в России, а именно в Санкт-Петербурге, компания Tieto (на тот момент – TietoEnator) открыла в конце 2007 года (см. новость раздела
Tieto от 27 сентября 2007 г.). В 2009 году компания – уже под новым брендом Tieto – разработала свою новую стратегию, которая включала и активное присутствие на российском рынке (см. новость раздела
Tieto от 15 мая 2009 г.). В ее рамках он был выбран одним из ключевых плацдармов для развития компании наряду с Германией и «домашними» рынками в Скандинавии – Финляндией, Швецией, Данией и Норвегией. При этом было заявлено, что к 2011 году компания намерена существенно расширить свой штат в России и предоставлять на российском рынке весь спектр своих услуг – от ИТ-консалтинга, аутсорсинга и отраслевых решений до внедрения цифровых сервисов и ERP-систем, зарабатывая при этом в России около 100 млн евро в год. Руководство компании на тот момент не исключало и приобретение сторонних активов – и приобретение «Т&Т Телеком» стало одним из первых таких шагов.
За этот промежуток Tieto успела отметиться на петербургском рынке – она запустила уже упомянутый дата-центр в Северной столице (см. новость раздела
Tieto от 4 февраля 2009 г.), а также реализовала масштабный проект по внедрению в розничной компании «Лента» портального решения на базе Microsoft Office SharePoint Server 2007 (см. новость раздела
Tieto от 5 мая 2009 г.). Не обделяла компания местный рынок и с точки зрения маркетинга – так, летом прошлого года Tieto представила в Петербурге свои решения на базе продукции Microsoft (одного из своих основных вендоров) в рамках Tieto on Tour (см. новость раздела
Tieto от 3 июня 2009 г.).
Стоит вкратце рассказать и об истории самой компании Tieto. Компания начала свою деятельность в Финляндии в 1968 году под названием Tietotehdas Oy. Тогда она являлась ИТ-подразделением одного из финских банков. Постепенно бизнес компании рос – это происходило за счет приобретения других ИТ-игроков и развития новых компетенций. Следующей крупной вехой в развитии компании стало слияние со шведской Enator AB, произошедшее в 1999 году. Вновь образованная компания TietoEnator Corporation продолжила активное развитие, имея две штаб-квартиры – в Финляндии и Швеции.
В конце 2008 года в компании TietoEnator произошла реорганизация и ребрендинг. Компания была переименована в Tieto. Как поясняют в компании, этот шаг был связан с желанием сделать название более коротким и запоминающимся, что «отражает стремление компании быть понятнее и ближе к своим клиентам, предоставлять простые в использовании ИТ-услуги, повышающие эффективность их бизнеса». Произошли и другие изменения. Если ранее игрок действовал по принципу отраслевых вертикалей, то после реорганизации Tieto стала иметь матричную организационную структуру. На 2009 год количество сотрудников Tieto во всем мире достигало 16 тыс. человек, объем продаж по итогам 2008 года составил более 1,8 млрд евро. Крупнейшими клиентами Tieto за 2008 года стали телекоммуникационные компании Ericsson, Nokia, TeliaSonera, Nokia Siemens Networks, торговая группа Kesko, банки Nordea и OKO Bank, страховая компания If Insurance и другие коммерческие и государственные структуры.
В России у компании еще 10 лет назад в Москве был открыт филиал подразделения TietoEnator Financial Solutions, который занимался обслуживанием банковских карточных систем. Осенью 2007 года, как уже упоминалось, был открыт офис TietoEnator в Санкт-Петербурге. При этом компания ориентировалась в основном на своих зарубежных клиентов, в большинстве случаев – из Северной Европы.
Решение изменить стратегию компании относительно развития в России было принято после проведения анализа и выявления потенциала российского рынка. В итоге с начала 2009 года Россия, как уже говорилось, была выбрана одним из стратегических рынков развития компании. К тому моменту местными клиентами были в основном скандинавские компании. Это, например, сеть строительных гипермаркетов «K-РАУТА» («СтройМастер») и промышленная компания Ruukki, в которых петербургский офис Tieto помогает внедрять и обеспечивает техническую поддержку ERP SAP. Также можно указать крупную скандинавскую страховую компанию If Insurance и ее дочернюю СК «Регион». Кроме того, многие предприятия лесоперерабатывающей отрасли использовали соответствующие отраслевые решения Tieto.
В области ИТ-аутсорсинга Tieto предоставляет своим клиентам в России услуги управления серверами и приложениями на базе процедур ITIL и поддержку конечных пользователей на русском и английском языках (именно с этих услуг и начался бизнес Tieto в Петербурге). Кроме того, некоторым клиентам Tieto в России оказывала услуги по консультированию и управлению проектами.