Макрорегиональный филиал «Центр» компании «Ростелеком» («Ростелеком – Центр») приступил к коммерческому предоставлению услуг беспроводной телефонной связи с использованием оборудования стандарта CDMA-450 на всей территории Центрального Федерального округа (17 региональных филиалов: Белгородский, Брянский, Владимирский, Воронежский, Ивановский, Калужский, Костромской, Курский, Липецкий, Московский, Орловский, Рязанский, Смоленский, Тамбовский, Тверской, Тульский и Ярославский). На первом этапе проекта «Ростелеком-Центр» предлагает пользователям три тарифа «Домолинк-MOBI», приближенных по структуре и стоимости к стандартным тарифам для проводной телефонии.
Стоимость подключения к любому из них (без учета стоимости абонентского оборудования) составляет 90 рублей, а ежемесячная абонентская плата колеблется от 290 до 444 рублей. «Коробочное» решение «Домолинк-MOBI» можно приобрести в любом офисе продаж «Ростелекома». В комплект входит телефон модели Huawei ETS-2055 и RUIM-карта. Напомним, что розничная цена стационарного CDMA-телефона Huawei ETS-2055 при покупке в офисах «Скай Линк» составляет 4490 рублей. Он работает в сетях стандарта CDMA2000 1X в диапазоне 450 МГц, а время разговора при питании от встроенного аккумулятора составляет до 180 минут (время ожидания до 160 часов). Телефон имеет USB-разъем и внешнюю антенну, скорость передачи данных составляет до 153 Кбит/с (дополнительные возможности: SMS, Телефонная книга, будильник, калькулятор, блокировка телефона).
Напомним, что проект MVNO под брендом «Домолинк MOBI» вышел на коммерческую стадию в конце 2010 года. Хотя сначала был запущен лишь сервис беспроводного доступа в Интернет, в феврале 2011 г. «Скай Линк» сообщил о начале тестирования и голосовых сервисов (см. новость раздела «Скай Линк» от 15 февраля 2011 г.). Модель Full MVNO подразумевает принадлежность всей сетевой инфраструктуры «Скай Линк». В то же время под его реализацию была адаптирована организационная структура «ЦентрТелеком», создан тоннель передачи трафика, организован биллинг и разработан продукт под собственным брендом «Домолинк MOBI» для массового сегмента. «Скай Линк» первым из операторов мобильной связи в России начал прорабатывать бизнес-модель MVNO. На различных пилотных проектах в регионах были отработаны технические и юридические аспекты, подготовлена договорная база и сформированы две типовые модели, которые могут применяться как на действующих сетях, так и для реализации партнерских схем при строительстве сетей в новых регионах.
«Уверен, что наше новое предложение будет воспринято пользователями с энтузиазмом, поскольку установка стационарного CDMA-телефона обойдется абоненту примерно на четверть дешевле, чем подключение проводного аппарата, – отметил директор Центра беспроводных и конвергентных услуг «Ростелеком-Центра» Аветис Эльчиян. – В частности, многие оценят отсутствие необходимости прокладки нового кабеля в дом, поскольку все устройства «Домолинк-MOBI» – беспроводные».
А операционный директор «Скай Линк» Игорь Литвак отметил следующее «Для нас новый проект с «Ростелекомом» – это, прежде всего, ценный опыт сотрудничества по обеспечению услугами связи удаленных районов нашей страны, не имеющих телекоммуникационной инфраструктуры, который планируется развивать и использовать в ходе интеграции «Скай Линка» и «Ростелекома».
На данный момент «Скай Линк» разработал две бизнес-модели со сроком реализации от 7 дней. Первая из них – Full MVNO – предлагается операторам связи, имеющим собственную абонентскую базу и технологический ресурс. Схема Full MVNO возможна на действующих сетях «Скай Линк» и на лицензионных территориях, где нет действующих сетей. Вторая партнерская модель – Light MVNO – адресована, помимо операторов со своими абонентами и технологической базой, еще и компаниям, имеющим собственную сеть дистрибуции на массовом рынке. Эти проекты могут быть реализованы только на действующих сетях «Скай Линк» (подробнее о бизнес-моделях MVNO оператора можно узнать в материале рубрики «Скай Линк» от 13 мая 2010 г.).
В настоящее время в различной стадии проработки находятся более 10 новых проектов MVNO на сети «Скай Линк» со сроком запуска в коммерческую эксплуатацию в первом полугодии 2011 г. В частности, по бизнес-модели Full MVNO оператор сотрудничает с «ЦентрТелеком», «МТТ», «Ростелком» (бренд «Плюс Один») и «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито»). В дальнейшем проекты MVNO могут быть тиражированы как для расширения набора мобильных и конвергентных услуг для широкого круга партнеров на территории действующих сетей «Скай Линк», так и в новых регионах. При этом «Скай Линк» рассматривает MVNO-проекты как перспективную дополнительную статью доходов, поэтому основным критерием выбора здесь является уровень их доходности (доля «Скай Линк» в валовой марже должна быть не ниже 50 %). В перспективе двух-трех лет «Скай Линк» рассчитывает довести долю MVNO в приросте выручки до 15 %.
Что касается Московского региона, то здесь «Скай Линк» создал еще один MVNO - совместно с «КантриКом» (бренд «Алло Инкогнито»). Как и в случае с «Домолинк-MOBI», здесь также задействована модель Full MVNO с использованием сетевой инфраструктуры «Скай Линк», а «КантриКом» ответственен за коммутационный центр, биллинг, CRM, сеть дистрибуции и абонентское обслуживание. Планируется, что к концу 2011 года аналогичный проект MVNO будет запущен партнерами и в Северо-Западном регионе (более подробно о совместном проекте MVNO «Скай Линк» с «КантриКом» в материале рубрики «Скай Линк» от 04 марта 2011 г.). Для «Скай Линк» участие в таких проектах позволяет выходить в новые сегменты, подключая абонентов с минимальными затратами на их привлечение (продажами и продвижением непосредственно занимается партнер), а также расширить географию присутствия.
В «Скай Линк» особенно подчеркивают, что оператор предоставляет сетевые ресурсы по экономически обоснованным тарифам с учетом инвестиционной составляющей, поэтому рост трафика в сети быстрее прогнозируемых темпов только приветствуется. А при благоприятном развитии событий в рамках запланированных MVNO проектов (включая проект с «КантриКом») может быть обеспечено до 50 % прироста абонентской базы. В пресс-службе «Скай Линк» также отмечают, что виртуальные операторы «КантриКом» и «Домолинк MOBI», запущенные в Московском регионе, не будут конкурировать ни друг с другом, ни с самим «Скай Линк». У них разная география, каналы продвижения и, что самое важное, целевая аудитория («Домолинк MOBI» рассчитан на массовую аудиторию, а «КантриКом» позиционирует себя как поставщик уникального продукта, рассчитанного на определенный сегмент пользователей).