По итогам II кв. 2010 года абонентская база «Скай Линк» составила 1,278 млн человек, показав 18 % рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 43 % абонентов приходится на Московский регион, 18 % – на Санкт-Петербург и ЛО, 26 % – на регионы, еще 13 % приходится на «Скай Линк» RTDC (абонентская база компаний РТДК (акционер), работающих под брендом «Скай Линк»). Несмотря на снижение за год стоимости 1 Мбайт трафика в Санкт-Петербурге более чем в 2 раза, этот рынок по-прежнему остается для «Скай Линк» доходным за счет роста абонентской базы и совокупного объема трафика (о последних маркетинговых акциях «Скай Линк» в Санкт-Петербурге можно узнать в материале рубрики
«Скай Линк Петербург тарифы» от 5 июля 2010 г.).
При этом трафик передачи данных за первое полугодии 2010 года вырос на 74 % – до 2 Пбайт (рост 71 % по отношению к I кв. 2010 года). Доля региональных «дочек» «Скай Линка» в общем объеме переданных данных выросла до 45 %, абоненты Москвы сгенерировали 34 % трафика, в Санкт-Петербурге – 21 %. В то же время абоненты «Скай Линк» генерируют объем трафика 3G, сопоставимый в сумме со всеми 3G-абонентами сотовых операторов «большой тройки». Так, по данным ComNews Research, по итогам 2009 года на сети EV-DO («Скай Линк») пришлось 18 % всего трафика в российских сотовых сетей, в то время как на сети UMTS (именно по этой технологии строят свои сети 3G МТС, «Билайн» и «МегаФон») – около 22 % трафика. Что касается, структуры трафика, то именно «Скай Линк» стал первым популяризатором контент-ориентированных тарифов («Безлимитные одноклассники», «Безлимитный Скайп» и т. д.) в России. По последним данным, 6-7 % пользователей, выбравших такие тарифы, генерируют более 20 % всего трафика передачи данных и 15-19 % выручки.
Между тем на май 2010 года 74 % абонентов находились на тарифах с помегабайтной оплатой (они приносят 36 % выручки) и оставшиеся 21 % – на пакетных тарифах (49 % выручки). По-прежнему показатель MoU (Minutes of Use) у абонентов «Скай Линк» остается самым высоким по отрасли и составляет 884 минуты в месяц (средняя стоимость минуты – 0,96 рубля), как и показатель MboU (Megabyte On User) – в среднем 582 Мбайт на каждого абонента в месяц (средняя цена Мбайт – 0,82 рубля). Средний показатель MoU по итогам 2009 года составил 929 минут (средняя цена 1,05 рубля за минуту), а MboU – 469 Мбайт (1,43 рубля за 1 Мбайт данных). Таким образом, наблюдается постепенное снижение MoU при одновременном сохранении одного и того же уровня APPM (Average price per minute), стабильно остающимся в районе 1 рубля за минуту. При этом рост потребления трафика в расчете на одного абонент в месяц (MboU) растет, а цена одного Мбайт (APPMb) падает за счет введения безлимитных тарифных планов.
Топ-менеджеры «Скай Линка» отвечают на вопросы аналитиков
Как отметила генеральный директор «Скай Линка» Гульнара Хасьянова, в настоящее время ключевой задачей компании является повсеместное внедрение технологии EV-DO Rev.B (позволяет увеличить скорость передачи данных по линии «вниз» до максимальных 9,3 Мбит/с, а «вверх» – до 5,4 Мбит/с) в диапазоне 450 МГц и фрагментарное развертывание LTE в других имеющихся диапазонах, как только будет принято соответствующее решение регулятора. 3G и LTE будут одновременно сосуществовать, пока сети нового поколения полностью не обеспечат следующие возможности: повсеместное покрытие, качественный VoIP, дешевые терминалы и глобальный межсетевой роуминг.
Благодаря наметившемуся тренду создания многомодовых устройств, способных работать как на различных частотах, так и поддерживать автоматический хэндровер между основанными на различных технологиях сетями, это не кажется столь уж фантастичным.
При этом диапазон 450 МГц из-за огромной территории России является ключевым преимуществом оператора, обеспечивая самое широкое покрытие сетей 3G среди всех сотовых операторов с наименьшим Capex. Так, на покрытие сетью 3G/EV-DO 9 тыс. населенных пунктов (в том числе 462 города и поселка с населением более 5 тыс. человек) «Скай Линк» потратил не более $600 млн. А по различным экспертным оценкам, на покрытие 222 городов сетью 3G/UMTS в диапазоне 2,1 ГГц только «ВымпелКом» за 2 года потратил около $2 млрд.
Что касается возможности строительства сетей LTE в диапазоне 450 МГц в России, то Гульнара Хасьянова отметила, что в соответствии со спецификациями 3GPP (3rd Generation Partnership Project) в полосах радиочастот 453-457,4 МГц и 463-467,4 МГц развитие LTE пока не предусмотрено. Но в диапазоне 2,1 ГГц (именно здесь у «Скай Линка» есть частоты, на которых он пока будет развивать EV-DO Rev.B) LTE строить вполне можно. Однако для России частотные диапазоны под LTE еще не определены, не решены вопросы взаимодействия сетей 3G/LTE, а также отсутствует стратегия перехода к сетям следующего поколения. Поэтому, по мнению г-жи Хасьяновой, в нашей стране отсутствуют предпосылки для быстрого развертывания сетей LTE в ближайшие 1-2 года и было принято решение строить на частотах 2,1 ГГц именно сети Rev.B (см. материал рубрики
LTE от 12 июля 2010 г.).
«Так как производители конечных устройств рассчитывают на эволюционное развитие сетей UMTS через HSPA+ до LTE и с CDMA EV-DO на LTE, то на частотах 2,1 ГГц мы планируем сразу строить сети EV-DO Rev.B. До последнего времени эти частоты были выделены лишь под опытно-коммерческую эксплуатацию в Москве и Санкт-Петербурге, но с 15 июля мы ожидаем техническую документацию по тому, что и как в диапазоне 2,1 ГГц нам будет разрешено использовать во всех регионах нашего присутствия. Мы надеемся, что это решение наконец позволит решить проблему постоянной нехватки частот (4,5 МГц) и на равных конкурировать с «большой тройкой» (около 40 МГц)», – отметила Гульнара Хасьянова (см. материал рубрики
«Скай Линк» от 24 декабря 2009 г.).
Гендиректор «Скай Линка» Гульнара Хасьянова
Модернизация сети до уровня EV-DO Rev.B (см. материал рубрики
«Скай Линк» от 11 мая 2010 г.) в трех регионах (Москва, Санкт-Петербург и Краснодар) на $5 млн завершится к концу 2010 года, а первые коммерческие модемы появятся уже в I-II кв. 2011 года. Вопрос дальнейшего апгрейда сети до Rev.B в регионах будет также рассматриваться в следующем году. Переход на EV-DO Rev.B позволяет «Скай Линку» обеспечить более высокую скорость доступа, что с учетом большей площади покрытия обеспечит значительное конкурентное преимущество. В то же время, как показала практика, при введении новых релизов – например, при переходе с Rel 0 до Rev.A – емкость сети также увеличивается в среднем на 15 %.
Между тем, по оценкам «Скай Линк», объем глобального рынка мобильного голоса в 2009 году составил $24 млрд, а в 2014 году, вопреки многочисленным прогнозам о его стагнации, при ежегодных темпах роста в 8-11 % он достигнет $35 млрд.
Прирост рынка мобильного голоса в 2009-2014 гг. будет по своему объему больше прироста всех остальных рынков вместе взятых (рынок мобильного и фиксированного ШПД, фиксированного голоса, МГ/МН-связь). По словам Гульнары Хасьяновой, любой оператор, имеющий сильные позиции на рынке мобильного голоса (не менее 10 %), сможет успешно конкурировать по любым иным направлениям, субсидируя их за счет голосовых доходов.
Именно поэтому «Скай Линк» будет всеми силами держаться за рынок мобильного голоса и постарается увеличить его долю в общей структуре своих доходов. Напомним, что на данный момент доля доходов от передачи данных в совокупной выручке «Скай Линка» является рекордной для мировых сотовых операторов – около 54 % (в 2009 г. – 51 %, в 2008 г. – 33 %). При этом у крупнейших американских операторов Verizon Wireless и AT&T (единственный дистрибутор Apple iPhone в США) доля выручки от мобильного ШПД стабильно держится на уровне около 30 %. Кроме того, по наблюдениям «Скай Линка», наибольший прирост трафика наблюдается именно в регионах РФ, но доля столиц в ближайшее время не опустится ниже 25 %.