У платного ТВ намечен рост

Компания J’son & Partners Consulting представила результаты обзора российского рынка платного телевидения в России в 2009 году и прогноз его развития до 2014 года. В прошлом году рынок платного ТВ показал рост в 6 %, на конец года услугами платного телевидения в России пользовалось более 14,5 млн абонентов. По прогнозам аналитиков, рост абонентской базы платного ТВ в России продолжится, и в 2014 году база пользователей данных услуг достигнет 22,5 млн домохозяйств.

Как отмечает компания J’son & Partners Consulting в своём исследовании, рынок платного телевидения в докризисный период характеризовался высокими темпами роста абонентской базы услуги – ежегодный прирост составлял 40-50 %. Столь существенный рост рынка являлся привлекательным как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов. Помимо профильных инвесторов, существенный интерес к рынку платного телевидения был проявлен со стороны бизнеса, для которого телекоммуникации не являлись профильным направлением. За прошедший год с учетом ситуации финансовой нестабильности поток инвестиций значительно снизился, что существенно повлияло на развитие региональных компаний: предприятия, планировавшие ранее географическую экспансию в регионы, а также операторы, развивающие услуги цифрового телевидения, вынуждены отказываться от своих планов или откладывать их на более поздний срок.

В телекоммуникационной структуре России платное телевидение по объему доходов от физических лиц входит в пятерку главных «локомотивов» отрасли. Кризисный 2009 год хотя и прервал неуклонный поступательный рост этого сегмента, но в отличие от сотовой связи и мобильных телефонов в платном ТВ отмечен не спад, а рост на 6 %.

Платное ТВ стало неотъемлемой частью повседневной жизни российских граждан. На 10 домохозяйств в России приходится 2,9 телевизоров, подключенных к платному ТВ. Это в 14 раз меньше, чем SIM-карт, приходящихся на 10 домохозяйств, однако превышает количество компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет. Всего, согласно данным полевых исследований J’son & Partners Consulting, посвящённых проникновению телекоммуникаций в повседневную жизнь, на 10 домохозяйств или 27 человек в России приходится 40,5 SIM-карт, 18,2 сотовых телефонов, купленных за последние три года, 6,6 квартирных телефонов, 2,7 компьютеров, имеющих широкополосный доступ в Интернет. 7,8 чел. из этого числа зарегистрированы в социальных сетях.

 

Доходы от физических лиц, млрд $ (данные полевых исследований
J'son & Partners Consulting, данные компаний)


По оценкам J&P, на конец 2009 года услугами платного телевидения в России пользовалось более 14,5 млн абонентов. По сравнению с 2008 годом абонентская база пользователей услуг платного ТВ в 2009 году выросла почти на 21 %. J'son & Partners Consulting оценивает, что рост абонентской базы платного ТВ в России продолжится, и в 2014 году база пользователей услуг платного ТВ достигнет 22,5 млн домохозяйств.

Объем рынка платного ТВ в 2007 году составил около $750 млн. По оценкам J&P, на конец 2008 года объем рынка платного телевидения достиг уровня $780 млн, таким образом, рост составил менее 5 %. По итогам 2009 года объем рынка платного ТВ в России вырос на 6 % по сравнению с 2008 годом и составил около $830 млн. В настоящий момент J’son & Partners Consulting прогнозирует возможный рост доходов рынка от услуг платного ТВ к 2014 году до $ 1,53 млрд.

 

Прогноз J'son & Partners Consulting роста абонентской базы платного ТВ,
млн домохозяйств, 2008-2014 гг.


Крупнейшими игроками на рынке платного ТВ России являются «Триколор-ТВ», «Комстар-ОТС», региональные провайдеры «ЭР-Телеком» («Диван-ТВ») и «Мультирегион», «НТВ+» и МРК «Связьинвест». По данным компаний, абонентская база «Триколор-ТВ» составляет 4,2 млн домохозяйств, «Комстар-ОТС» – 2 млн, «Диван-ТВ» – 1 млн, «Мультирегион» – 0,86 млн, «НТВ+» – 0,75 млн, «Связьинвест» – 0,61 млн домохозяйств.

 

Прогноз J'son & Partners Consulting доходов рынка
платного ТВ, млн $, 2008-2014 гг.


Структура рынка платного телевидения по технологиям распределяется следующим образом. По сравнению с 2008 годом в 2009 году количество абонентов аналогового платного телевидения сократилось на 6 % и составило 64 %, абонентская база цифрового платного телевидения увеличилась до 36 % по сравнению с 30 % в 2008 году. Рост абонентской базы спутникового телевидения, а также рост абонентской базы платного телевидения в целом в 2008 – 2009 годах происходил за счет активного набора абонентов услуги «Триколор-ТВ», чья абонентская база за год выросла с 4,3 млн до 6,2 млн пользователей, из них 4,2 млн – абоненты платного ТВ.

Структура российского рынка по технологиям в 2008 г., %
(данные полевых исследований J'son & Partners Consulting, данные компаний)


По оценкам J’son & Partners Consulting, каждый 32-й абонент платного ТВ и каждый 12-й абонент цифрового ТВ смотрят IPTV. Напомним, что ранее компания J&P также представила результаты исследования российских рынков интернет-ТВ и интернет-видео в 2009-2013 гг. (см. новость раздела «Интернет-ТВ» от 9 февраля 2010 г.).

 

Структура российского рынка по технологиям в 2009 г., %
(данные полевых исследований J'son & Partners Consulting, данные компаний)


В начале 2010 года результаты своего исследования российского рынка IPTV представило также аналитическое агентство ComNews Research (см. новость раздела IPTV от 12 января 2010 г.). По данным ComNews Research, рост абонентской базы операторов платного ТВ в России за 2009 год составил 21 %, а доступ к услуге имеют свыше 24,1 млн абонентов. Наименее активный рост рынка платного телевидения наблюдался в сегменте кабельного ТВ – 13 % по сравнению с 2008 годом. Активнее всего росли сегменты спутникового телевидения и IPTV, где рост абонентской базы составил 35 % и 70 % соответственно. В декабре 2009 года на долю спутникового ТВ пришлось 32 % абонентской базы платного телевидения в России, в то время как на IPTV – всего 4 % рынка платного ТВ. Согласно прогнозам ComNews Research, высокие темпы роста рынка IPTV в 2010 году сохранятся на уровне 63 % и к концу 2010 года ожидается количество подключений до 1,6 млн домохозяйств. Рост в сегменте спутникового ТВ тоже останется высоким (около 30 %), а основным фактором его роста останутся низкая плотность населения в регионах и значительные проблемы в развитии наземной инфраструктуры в небольших населенных пунктах. Темпы роста абонентов кабельного ТВ продолжат замедляться (10 % по сравнению с 2009 годом), что обусловлено насыщенностью сегмента.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг

Ключевые слова: цифровое ТВ, J’son & Partners Consulting