Начальник департамента продаж и обслуживания «МегаФон» Игорь Майстренко рассказал, что информация как главный ресурс информационного общества постепенно уходит на второй план, возрождая интерес к простым человеческим ценностям и живому общению, которые оказались бесценными и просто незаменимыми. «Мы понимаем, что виртуальный мир и прогресс, который нас движет дальше, просто делают жизнь человека более удобной. И наша компания, как и многие другие прогрессивные операторы мобильной связи, хотим сделать этот доступ более простым и удобным, качественным и персональным. Но часто мы также понимаем, что реальный мир человека и обычные человеческие чувства – именно это самое главное. Поэтому все, чем мы занимаемся, – это просто даем эти чувства и эмоции. Для этого мы и строим нашу собственную розницу, именно для этого мы открыли сегодня наш салон за Полярным кругом в Лабытнанги (ЯНАО)», – подытожил он.
Между тем перед собравшимися журналистами выступил и первый заместитель генерального директора компании «МегаФон» Валерий Ермаков, находясь на совете директоров в Санкт-Петербурге и записавший свое видеообращение: «Уже сегодня в собственной рознице «МегаФон» работает 2250 салонов. Открытие собственного салона в Лабытнанги подчеркивает социальную роль нашей компании – мы открываем наши салоны не только в крупных городах и городах-миллионниках, но и отдаленных уголках нашей страны для того, чтобы обеспечить возможность нашим клиентам получить доступ к современным услугам связи. Также очень важно, что салон в Лабытнанги представляет такой же набор услуг, что и в столицах, обеспечивая равный доступ к полному пакету информации, – отмечает г-н Ермаков. – Мы понимаем, что в некоторых регионах России именно телефон становится единственным средством коммуникации между людьми, и порой это также единственный способ получить надежный и доступный интернет-доступ. Именно поэтому для нас развитие мобильного Интернета становится приоритетным: в нашей 3G-сети сегодня работает уже 14 тыс. БС, на которые приходится 40 % всего мобильного трафика данных».
Понимая, что голосовые доходы будут сокращаться, «МегаФон» уже сделал ставку на мобильный ШПД сетей 3G.
В то же время к концу 2010 г. общее количество фирменных салонов «МегаФон» возрастет до 2400 единиц, что фактически будет на 1000 больше, чем в прошлом году. Рассказывает руководитель розничной сети «МегаФон» Михаил Золотовицкий: «Около 28 % всех подключений «МегаФон» производит именно через собственную розницу – эти клиенты в среднем приносят на 36 % доходов больше, чем клиенты, пришедшие посредством других каналов, а их «текучесть» значительно ниже. Именно в этом мы видим наш бизнес – фактически мы вкладываемся в наше будущее. Кроме того, собственная розница позволяет предоставить уникальное/брендированное оборудование, что является одной из ключевых возможностей получения наиболее лояльных клиентов. В итоге уже сейчас около 50 % продаж USB-модемов приходятся именно на собственную ретейлерскую сеть».
Г-н Золотовицкий рассказывает, что, благодаря собственной рознице, в одном месте потенциальный абонент может решить практически все возможные вопросы: купить брендированное или специальное оборудование, осуществить выбор, консультацию и подключение того или иного тарифного плана, а также многочисленных услуг и произвести их оплату и т. д. Однако он также отмечает, что ретейлерскую сеть «МегаФон» нельзя назвать бизнесом напрямую. Проект не является источником доходов для оператора – это, прежде всего, «последняя миля» и пункт встречи с клиентом. «В наших задачах стоит строительство сети салонов, доступных практически всем жителям России, поэтому салон в Лабытнанги, находящийся за Полярным кругом, не является самым серверным нашим салоном – мы стремимся проникнуть в самые отдаленные уголки. Однако при открытии салона мы все же учитываем два фактора: концентрация населения (не менее 30 тыс. человек) и его платежеспособность», – отметил в заключение руководитель розничной сети «МегаФон» Михаил Золотовицкий.
В то же время, по словам начальника департамента продаж и обслуживания «МегаФон» Игоря Майстренко, в компании вообще не отделяют бизнес ретейла и экономику салонов от всей экономики оператора. Поэтому считать эффективность собственной розницы разумнее, лишь исходя из консолидированных результатов всей компании. И если оператор начинает выгодно отличаться на рынке по оттоку абонентской базы, то это плюс, что значит – система работает эффективно и затраты на построение собственной розничной сети себя окупают. «Напомним, что за последний год абонентская база практически всех сотовых операторов обновилась на 40 %, что аномально – в Европе этот показатель в три раза меньше. Ключевая задача нашей розницы – в снижении этого показателя, чтобы клиент реально оставался с нами», – отмечает он. Всего же, по его словам, за три полных года реализации проекта планируется довести количество подключаемых абонентов в собственной рознице до 60 % (год назад на этапе старта проекта этот показатель составлял 20 %). Также за 2011 год планируется построить 12 флагманских салонов по всей России (в среднем один на каждые 500 тыс. населения).
Планы «МегаФон» по увеличению доли подключений в собственных салонах к 2012 г. – уже сейчас такие абоненты на 36 % более доходны.
Что касается возможной конкуренции со стороны мультибрендового ретейла, то «МегаФон» ее не боится – конкуренция в этом бизнесе является вполне привычным делом, и непосредственная близость «Связного» к собственному салону в Лабытнанги оператора особенно не беспокоит. В только что открывшемся салоне работают местные сотрудники. Обычно перед открытием нового салона на место выезжает открывающая группа, которая и занимается обучением нового персонала (в среднем этот процесс занимает около 1 месяца). Как отмечают в «МегаФоне», каких-то экстра-затрат открытие салона в Заполярье не потребовало – все осталось в рамках реального бизнеса. Единственное, что отличает открытие салона в Лабытнанги, – это уровень дохода местных сотрудников, который с учетом всех северных коэффициентов значительно выше, все остальное, включая стоимость аренды и оборудования, находится на уровне остальной России (окупаемость в течение двух лет). Логистика в «МегаФон» осуществляется на аутсорсинге: компания имеет одного местного партнера и складского оператора, а по России в целом пользуется услугами еще шести транспортных компаний, выбранных на основе тендера.
Из уст руководителя сургутского регионального отделения «МегаФон» Сергея Суриса собравшиеся журналисты услышали об особенностях ЯНАО и предпочтениях местных абонентов. По его словам, основной особенностью этого региона является достаточно затрудненное транспортное сообщение, как следствие – ограниченные магистральные каналы (радиорелейными станциями (РРЛ) и спутником). К примеру, стоимость аренды 1 спутникового канала мощностью 2 Мбит/с составляет 0,5 млн рублей/месяц, а радиорелейного канала такой же мощности – 1 млн рублей/месяц. Сейчас прорабатывается проект строительства собственных магистральных каналов, и в «МегаФон» все-таки надеются, что уже в следующем году РРЛ-каналы будут построены, а в перспективе сюда дойдут и оптоволоконные каналы. Что касается профиля потребления абонентов «на северах», то абонентский ARPU здесь самый высокий по всему Уралу (в среднем на 20 %), что сравнимо с доходами, получаемыми от столичных абонентов «МегаФона». При этом звонят жители ЯНАО значительно чаще, чем отправляют SMS, а средняя стоимость минуты разговора составляет здесь около 2 рублей. В условиях редкого интернет-доступа на скорости dial-up развитие сетей 3G и их транспортной инфраструктуры становится особенно актуальным. И в данный момент идет монтаж оборудования сети 3G – в коммерческую эксплуатацию в Салехарде и Лабытнанги она будет запущена к празднованию 80-летия образования ЯНАО.
Начальник департамента продаж и обслуживания «МегаФон» Игорь Майстренко рассказал также о ближайших планах обновления продуктовой линейки в розничной сети «МегаФона». По его словам, в настоящее время в Москве уже отгружаются новые недорогие устройства 2G в сегменте до 1000 рублей, а в течение ближайших нескольких недель в продаже появятся еще один телефон 3G и два смартфона на ОС Android (бюджетная модель и более дорогая). Что касается производителей, то Игорь Майстренко их уточнять не стал, отметив лишь, что партнеры остались прежние – с их помощью «МегаФон» выводил на рынок «минифон», фоторамки и камеры. Он также отметил, что ежемесячно оператор продает по всей России 240 тыс. модемов и в будущем это количество только возрастет.
Что касается запуска оператором «МегаФон» программы субсидированных устройств, то эти планы совершенно реальны и будут реализованы уже в ближайшее время. «Модели субсидирования, продажа в рассрочку, контрактная схема – всегда были ожидаемы на нашем рынке и востребованы. Но сказать, что мы этого никогда не делали, я тоже не могу. К примеру, стоит вспомнить запуск iPhone 3G в России, когда ценник на самом привлекательном контракте начинался с 47 рублей. Это было доступно абонентам «МегаФона», регулярно оплачивающим услуги, и с кем нам удалось наладить доверительные отношения», – отмечает г-н Майстренко.
Однако очевидно, что основным препятствием для оказания таких услуг в России является банковская инфраструктура и специфическая система скоринга (оценка кредитоспособности). Тем не менее сейчас «МегаФон» активно работает с ведущими российскими банками, и запуск таких продуктов уже действительно не за горами. А на данный момент оператор старается запускать устройства по минимально возможной цене – ни для кого не секрет, что USB-модемы продаются практически всеми операторами ниже их себестоимости. Как рассказал Игорь Майстренко, «фактически мы просим клиента остаться с нами, уходя в минус. Схемы субсидирования мы будем запускать, здесь самое главное – разработать с банком правильную систему скоринга, чтобы наши взаимоотношения с клиентом во времени были абсолютно честными и прозрачными».
При этом уже давно существует отработанная система скоринга, где покупательская способность оценивается по профилю потребления клиента. В то же время кредитная активность снова начала набирать обороты, и в вопросах субсидированных устройств локомотивом будут выступать не только сотовые операторы, но и сами банки. В перспективе подобные программы лояльности будут применимы к устройствам любых производителей, но сначала оператор сделает акцент на эксклюзивных моделях и брендированных устройствах, которые будут продаваться только в собственной розничной сети «МегаФон».