Тарифы «МегаФон» для самолетов «Аэрофлота»

На прошлой неделе российский сотовый оператор «МегаФон» обнародовал тарифы на мобильную связь для авиапассажиров компании «Аэрофлот – российские авиалинии». Стоимость SMS-сообщения составит 10 рублей, стоимость GPRS-трафика – 44 рубля за 100 Кб. Тарифы вступают в силу с 1 февраля 2011 года. До этого времени пользоваться услугами мобильной связи на борту самолета можно абсолютно бесплатно.

Напомним, что регулярные рейсы первого в России воздушного судна, оснащенного оборудованием мобильной связи, начались с 24 декабря 2010 года. Им стал среднемагистральный самолет Airbus А321 «Мстислав Келдыш», выполняющий полеты из Москвы в Мюнхен, Милан и Санкт-Петербург. Пассажирам этого самолета стали доступны в полете услуги мобильного интернет-доступа и обмен сообщениями SMS, а в дальнейшем абоненты смогут воспользоваться и голосовой связью. «Аэрофлот» сообщает, что в текущем году оборудование связи будет установлено еще на нескольких воздушных судах, включая трансконтинентальный лайнер Airbus 330 (рейсы свыше 5000 км). В соответствии с требованиями российского законодательства оборудование, обеспечивающее пассажирам доступ к услугам связи на воздушных судах «Аэрофлота», будет автоматически включаться только на высотах свыше 3000 метров. Связь будет доступна как абонентам «МегаФона», так и абонентам других мобильных операторов, имеющих роуминговые соглашения с ОАО «МегаФон».

Напомним, что сотовые операторы «большой тройки» уже имеют ряд соглашений на международный роуминг с компанией OnAir, которая насчитывает сегодня 275 роуминговых партнеров по всему миру (см. новость раздела «Мобильная связь» от 1 февраля 2008 г.). Это позволяло их абонентам пользоваться услугами сотовой связи на бортах уже оборудованных воздушных судов различных международных авиакомпаний (Air France, BMI, Royal Jordanian, Ryanair и т. д.). Теперь благодаря совместной инициативе «МегаФона» и «Аэрофлота» эти услуги стали доступны и российским авиапассажирам на внутренних и международных рейсах.

«Связь на воздушных судах – перспективное направление для развития российской мобильной отрасли, учитывая высокую интенсивность международных и внутренних авиаперевозок по России. Для нас этот проект был и остается приоритетным, ведь передача данных и другие мобильные услуги во время полетов очень востребованы нашими бизнес-клиентами и частными пользователями. Мы стали первыми в России, и я уверен, примеру «МегаФона» вскоре последуют и другие мобильные операторы», – так прокомментировал фактический старт проекта генеральный директор ОАО «МегаФон» Сергей Солдатенков в конце декабря прошлого года.

Общая схема организации связи на борту самолетов

 

Напомним, что принципиальная возможность оказания услуг сотовой связи стандарта GSM1800 в полете открылась после положительного решения на заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) в конце февраля 2010 г. (см. материал рубрики «Регулирование» от 24 февраля 2010 г.). Тогда в результате проведенных работ ГКРЧ разрешило использовать ранее уже выделенный диапазон 1710-1785 МГц и 1805-1880 МГц для применения в сетях GSM на борту воздушных судов без оформления дополнительных частных разрешений на использование радиочастотных каналов. При этом оператору, который намеревался оказывать подобные услуги, требовалось получение отдельного разрешения на линию связи «воздушное судно – спутник – земля». Однако это могло быть реализовано как самим оператором, так и совместно с другим оператором, располагающим подобным разрешением. Стоит отметить, что новые самолеты Aerobus и Boing уже выпускаются со встроенным бортовым оборудованием, а существующие технологии позволяют дооборудовать любой самолет в течение трех месяцев примерно за $200 тыс. По итогам заседания ГКРЧ выяснилось, что наибольший интерес к GSM-связи на борту самолетов проявил именно «Аэрофлот». Таким образом, до фактического запуска услуги прошло чуть менее года.

Говоря о ценовом вопросе, замглавы Минкомсвязи Наум Мардер сказал тогда следующее: «На российских линиях оператор будет определять тарифную политику самостоятельно, при этом стоимость звонка будет состоять из подключения земной станции и платы за спутниковую связь. Мы надеемся, что экономика будет достаточно приемлема, но лишь в том случае, если подобными системами будет оборудовано множество самолетов». 

 

Оборудование OnAir на борту самолета (фото с сайта OnAir)

 

Сегодня «МегаФон» определил стоимость своих услуг на борту самолета в 44 рубля за 100 Кбайт или 440 рублей за 1 Мбайт данных в полете, что полностью соответствует тарифам оператора на передачу данных в международном роуминге. Дело в том, что основной канал для связи по линии «пассажир – бортовая пикосота самолета – наземная сеть связи общего пользования» – спутниковый. При этом схема организации связи при использовании терминалов GSM 1800 на борту воздушных судов можно описать следующим образом: базовая станция (БС) стандарта GSM автоматически начинает функционировать после набора высоты в 3000 метров (выключается при снижении ниже этой высоты). В качестве антенны БС самолета используется излучающий кабель, проложенный вдоль всего салона, что в условиях нахождения любого абонента внутри самолета не далее 2 метров от него обеспечивает минимальную мощность излучения телефона. Ключевым элементом всей системы является блок контроля управления с функциями исключения соединения сотовых телефонов с наземными БС, а также управление режимами работы БС на различных этапах полета.

На сегодняшний день основными производителями бортового оборудования систем GSM-связи на борту самолетов являются британская компания AeroMobile и швейцарская OnAir, завершены сертификационные испытания и получены сертификаты летной годности бортовых базовых станций для применения на самолетах Aerobus и Boing. Все оборудование компактно и имеет незначительные габариты. К примеру, общий вес всего бортового оборудования для организации сотовой связи швейцарской OnAir составляет всего 75 кг и занимает одну стандартную секцию багажного отделения в пассажирском салоне. Бортовая система SwiftBroadband компании OnAir позволяет одновременно обеспечивать голосовые вызовы 24 пассажирам, а общий выходной канал на спутник составляет, таким образом, 2 Мбит/с. Абонентам «МегаФона», по-видимому, придется работать в схожих условиях. Если говорить о стоимости аналогичного сервиса на борту международных компаний, то, к примеру, у Emirates стоимость передачи данных, как и у «МегаФона», определяется конкретными тарифами на спутниковый или международный роуминг. При этом стоимость 1 минуты голосового вызова с терминалов, оснащенных спутниковой связью на некоторых самолетах Emirates, составляет $5.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: