Традиционно вебинар компании ЭОС был разделён на две части – теоретическую и практическую. Теоретическая часть была посвящена вопросам построения электронного правительства и участию компании ЭОС в данном проекте.
«Компания ЭОС играет ключевую роль в формировании отечественного рынка систем электронного документооборота», – отметил заместитель начальника отдела маркетинга ЭОС Алексей Осотов. В подтверждение этих слов были обозначены ключевые моменты участия компании ЭОС в развитии данного рынка. В 1996 году компания получила сертификат качества Госстандарта России. В 2006 году компания прошла экспертную сертификацию продуктов на соответствие типовым требованиям Евросоюза к автоматизированным системам электронного документооборота – Model Requirements (MoReq). На сегодняшний день стандарт MoReq1 уже морально устарел, и в 2008 году компания ЭОС приняла участие в разработке стандарта MoReq2. В том же году на базе ЭОС был создан технический подкомитет по стандартизации ПК6 технического комитета Российской Федерации по стандартизации («Жизненный цикл электронного документооборота»). Если же говорить о компании в целом, то можно отметить, что число её клиентов превысило 2 тыс., всего автоматизировано 150 тыс. рабочих мест. По количеству новых проектов внедрения СЭД «Дело-Предприятие» занимает 33 % на российском рынке по итогам 2009 года.
Возвращаясь к тематике вебинара, докладчик отметил, что сегодня ситуация на рынке такова, что неоспоримое преимущество электронного документооборота понимают все. Уровень информатизации органов власти достаточно велик – практически везде используется какая-либо система автоматизации документооборота. Другое дело, что отсутствует взаимопонимание между системами различных ведомств, то есть межведомственный документооборот осуществляется в бумажном виде. Однако, как отметил докладчик, есть практически все условия для движения вперёд в этой области: есть политическая воля руководителя, есть продвижение в разработке нормативных актов, законов и стандартов, есть достаточно много хороших технических и технологических решений, и ещё одно условие заключается в изучении российского и мирового опыта.
Общая схема МЭДО
По межведомственному электронному документообороту утверждён ряд документов. Так, положение от 22 сентября 2009 г. № 754 определяет, что представляет собой МЭДО, кто является организатором и участником МЭДО, что понимается под взаимодействием федеральных информационных систем электронного документооборота, какими информационными сообщениями допускается обмен в рамках МЭДО. Распоряжение от 2 октября 2009 г. № 1403-р «Об утверждении технических требований по МЭДО» определяет термины, требования к организации взаимодействия систем МЭДО с СЭД, требования к шлюзу и к информационной безопасности. Законодательная легализация электронных документов обеспечивается законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также внесёнными изменениями в Налоговый и Арбитражный процессуальные кодексы РФ.
Для решения вопросов межведомственного взаимодействия в качестве эксперта была приглашена компания ЭОС. В ходе данной работы была выпущена книга-исследование «Современные идеи и опыт в области государственного управления: Межведомственное электронное взаимодействие». Одним из главных вопросов был вопрос выбора варианта решения проблемы межведомственного взаимодействия. Один из таких вариантов – установка типовых систем во всех федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ). Однако в данном случае пришлось бы полностью менять системы во множестве структур, переучивать пользователей, что повлечёт множество затрат, как денежных, так и временных. Другой вариант – единая портальная система. Однако такого решения на сегодняшний день не существует, а разработка вызвала бы новые сложности. И наконец, третье решение, которое рекомендовала компания ЭОС как вариант с наименьшими потерями, – интеграция существующих систем.
Архитектура МЭДО
Компанией ЭОС была предложена схема обмена информацией на базе почтовой системы МЭДО ФОИВ, где информация переводится из стандарта МЭДО в стандарт данной конкретной СЭД. Учитывая, что число различных используемых СЭД в федеральных органах составляет порядка 15, то необходимо разработать столько же решений для преобразования документов, в то время как адаптация каждой системы ко всем остальным было бы непосильной задачей.
В 2009 году стартовал пилотный проект по реализации МЭДО между Аппаратом Правительства РФ и ФОИВ. Работы в рамках данного проекта включают разработку технических требований, включая единый формат взаимодействия СЭД и средства сопряжения СЭД ФОИВ для обеспечения работы в едином формате, разработку единых правил ведения делопроизводства, положения о системе МЭДО, взаимодействия АП и ФОИВ, а также поэтапное расширение функциональности взаимодействия, состава пересылаемых в электронной форме документов, субъектов документооборота. На сегодняшний день в рамках проекта ведётся разработка программно-технических средств обеспечения доступа к информации о прохождении и ходе исполнения документов, направляемых в ФОИВ.
Отправка документа адресату по системе СЭВ
В ходе данных работ был выявлен ряд технических и технологических проблем, которым ЭОС предложил свои решения. Первая – это проблема подписания электронных документов в условиях принятой технологии выпуска документов (без номера и даты). В качестве решения была разработана надстройка EDSIGN. Также возникла необходимость в организации полноценного взаимодействия СЭД с контролем прохождения документов в организациях-адресатах. Для этого ЭОС предложил модуль СЭВ (система электронных взаимодействий). Оповещение СЭВ – это информация, автоматически доставляемая средствами системы СЭВ корреспонденту и позволяющая понять, что происходит с его документом у адресата. В пилотном проекте возникла необходимость в четырёх основных событиях: оповещение о приёме документа, о наложении первой резолюции, о создании проекта и об утверждении документа. Однако ЭОС предлагает больший выбор событий заказа в системе СЭВ.
Далее Алексей Осотов более подробно остановился на вопросах развития электронного правительства в регионах. Как отметил докладчик, часть регионов РФ готова к переходу к МЭДО. В рамках развития системы предполагается постепенное подключение регионов, и в качестве пилота выбрана Калининградская область.
Функции МФЦ: контроль исполнения заявления
В целом опыт и проекты ЭОС в реализации электронного правительства включают на федеральном уровне реализацию пилотного проекта СЭДО ФОИВ, на региональном уровне – построение электронного правительства в регионах, а также построение многофункциональных центров оказания услуг (МФЦ). Алексей Осотов рассказал подробнее о каждом из этих проектов. Остановимся на некоторых моментах.
В рамках проекта по построению электронного правительства в Московской области в настоящее время оптимизированы формы и способы работы с обращениями граждан, поддерживается обмен электронными документами с Правительством и Законодательным собранием Московской области, также использующими СЭД «Дело», обеспечена информационная интеграция с другими системами, в частности, с интернет-порталом районной администрации.
В рамках проекта «Электронная Хакасия» осуществляется создание единого информационного пространства на территории республики. В настоящее время в одну базу данных с аппаратом правительства объединены все министерства, а в системе «Дело» работают практически все ключевые должностные лица. Система «Дело» выступает в качестве дополнительного канала связи между подразделениями Правительства, осуществляя обмен документами в электронном виде с использованием опции «ЭЦП и шифрование».
В Республике Башкортостан выстроена первая в России полноценная система юридически значимого межведомственного документооборота на уровне субъекта Федерации. Система, базирующаяся на СЭД «Дело», позволила создать единое информационное пространство для разных уровней – от специалистов отдела органов исполнительной власти до руководителей. В результате произошло сокращение затрат рабочего времени сотрудников на поиск необходимых документов, устранено дублирование документов, ускорился и стал более эффективным обмен информацией между различными госорганизациями, а также повысился уровень дисциплины сотрудников.
Результатами проекта в Ростовской области стало внедрение системы «Дело» в аппарате Администрации области, 32 органах исполнительной власти, 55 муниципальных образованиях, в органах государственной и законодательной власти Ростовской области. Всего автоматизировано 578 клиентских мест.
Проект «Электронная Якутия» стартовал в 2003 году, и на данный момент проходит второй этап его реализации, который предусматривает непосредственное внедрение технологии межведомственного обмена электронными документами с использованием ЭЦП среди первой очереди республиканских министерств.
В городах Шелехов Иркутской области и Гурьевск Калининградской организованы многофункциональные центры по оказанию государственных и муниципальных услуг. Основная задача МФЦ – реализация принципа «одного окна» – создание единого места приёма, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам и юридическим лицам