МТС: первый в мире смартфон с поддержкой ГЛОНАСС

Конечно, МТС Glonass 945, являясь всего лишь первым пробным шаром, не относится к разряду суперфонов. Пока его бесполезно сравнивать по технической начинке с последними разработками HTC, Samsung, LG, Motorola и т. д. или по притягательности и роскоши с закрытой экосистемой Apple iPhone. Но также правда и то, что впервые в мире появился компактный двухсистемный чип ГЛОНАСС/GPS, пригодный для размещения на небольших мобильных платформах. Это значит, что при благоприятных условиях ГЛОНАСС сможет выйти в массовый сегмент, причем не только российского рынка – впереди рынок глобальный.

Долгие годы отечественная глобальная навигационная спутниковая система (ГЛОНАСС) боролась лишь за право существования, не претендуя ни на глобальный статус, ни на массовый рынок. Конечно, изначально, как и любой крупный инфраструктурный и стратегический проект, она возникла и для военных целей. При этом первый спутник ГЛОНАСС был выведен еще Советским Союзом в октябре 1982 года, а к сентябрю 1993 года система, насчитывающая 12 космических аппаратов (КА), была официально принята в эксплуатацию. На полные расчетные показатели ГЛОНАСС вышел в 1995 году, имея в своем составе все 24 КА, достаточных для глобального покрытия всего земного шара. Но, к сожалению, ее дальнейшему развитию помешало сразу два фактора: короткое время жизни КА ГЛОНАСС первого поколения (3 года) и, как следствие, постепенная потеря большинства спутников из-за их физического износа и отсутствия новых запусков, а также полнейшее отсутствие массового рынка конечных пользовательских терминалов и услуг на основе ГЛОНАСС. В результате в 2001 году на орбите осталось всего лишь 6 КА без каких-либо дальнейших перспектив развития системы. Можно сказать, что сегодня ГЛОНАСС переживает период возрождения, так или иначе учитывая предыдущий опыт. К 2011 году с продлением орбитальной жизни КА удалось, наконец, справиться, увеличив ее до 10 лет в третьем поколении КА (ГЛОНАСС-К), как и с поддержанием на орбите нужного количества КА. Для полного покрытия Земли необходимо 24 КА, – сегодня на орбите находится космическая группировка, состоящая из 27 спутников. В штатном режиме функционируют 22 из них, выведены на техобслуживание 4 КА, и еще один спутник нового поколения ГЛОНАСС-К находится на летно-конструкторских испытаниях. Сегодня Россия покрыта с избытком, весь мир – практически полностью, за исключением слабого покрытия экваториальных областей (проблема решается простым возвращением в эксплуатацию 2 КА) и предпочтительным за счет особенностей орбиты (3 орбиты по 8 спутников) покрытием высоких широт (система создавалась, прежде всего, для России). В результате, все технические проблемы обеспечения и поддержания постоянной численности группировки навигационных КА оказались в той или иной степени решенными, однако с массовым потребительским рынком до последнего времени было все очень непросто. 

 

 

Дело в том, что устройства ГЛОНАСС заведомо сложнее GPS из-за того, что у нашей системы каждый спутник работает на своей частоте, в то время как все спутники GPS – на общей частоте 1575 МГц. Поэтому приемники ГЛОНАСС получались значительно более сложными, а до последнего времени не отличались и компактными размерами. Чипы ГЛОНАСС, выполненные по многокристальной технологии, не позволяли размещать их на компактных мобильных платформах, а значит, потенциальный рынок услуг на базе ГЛОНАСС ограничивался областями, где размеры конечных устройств не играли принципиальной роли, – военным транспортом и профессиональным геодезическим оборудованием. Вот почему появление первого в мире смартфона с одновременной поддержкой сразу двух ГЛОНАСС/GPS означает новый этап развития системы – первых попыток возникновения массового рынка. При этом, по утверждениям разработчиков, разница в цене чисто GPS-устройств и двухсистемных ГЛОНАСС/GPS будет небольшой, и первое время до появления массового спроса будет определяться маркетингом, а не ценой самого двухсистемного чипа. Иначе говоря, все начнется с топового сегмента luxury, а потом постепенно перейдет в среднеценовой сегмент.

Но самое важное здесь то, что интерес к ГЛОНАСС проявляют на Западе, и 2011 год станет для нее поистине революционным. Дело в том, что практически все ведущие производители чипсетов анонсировали разработку чипов с поддержкой ГЛОНАСС (Qualcomm, ST-Ericsson, CSR и т. д.). Конечно, они будут двухсистемными, то есть работать по совмещенному созвездию ГЛОНАСС/GPS для успеха на рынке Запада. Эти чипы, выполненные уже по монокристальной технологии в техпроцессах от 45 нм, будут компактными, поставленными на поток и поэтому дешевыми, обладать практически равным энергопотреблением с чипами GPS. Все это откроет для них возможность встраивания во все типы устройств, куда до последнего времени инсталлировались лишь чипы GPS, и, прежде всего, массовый рынок сотовых телефонов Запада. Уже после, опосредованно, лавина новых устройств с поддержкой ГЛОНАСС/GPS хлынет в Россию. Отчасти именно этим и объясняется то, что первенец МТС с поддержкой ГЛОНАСС – смартфон МТС Glonass 945 создан не ведущим мировым производителем смартфонов первой линии, а не столь известным в России китайским ZTE. Так или иначе, но чипсет в ZTE используется как раз производства Qualcomm (MSM7230 800 МГц). Еще раз стоит сказать, что это лишь первый пробный камень – на Западе, как и у нас, все начнется с люксового сегмента, и наряду с поддержкой LTE, возможно, неотъемлемой частью суперфонов Sumsung, LG или Motorola станет и поддержка ГЛОНАСС. Возможно, процесс прихода в среднеценовой сегмент и затянется, но очевидно и другое – именно двухсистемность ГЛОНАСС/GPS (а впоследствии поддержка европейского проекта Galileo и китайского Beidou) рано или поздно станет стандартом. При этом та же двухсистемность позволит ГЛОНАСС выйти на западный рынок, где ранее господствовал лишь GPS.

 

 

Теперь немного более подробно о самом смартфоне. По сообщениям пресс-службы оператора, МТС Glonass 945 является универсальным смартфоном для общения и развлечений, а также полноценным навигатором с поддержкой GPS/ГЛОНАСС с 3D-картами и голосовыми инструкциями для прокладки автомобильных/пешеходных маршрутов. При этом приложение «МТС Навигатор» позволяет прокладывать маршруты с учётом пробок, пользоваться навигацией в пешеходном режиме, искать интересные места (кафе, кинотеатры, госучреждения) и информацию о них. Помимо навигационного сервиса, МТС Glonass 945 получил еще несколько предустановленных приложений МТС: «Вторая память», «МТС Сервис», «МТС Лучшее», «Мобильная почта», а также клавиши быстрого доступа к социальным сетям «Одноклассники» и «Вконтакте». При покупке устройства в салонах МТС покупатели получают 3670 бонусных баллов, которые можно обменять на бесплатные пакеты минут, SMS, интернет-трафика и другие вознаграждения из каталога вознаграждений МТС «Бонус». На оборудование распространяется один год гарантии для всех владельцев устройства, дополнительно два года сервисного обслуживания – для абонентов МТС. Аппарат не SIM-локирован и готов для работы в сетях любых операторов, а его стоимость составляет 10490 рублей при подключении к любому тарифу МТС.

МТС Glonass 945 – второй смартфон под брендом МТС после МТС 916. Аппарат оснащён сенсорным TFT-экраном с диагональю 3,2”, разрешением 240х400 и поддержкой 262 тыс. цветов, а также процессором Qualcomm MSM7230 на 800 МГц. Размеры устройства составляют 109,1×55,9×14,1 мм при весе 130 г. Смартфон получил литий-ионный аккумулятор ёмкостью 1500 мАч (что, по заявлениям производителя, хватит для работы в режиме ожидания на 250 часов, в режиме разговора – до 300 минут). Помимо поддержки ГЛОНАСС/GPS, устройство работает в сетях 3G (поддержка диапазонов GSM 900/1800, UMTS 2100), имеет Wi-Fi, Bluetooth, карты памяти microSD до 16 Гбайт, а также оснащено стандартным разъемом для наушников на 3,5 мм. МТС Glonass 945 работает под управлением ОС Android 2.2, а из мультимедийных возможностей стоит отметить аудио- и видеоплеер (поддержка mpeg4, H.263, H.264), FM-радио, диктофон, камеру на 2,0 Мп (с 5-кратным зумом, фотоэффектами, возможностью записи видео), а также встроенный акселерометр.

«По нашим оценкам, в ближайшем будущем объем рынка ГЛОНАСС-устройств будет расти, во многом превышая темпы развития рынка других навигационных предложений. Поддержка российской спутниковой системы навигации обеспечивает дополнительную надежность и стратегическую безопасность при пользовании устройством, благодаря чему наш смартфон может быть интересен не только частным пользователям, но и представителям государственных структур», – отметил вице-президент МТС по коммерции Михаил Герчук.                       

Что несет двухсистемность конечным пользователям? Прежде всего, это более надежное и точное позиционирование. Для того чтобы определить двухмерные координаты, нужно видеть, по меньшей мере, три спутника. И теперь здесь совершенно неважно, чьими они будут, это могут быть в любых соотношениях спутники ГЛОНАСС и GPS. Это особенно будет заметно среди городской высотной застройки или при сложном природном рельефе (горы), где рекламируемая точность позиционирования GPS в 3-5 метров быстро превращается в фантастику. Помимо надежной работы в таких сложных условиях, поддержка ГЛОНАСС/GPS примерно в два раза сокращает время «холодного» старта, снижает количество «выбросов» и «скачков», а также дает полноценное покрытие всей Земли (за счет особенностей орбиты GPS обеспечивает лучшее покрытие приэкваториальных областей, а ГЛОНАСС дает исключительную точность в северных широтах). Сигналы со спутников ГЛОНАСС передаются в другом частотном диапазоне, поэтому приемники, поддерживающие работу в системе ГЛОНАСС, защищены от помех диапазона GPS (о преимуществах двухсистемности и развитии всей системы ГЛОНАСС см. интервью с генеральным директором «М2М Электроника» (ГК «М2М телематика») Евгением Белянко от 1 апреля 2011 г.). Кроме того, в России сейчас активно обсуждается возможность введения заградительных ввозных пошлин для устройств, которые поддерживают только навигацию GPS. Размер такой пошлины может составить 25 % от стоимости оборудования. При этом пошлину для устройств с поддержкой двухсистемной навигации ГЛОНАСС/GPS  вводить не планируется.

 

 

В ноябре этого года МТС запустила услугу «МТС Навигатор», с помощью которой мобильный телефон пользователя становится средством для полноценной автомобильной  и пешеходной навигации. И, по прогнозам оператора, до конца 2011 года пользователями «МТС Навигатор» станут более 200 тысяч человек. Приложение «МТС Навигатор» работает на базе всех мобильных платформ и загружается в память телефона. При подключении услуги пользователю доступен весь функционал – после ввода поискового запроса с сервера загружаются актуальные картографические данные, информация о пробках, голосовые указания и POI (points of interest – информация об объектах, например, ближайших ресторанах, магазинах, клубах и т. д.). На сегодняшний день число пользователей LBS-услуг МТС превышает 1,2 млн абонентов. При этом в 2009 году число подписчиков выросло в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом, а за 2010 год  количество уникальных абонентов увеличилось еще в 1,8 раза. Согласно прогнозам ABI Research, мировой рынок навигационных приложений, сервисов и устройств увеличится втрое с 2010 по 2015 год. Среди основных тенденций развития ABI Research выделяет внедрение в навигационные решения функционала социальных сетей  и локального поиска, возможность составления маршрута исходя из актуальной информации о пробках и экомаршрутов, распознавание речи. Российское Министерство промышленности и торговли оценивает емкость рынка устройств ГЛОНАСС и технологий радиочастотной идентификации в 2010 году на уровне 2,5 млрд рублей. По прогнозам министерства, емкость отечественного рынка устройств ГЛОНАСС и технологий радиочастотной идентификации в 2015 году составит 50 млрд рублей. Рынок полнофункциональных приложений для спутниковой навигации в мире демонстрирует уверенный рост. По прогнозам из исследования iSuppli, число мобильных навигационных приложений вырастет за пять лет почти в 40 раз – с 8 млн в 2009 году до 81 млн по итогам 2010 года и до 297 млн к 2014 году. По прогнозам аналитической компании SBD, навигационные приложения для телефонов в 2014 году составят 70 % от всего рынка навигационного оборудования и приложений. 

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: