Рунет в офлайне. Все о российском интернет-пространстве на «РИФ+КИБ 2011»

На конференции «РИФ+КИБ 2011», состоявшейся под Москвой в конце апреля, были названы основные тренды текущего года: социализация поиска, рост сегментов нестандартной и видеорекламы, увеличение среднего возраста пользователя, изменение «географии» в пользу регионов и проч., и проч. На этот раз трехдневная конференция собрала порядка 7 тыс. человек из 175 городов России и других стран. Основная деловая программа состояла из 40 секций и круглых столов. Организатором мероприятия выступила Российская Ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Стратегический партнер – национальная телекоммуникационная компания «Ростелеком».

Часть программы «РИФ+КИБ» была сформирована по заявкам самих участников конференции: каждый зарегистрировавшийся пользователь мог предложить интересную тему секции или свой доклад, которые приняли участие в голосовании. Топ-10 самых популярных секций вошли в общую программу мероприятия под названием «Программа 2.0». Другая часть была сформирована программным комитетом, в который вошли признанные эксперты отрасли. Особое внимание участников привлекла выставка «РИФ+КИБ»: 600 кв. м, на которых разместилось более 40 стендов организаций-партнеров конференции. Так называемая «Программа+» объединила в себе множество неконференционных мероприятий, организованных компаниями-партнерами на 7 специальных постоянно действующих площадках на территории «РИФ+КИБ». Часть мероприятий имели развлекательный характер, часть – образовательный.

Пансионат «Лесные дали», где прошла конференция, явно не ожидал наплыва более 7 тыс. человек и встретил участников РИФа переполненными аудиториями (даже Игорь Ашманов не сразу смог протиснуться в аудиторию на секцию по продвижению). Во время открытия конференции к участникам посредством «Твиттера» обратился президент Дмитрий Медведев: «Привет всем участникам РИФ! Удачной работы и содержательных дискуссий».

 

 

 

По традиции, первая общая секция прошла в формате обзорного доклада о развитии отрасли, который представили директор РАЭК Сергей Плуготаренко и генеральный директор «TNS Россия» Руслан Тагиев. На сегодняшний день динамика роста и развития Рунета такова: 50 млн человек пользуются Интернетом хотя бы раз в месяц, при этом 22 млн юзеров выходили в Сеть с мобильных устройств. Согласно данным Фонда «Общественное мнение», к 2014 году проникновение Интернета вырастет до 71 %, в то время как общий объем аудитории составит 80 млн человек. В настоящий момент Россия является вторым в Европе рынком по степени проникновения, однако с течением времени она может выйти на первое место, поскольку запас для развития довольно существенен: только начинают выходить в Сеть представители возрастной (45+) аудитории, а также жители небольших городов с населением менее 500 тыс. человек.

Объем рекламного рынка на сегодняшний момент составляет 26,7 млрд рублей, рынок веб-разработок в 2010 году увеличился на 30 % и составляет порядка 8-10 млрд рублей, область SEO за минувший год выросла на 20 % (7,2 млрд рублей в 2010 году), а объем продаж тиражного софта увеличился на 15 % (100 млрд рублей). Согласно прогнозам, оборот электронной торговли вырастет на 17 % в 2011 году и составит 245 млрд рублей, тогда как рынок электронных платежей достигнет 140 млрд рублей. Согласно прочей представленной статистике, поисковики Рунета в общей сложности дают 250 млн ответов в сутки. Ежедневно отправляется 12 млн писем, но получают пользователи гораздо больше корреспонденции – 264 млн электронных писем без учета спама. На социальные сети пользователями тратится в совокупности порядка 280 млн часов в месяц, а блогов зарегистрировано 42,5 млн. Общее количество доменов в Рунете составляет более 3 млн. Наиболее крупными площадками по объему аудитории были названы «Яндекс», Mail.ru и «ВКонтакте», однако последний ресурс стал бесспорным лидером по активности пользователей. Времяпровождение в Интернете строится следующим образом: 51 минута проводится в социальных сетях, 26 минут приходится на различные порталы, 15 минут юзеры тратят на знакомства и еще 9 минут занимает просмотр видео. При этом рабочим вопросам уделяется всего 7 минут, а образованию и того меньше – 5 минут от общего «сетевого» времени.

На конференции были названы и основные тренды 2011 года: социализация поиска, формирование единых коммуникационных пространств, рост сегментов нестандартной и видеорекламы (а также рекламы в приложениях и «умной» рекламы в социальных сетях), увеличение среднего возраста пользователя, изменение «географии» в пользу регионов, сервисы коллективных покупок, а также рост использования смартфонов, мобильного Интернета и сервисов.

 

Конференцию посетило около 7 тыс. человек из 175 городов России

 

В первый день, сразу после твиттер-напутствия Дмитрия Медведева, состоялись секции по интернет-торговле, где генеральный директор SoftKey Феликс Мучник вместе с E-commerce director TUI Russia & CIS Антоном Тереховым разложили по полочкам состояние рынка интернет-коммерции. «Яндекс. Маркет» порадовал приемом офлайновых магазинов. После обеда Наталья Лосева из РИА «Новости» провела информационную секцию с участием Делового Петербурга, Facebook и LookAtMe. Сотрудник РИА «Новости» открыла секрет эксклюзивных кадров: «Эти фотографии нам прислал напрямую секретарь МЧС и его жена». Юмор и неформальная обстановка постепенно становятся визитной карточкой обновленного РИФа. Секция про коллективные покупки, закрывающая первый день РИФа, собрала большую аудиторию, обозначив, пожалуй, самый яркий тренд прошлого года.

Второй день открылся секцией про аналитику. Не про Google Analytics и «Яндекс.Метрику», как многие могли подумать, а про методы и итоги измерений TNS и ComScore. Также день запомнился секцией «В поисках счастья», где блистал своим чувством юмора враг всех оптимизаторов, руководитель отдела веб-поиска «Яндекс» Александр Садовский. Гендиректор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов рассказал о планах по захвату вьетнамского рынка, а специалист отдела качества поиска компании Google Владимир Офицеров, прилетевший на РИФ прямиком из Маунтин Вью, порадовал участников достижениями западного поискового гиганта. На единственную секцию по SEO почему-то забыли пригласить «Яндекс», поэтому она превратилась в обмен остротами между накрутчиками пользовательских факторов и представителем SAPE.

Пожалуй, самая яркая секция третьего дня – «Как построить команду мечты» с Максимом Спиридоновым («Ройбер»), Сергеем Котыревым («Юмисофт»), Антоном Носиком (портал WhoYOUgle.r) и Ильей Никулиным («Текарт»). Тема секции – как относительно небольшими вложениями создать условия для того, чтобы знающие, энергичные и умные сотрудники охотно шли работать в компанию и оставались в ней неопределенно долго, сохраняя при этом интерес к работе. Правда, пошаговой стратегии никто так и не предложил. Г-н Спиридонов ратовал за удовлетворение нематериальных потребностей, Сергей Котырев зажигательно поведал о межэтнических различиях в управлении коллективом. Команда мечты осталась мечтой. В завершение последнего дня Константин Шурыгин из компании «Ашманов и Партнеры» разобрал по косточкам сайты участников мини-аудита, указав им на явные ошибки.

Особое внимание на «РИФ+КИБ» было уделено теме стартапов. Все три дня работы форума отдельным потоком проходила конференция UpStartConf, ставшая местом встречи стартаперов и инвесторов. Диалог между начинающими специалистами и представителями венчурных компаний не был ограничен рамками какой-либо секции, что позволило обсудить множество вопросов и даже положить начало дальнейшему сотрудничеству.

Кроме того, на «РИФ+КИБ» было также объявлено о начале сотрудничества между Российской ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК) и IAB Russia. Основным направлением взаимодействия станет формирование совместной рабочей группы и комиссии по интерактивной рекламе при РАЭК, которая будет отвечать за осуществление программ в области интерактивной рекламы и маркетинга. В рамках партнерства планируется организовывать совместные проекты в сфере подготовки профессиональных кадров рынка интерактивной рекламы и маркетинга и проводить исследования с учетом существующей экспертизы и методологий IAB.

Развлекательные мероприятия на РИФе были представлены фуршетом (выступали Comedy Woman и «Приключения Электроников»), пижамной вечеринкой Mail.ru и, конечно, никуда не делся легендарный бар «Пумба». Цифровой кинотеатр ivi.ru бесплатно крутил 3D-кино и угощал всех желающих попкорном, кальяном и напитками. Кстати, 3D-тренд не обошел и докладчиков – LookAtMe представил презентацию, предварительно раздав всем слушателям красно-синие очки.

 

 

Выступление сотрудников Mail.ru на собственной «пижамной» вечеринке

 

«По нашим оценкам, за три дня работы в мероприятии приняли участие более 7 тыс. человек из 175 городов России, среди которых Архангельск, Екатеринбург, Калининград, Казань, Новороссийск, Пятигорск, Томск, Хабаровск, Якутск и другие. Было много иностранных участников: из Амстердама, Ванкувера, Гамбурга, Брно, Вашингтона, Дублина, Лондона, Парижа, Сан-Франциско и еще многих других городов. Более 25 тыс. наблюдали за мероприятием в онлайн-режиме. В этом году, благодаря «Билайн», в пансионате «Лесные дали» впервые удалось добиться высокого качества Интернета при большой нагрузке», – говорит директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-маркетинг, Mail.ru, Яндекс, Google , мероприятия, мероприятия Москвы, интернет-реклама, исследование рынка, КИБ РИФ, Ашманов и Партнеры