Прежде всего, стоит отметить, что центральными темами дискуссий участников IV Mobile Software Forum (подробнее о работе форума можно узнать из материалов раздела
Mobile Software Forum от 15 июля 2010 г. и раздела
Mobile Software Forum от 19 июля 2010 г.) были существующие мобильные платформы и критерии выбора для стратегической работы на среднесрочную перспективу.
Так, например, по словам основателя онлайн-маркета приложений Handster Виктора Шабурова, практически все опытные разработчики, имеющие солидное портфолио, переходят на iPhone, и эти продажи достигают до 90 % общего оборота и приносят реальные деньги. При этом на данный момент растут продажи приложений для Android. «Наша компания зарегистрирована в США и Германии, а дистрибуция осуществляется в глобальном масштабе. И помимо iPhone на втором месте у нас Android, и именно мы являемся эксклюзивным контент-провайдером для нетбуков Hewlett Packard (HP) и одним из двух контент-провайдеров для appstore LG. Кроме того, в числе прочих также работаем на SonyEricsson и Samsung», – рассказывает основатель Handster. Он также отмечает, что исторически сильные позиции занимал и Windows Mobile. Но в последнее время количество покупаемых приложений под устройства с этой ОС снижается.
«С выходом на рынок ОС Windows Phone 7 все приложения для нее можно будет продавать лишь через собственный MarketPlace от Microsoft, что резко отрезает сторонние каналы распространения, существующие сейчас для WM 6.5, – рассказывает Виктор Шабуров. – Компания решила последовать за Apple, создав единый канал дистрибуции приложений, что может сильно ударить по компании и заставить разработчиков вообще отказаться от поддержки этой ОС».
Дело в том, что в противоположность Apple на рынке существует масса производителей устройств на WM 6.5 и столько же различных, уже налаженных каналов дистрибуции приложений под них. Поэтому если все эти многочисленные каналы буду перекрыты, то многие разработчики просто откажутся от работы над приложениями для Windows Phone 7. Кроме того, крупные мобильные операторы, например Verizon Wireless (США), стремятся создать собственные онлайн-площадки приложений, и игнорирование их не будет способствовать повышению продаж устройств на новой Windows Phone 7.
Основатель онлайн-маркета приложений Handster Виктор Шабуров
Как отмечает Виктор Шабуров, Nokia постепенно идет той же дорогой создания закрытой экосистемы – на Ovi Store будут размещаться только подписанные приложения (при размещении в Ovi Store они подписываются специальным ключом, что лишает возможности их дистрибуции по другим каналам). Однако успех мобильной платформы не зависит от степени ее открытости. «Будущее за тем, что выберет пользователь. И если самый популярный смартфон будет создан на закрытой платформе – выберут именно его. Но, по моему мнению, в ближайшем будущем iPhone и Android будут развиваться также мощно», – заключает основатель онлайн-маркета приложений Handster Виктор Шабуров.
В то же время основатель компании AppMade Lab Артем Петров (разработка приложений под Apple iPhone/iPod Touch/iPad и BlackBerry) отмечает, что рынок смартфонов вывел две ключевые модели популяризации мобильных экосистем. Либо сначала выпускается культовое устройство, а затем для него разрабатываются приложения (iPhone). Либо возникает обратная ситуация, когда вендор, предвкушая активные продажи новых устройств, приглашает разработчиков приложений поделить сверхдоходы от ажиотажного спроса в первые месяцы после начала их продаж (именно по этому пути пытается идти Microsoft с Windows Phone 7).
«Мы выбираем платформу для работы и делаем на нее ставку в перспективе на 2-3 года по совершенно определенным критериям, – рассказывает Артем Петров. – Во-первых, это возможности самой платформы (то, что можно сделать для iPhone, невозможно на мобильной Java). Немаловажный момент здесь и простота разработки приложений. Кроме того, следует учитывать зрелость рынка: насколько он развит и готовы ли пользователи покупать такие приложения». Например, ключевым фактором успеха Apple стало существование музыкального магазина iTunes, который сформировал базу пользователей, готовых покупать и платить онлайн с помощью электронных карт (именно эта схема стала классической и впоследствии легла в основу Apple Store).
Что касается экосистемы BlackBerry, то, по словам г-на Петрова, она также перспектива. При этом если изначально стоимость приложений на App World (магазин приложения для BlackBerry) составляла $25-50, то вследствие давления рынка она была сильно снижена. С одной стороны, это послужило росту его популярности, но с другой – и снижению общей доходности. Тем не менее корпоративная направленность App World все еще сохраняется, и если минимальная цена платных приложений на Apple Store составляет $0,99, то для App World она значительно выше – $2,99.
О взгляде на рынок мобильных приложений для бизнес-сегмента также рассказала и директор департамента продуктов для мобильных платформ компании ABBYY Екатерина Солнцева. Она уверена, что рынок мобильных устройств для бизнес-приложений крайне перспективен. Пользователи смартфонов в основном принадлежат к бизнес-среде, в то же время эти устройства все чаще используются не просто для совершения звонков, а в качестве полноценной замены стационарных компьютеров. Поэтому с точки зрения потребностей в интересных приложениях этот рынок весьма перспективен, и разработчики мобильного ПО начинают все больше двигаться именно в эту сторону. Разрабатывает продукты для смартофнов и компания ABBYY.
Директор департамента продуктов для мобильных платформ
компании ABBYY Екатерина Солнцева
При этом, по словам Екатерины Солнцевой, основное отличие мобильного рынка бизнес-приложений от классического десктопного в данный момент заключается в более низких ценах мобильных приложений, которые делают этот рынок не столь привлекательным для разработчиков, как могло бы быть. Более того, зачастую компаниям приходится решать вопрос конкуренции между мобильным приложением и десктопной версией с идентичной функциональностью. Перед разработчиком возникает вопрос, а нужно ли создавать полнофункциональную мобильную версию приложения, если аналогичная программа для стационарного компьютера приносит на два порядка больше доходов (средняя цена таких бизнес-приложений для обычных компьютеров составляет $50-400, а в мобильных версиях всего $3-10). И не всегда это решение принимается в пользу мобильного девайса. Соответственно, выходом из этой ситуации было бы использование все более функциональных смартфонов и рост спроса на сложные, интересные (и поэтому более дорогие) с точки зрения разработчика приложения. Например, в AppStore ABBYY планирует продавать свои продукты в верхнем ценовом сегменте (например, бизнес-кардридер от ABBYY сейчас стоит $9,99), однако это в разы меньше cредней стоимости бизнес-приложений для персональных компьютеров. Для снижения цены приложения до такого уровня разработчику приходится до предела сокращать его функциональность (так вместо многоязычных словарей появляются двуязычные и т. д.). Что касается нижнего ценового сегмента ($2-3), то для компаний, занимающихся разработкой сложных бизнес-приложений, он вообще бесперспективен.
Если касаться ближайших планов ABBYY по поддержке мобильных ОС, то на данный момент мобильные приложения компании реализованы для Symbian и Windows Mobile 6.5. И хотя компания пока не планирует разработку приложений под Windows Phone 7, поддержка всех новых устройств на Windows Mobile 6.5 будет продолжена. По словам Екатерины Солнцевой, поддержка Symbian, безусловно, сохранится (S60, S60 touch), при этом как Android, так и новую открытую ОС MeeGo ABBYY поддержал только с технологической точки зрения (технологии распознавания). Рынок iPhone для компании также перспективен, и в настоящее время на стадии тестирования находятся 5 новых приложений для iPhone.
При этом Екатерина Солнцева положительно оценивает офлайн-продажи в партнерстве с компанией SoftKey. «Что касается специфических каналов распространения мобильных приложений ABBYY, то здесь можно назвать магазины Duty Free в аэропортах и продажи на бортах международных рейсов самолетов «Аэрофлота». Мы предлагаем человеку ровно то, что ему нужно, там, где нужно, и тогда, когда он об этом задумывается», – рассказала в заключении директор департамента продуктов для мобильных платформ компании ABBYY Екатерина Солнцева.
Удачный опыт компании SoftKey с ее неординарным выходом из онлайна в офлайн стоит описать отдельно. Рассказывает генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник: «Наш первый подобный опыт состоялся в прошлом году. Этот проект был реализован совместно с сетью фирменных магазинов Nokia. Основная идея и новизна заключается в том, что покупатель выбирает себе софт прямо на месте – через витрину терминала, установленного непосредственно в магазине. Все программное обеспечение продается в электронном виде. После оплаты заказа клиент получает ключ к программе в виде SMS-сообщения, а также на кассовом чеке. Скачать и установить приобретенное ПО можно прямо на месте. Благодаря своей простоте идея оказалась настолько успешной, что мы решили развивать это направление. На текущий момент компания Softkey ставит своей задачей сделать доступным приобретение мобильного ПО во всех федеральных розничных сетях. Поэтому был взят курс на операторов мобильной связи и сети, реализующие цифровую технику. Но в перспективе мы собираемся продавать мобильное ПО и цифровой контент в любом магазине, на вокзале, автозаправке и так далее».
По словам г-на Мучника, в онлайн сейчас старается выйти бизнес, изначально построенный в офлайне, но его компания развивается как раз по обратной модели. При этом он отмечает, что офлайн, в котором Softkey выстраивает эту новую модель, довольно условный – реализация проекта невозможна без сетевых технологий. «Поэтому правильнее будет сказать, что мы вооружаем офлайн-продавцов онлайн-инструментами продаж, – добавляет генеральный директор Softkey Феликс Мучник. – То есть модернизируем торговлю, обеспечивая ее всеми преимуществами интернет-коммерции – такими, как быстрота, простота, полная автоматизация».
Генеральный директор компании Softkey Феликс Мучник
В данном проекте реализуется ПО от нескольких десятков компаний-разработчиков, в основном это антивирусное ПО, игры, навигация, органайзеры. При этом средняя сумма чека – в пределах 600 – 700 рублей. Что касается доли продаж, сегодня сложно оценить объем (проект развивается день ото дня), но безусловным лидером продаж является антивирусное программное обеспечение. И традиционно для России с большим отрывом лидируют продукты от «Лаборатории Касперского». На сегодняшний момент Softkey начал продажи в сетях «Эльдорадо», «Белый Ветер Цифровой», «Максимус», а также значительно расширилась сеть магазинов Nokia, участвующая в нашей программе (по факту уже охвачены все крупнейшие города России). Планы у компании по расширению самые амбициозные, тем более что, по словам Феликса Мучника, федеральные сети уже сами проявляют интерес к этому инновационному маркетинговому продукту (возможность расширения ассортимента без расширения торговых площадей).
Что касается новой ОС Windows Phone 7, то о ее перспективах подробно рассказал эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Михаил Черномордиков. По его словам, некоторое время назад в Microsoft было принято решение разработать совершенно новую мобильную платформу со следующими принципиальными отличиями от версии 6.5: больший контроль над тем, что из себя представляет конечный телефон, четкие минимальные требования к аппаратной части, а также MarketPlace, который в 7-й версии станет главным и единственным каналом доставки приложений. Прежде всего обращает на себя внимание, что Windows Phone 7 ориентирован именно на конечных пользователей. То есть при создании ОС был заложен принцип, в соответствии с которым любой человек, беря в руки новое устройство, смог бы решить любые пользовательские задачи. На практике это означает интеграцию с социальными сервисами (у представленного прототипа – Facebook), удобный просмотр фотографий, хорошую качественную камеру с возможностью снимать видео, а также быструю работу, дружелюбность интерфейса и удобство самого устройства.
«Но мы не говорим, что фокусируемся лишь на массовый пользовательский рынок – это в том числе и мощные бизнес-инструменты (полноценный встроенный офис, синхронизация с Microsoft Outlook и т. д.), – рассказывает Михаил Черномордиков. – Дело в том, что, по нашим исследованиям, около 80 % людей, покупающих смартфоны на Windows Mobile для решения бизнес-задач, выбирали их самостоятельно, без требований соответствия корпоративному стилю. Практически это означает, что в одном и том же аппарате человек желает получить и полноценные бизнес-функции, и удовлетворить свои пользовательские предпочтения».
Эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Михаил Черномордиков
с одним из первых устройств на Windows Phone 7
В свою очередь, это накладывает и специфические минимальные требования к аппаратной части любых устройств, которые будут выпускаться на основе Windows Phone 7: камера на 5 Мп со вспышкой, сенсорный экран с поддержкой минимум четырех контактных точек (два доступных разрешения 800×480 или 480×320), 256Мб RAM и 8 Гбайт под пользовательские данные. А также процессор не менее чем на 1 ГГц, GPU с поддержкой DirectX 9, A-GPS, различные сенсоры (акселерометр, компас, освещение и т. д.) и три аппаратные клавиши («Пуск», «Поиск» и «Назад»). Михаил Черномордиков подчеркивает, что речь идет именно о минимальных требованиях, и производитель может вкладывать в свои устройства любые технические возможности. При этом впервые для Microsoft разработчикам предоставлена возможность размещать в онлайн-магазине приложений бесплатные демоверсии своих программ (т. н. Trial API).
«С помощью Trial API мы предоставляем разработчикам готовый механизм, который позволяет, по сути, выделить в своем приложении ту область, которая будет доступна бесплатно в качестве теста. При этом при закачке демоверсии приложения у самого разработчика есть прямой программный доступ, чтобы сообщить пользователю, какая функциональность доступна ему уже сейчас и что его ожидает в полноценном платном продукте. На рынке обычных приложений это появилось уже довольно давно, но на мобильном MarketPlace этого явно не хватало», – рассказал эксперт по стратегическим технологиям Microsoft.
Модель разделения доходов в MarketPlace будет составлять 70/30, где 70 % – доходы разработчиков ПО под Windows Phone 7. Ожидается, что MarketPlace для Windows Phone 7 будет запущен уже в течение ближайших месяцев и все инструменты для разработки приложений будут предоставляться бесплатно (уже доступны технические материалы на русском языке). Для этого можно уже сейчас зарегистрироваться на MarketPlace для Windows Mobile 6.5 за $99 в год (для студентов бесплатно). Одна подписка позволяет размещать неограниченное количество платных программ и до 5 бесплатных приложений (если разработчик пожелает разместить больше таких приложений, то можно купить еще одну подписку за $99).
Предполагается, что мировые продажи первых устройств на основе Windows Phone 7 начнутся в конце декабря 2010 года в США, Англии, Испании, Франции и Германии. Несмотря на то что Россия в этом списке не фигурирует, г-н Черномордиков рассказал, что российские разработчики уже сейчас могут начать создание приложений под Windows Phone 7 для пользователей из этих стран. При этом Windows Mobile 6.5 никуда не исчезает, и устройства на его основе еще будут появляться. Однако все приложения, написанные под WM 6.5, на новой ОС не будут работать.
«Windows Phone 7 будет значительно связан с облачными сервисами, и мы хотим, чтобы во всех странах, где будут запускаться продажи новых устройств, одновременно созрела и вся необходимая сервисная инфраструктура для его полноценного использования (карты, поиск, игры (Xbox live), музыка). Пока в России не запущены Xbox live (ожидается запуск до конца года) и сервис музыки, поэтому Microsoft будет работать с локальными партнерами в России, чтобы первые телефоны нового поколения появились здесь именно в том виде, в котором их хотят увидеть конечные пользователи. С момента запуска продаж в других странах потребуется еще не менее года для решения всех вопросов», – отметил в заключение эксперт по стратегическим технологиям Microsoft Михаил Черномордиков.
Участники IV Mobile Software Forum также поговорили и о совместном проекте Intel и Nokia по разработке новой открытой ОС MeeGo (о платформе см., например, новость раздела
MeeGo от 4 мая 2010 г.). О ней собравшимся рассказал руководитель направления по внедрению мобильных платформ Intel Вадим Сухомлинов. По его словам, основная задача работы над ОС Moblin (мобильный Linux), которую Intel вел с 2007 года, заключалась в создании для маломощных нетбуков быстрой, удобной и отзывчивой операционной среды, позволяющей качественно и наименее затратно осуществлять типовые для этого класса устройств процессы (выход в Интернет, социальные сети, мультимедиа и т. д.). И с того времени Intel очень много вкладывался именно в оптимизацию ядра для того, чтобы достичь высокой скорости загрузки.
Руководитель направления по внедрению
мобильных платформ Intel Вадим Сухомлинов
«В свою очередь, Nokia давно занималась разработкой ОС Maemo также на основе Linux. В определенный момент времени мы решили объединить усилия по разработке двух систем в виде проекта MeeGo, в котором Intel занимается преимущественно оптимизацией ядра, а Nokia сконцентрировала усилия на библиотеке Qt для разработчиков мобильных приложений. Совсем недавно появился Qt Mobility API, который позволяет унифицировать многие сервисы между различными платформами, в том числе Windows Mobile и десктопными решениями. При этом и Nokia, и Intel активно разрабатывают user interface – модули, отвечающие за непосредственное взаимодействие с конечным пользователем», – рассказывает Вадим Сухомлинов.
В самом начале совместного проекта с Nokia ОС Android предназначалась в основном для смартфонов, и первые планшеты на ее основе начинают появляться только сейчас. Конечно, в принципе, любую ОС можно поставить на любое устройство, вопрос заключается в том, насколько она для этого адаптирована. Модель рабочего стола Windows хороша на дескотопе, но в мобильных устройствах пользоваться ей неудобно. Android, как и Windows, не устанавливаются на бортовые автомобильные системы и телевизионные приставки, где критическим показателем является скорость загрузки. А главная идея MeeGo состоит в том, чтобы покрыть возможно более широкий спектр мобильных устройств (смартфоны, нетбуки, планшеты, автомобильные компьютеры, телевизоры, медиафоны и т. д.).
«Основной особенностью нашего магазина приложений Intel AppUp является возможность заработать не только разработчикам мобильного ПО, но и партнерам, занимающимся его продвижением. Дело в том, что в соответствии с моделью распределения 70/30 70 % доходов направляются создателям приложений. Однако новизна нашего подхода заключается в том, что оставшиеся 30 % могут распределяться между Intel и дистрибуторами новых устройств (ими иногда выступают сотовые операторы)», – рассказывает г-н Сухомлинов.
Участники IV Mobile Software Forum (Одесса, 14-16 июля 2010 г.)
Он также отмечает, что технические требования к ПО, размещаемому на AppUp, будут опубликованы в IV кв. этого года. Тем не менее уже сейчас можно говорить, что мобильные устройства на базе MeeGo будут поддерживать аппаратную платформу х86 и ARM, RAM 512 Мбайт с процессорами Intel Atom частотой от 800 МГц и выше. В MeeGo на уровне ядра системы была реализована «прозрачная» для пользователя функция экономии энергии, при активации которой неиспользуемые устройства отключаются автоматически, а процессор переводится в энергосберегающий режим. Пока только в MeeGo реализована поддержка новых режимов энергосбережения, которые появились в новых процессорах Moorestown для мобильных устройств. Например, в процессе проигрывания музыки, когда обычный процессор занимается декодированием потока постоянно, Z600 делает это периодически с опережением воспроизведения на 10 секунд, после чего отключается и «засыпает». Через положенное время поток «пробуждает» процессор, чтобы декодировать следующий фрагмент. В итоге мобильное устройство может непрерывно проигрывать музыку в течение 100 и более часов. Смартфон с таким процессором в режиме ожидания сможет работать уже на протяжении семи дней от стандартной батареи емкостью 1500 миллиампер. Да, сегодня то же самое могут делать и многие телефоны, но процессоры в них значительно слабее. Мы же предлагаем использовать процессор привычной системы команд х86, на котором можно запускать Windows, а также огромное множество существующих приложений.
«MeeGo для нетбуков (версия 1.0 для разработчиков) мы анонсировали 26 мая, также выпустили ее версию для автомобильной электроники и смартфонов. В августе планируется анонс версии MeeGo для планшетов. Коммерческие релизы Meego 1.1 появятся в начале IV кв. 2010 года, а первыми серийными устройствами с Meego будут, скорее всего, нетбуки и планшеты», – заключил руководитель направления по внедрению мобильных платформ Intel Вадим Сухомлинов.