На открытии выставки генеральный директор федерального оператора «Навигационные информационные системы» («НИС») Александр Гурко представил Вице-премьеру Сергею Иванову прототип нового ГЛОНАСС/GPS чипсета третьего поколения «ГЕОС-3», серийное производство которого запланировано на конец 2011 года. «ГЕОС-3» является самым компактным и доступным (15-20 долл.) двухсистемным чипсетом на мировом рынке, при разработке которого особое внимание было уделено снижению энергопотребления и повышению точности позиционирования. Еще одной новой разработкой, которую ОАО «НИС» представил на Форуме Вице-президенту РФ, стала система слежения за грузовым транспортом свыше 12 тонн, благодаря которой, можно контролировать их проезд через населенные пункты и по федеральным трассам.
Пленарное заседание V международного форума по спутниковой навигации.
Выступление Вице-премьера РФ Сергея Иванова
«В дополнении к имеющимся появятся более новые и совершенные навигационные сигналы, повысится стабильность бортовых стандартов частоты. Наземный комплекс управления будет обеспечивать возможность сбора и закладки командной информации на все спутники в режиме реального времени. При этом, ГЛОНАСС будет полностью совместимой с со всеми глобальными и региональными навигационными спутниковыми системами. Признавая важность развития технологий координатно-временного обеспечения, государство готово поддерживать необходимую орбитальную группировку и инфраструктуру предоставления соответствующих услуг. При этом, создание прикладных систем, использующих приемную аппаратуру, планируется осуществлять преимущественно на принципах частно-государственного партнерства со значительной преобладающей долей частного капитала. И хотя сейчас уровень использования отечественных навигационных спутниковых систем на транспортных средствах не превышает 10 % и именно здесь лежит еще огромное поле деятельности, как для государственных органов, так и для бизнеса, но сегодня Россия уже способна не только самостоятельно обеспечить собственный национальный навигационный суверенитет, но и гарантировать, что гражданские навигационные сигналы будут предоставляться потребителям бесплатно и без ограничений на всей территории Земного шара. Система ГЛОНАСС действительно стала глобальной и получила всеобщее признание, - все ведущие мировые производители заявили о начале разработки или создании комбинированных чипсетов, использующих навигационные сигналы GPS/ГЛОНАСС. Учитывая такой интерес, нам необходимо смелее выходить на зарубежные рынки и активнее продвигать там свои интеллектуальные продукты» - заявил заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов.
Проекты различных стран мира, аналогичные российскому "ЭРА-ГЛОНАСС"
Относительно вопроса международного и регионального сотрудничества все спикеры отметили большие перспективы развития ГЛОНАСС как в регионах России, так и за рубежом. В частности, в рамках программы формирования сети региональных партнеров «НИС-ГЛОНАСС», о которой федеральный оператор «НИС» объявило в начале 2011 года, уже отобрано 30 из 150 поданных заявок на сотрудничество. Что касается международного сотрудничества, то Александр Гурко назвал Индию, Латинскую Америку, Ближний Восток и страны СНГ «приоритетными рынками с точки зрения коммерциализации ГЛОНАСС». По его словам, некоторые мировые разработчики навигационного оборудования уже объявили о своих планах на разработку устройств, поддерживающих ГЛОНАСС. Как сказал старший советник Госдепартамента США по вопросам глобальных навигационных спутниковых систем ГНСС Рэй Клор, США хотят развивать международное сотрудничество с Россией: «Америка поощряет всемирное использование системы GPS, а российская система ГЛОНАСС сейчас также активно развивается, и мы хотим продолжать нашу кооперацию». По оценкам исполнительного вице-президента NAVTEQ Map Клиффа Фокса, «ГЛОНАСС имеет хорошие возможности развития за рубежом, особенно в Индии». В свою очередь заместитель руководителя Федерального космического агентства Анатолия Шилова отметил, что двумя ключевыми направлениями работы с зарубежными партнерами является, во-первых, увеличение числа наземных спутниковых станций ГЛОНАСС по всему миру в целях повышения точности сигнала, и, во-вторых, предоставление навигационных услуг странам, не имеющим собственных спутниковых систем. Говоря о международном сотрудничестве, г-н Шилова также отметил, что в настоящее время подписаны соответствующие межправительственные соглашения для создания единого навигационно-временное пространство Российской Федерации, Украины, Республик Беларусь и Казахстан. Поэтому на территории остальных трех дружественных государств потребители будут получать тот же уровень навигационных услуг, что и в России.
Текущее состояние орбитальной группировки ГЛОНАСС -
по целевому назначению используется 23 КА
Что касается сегодняшнего состава орбитальной группировки ГЛОНАСС, то по словам г-на Шилова, на сегодня в эксплуатации находится 23 КА «ГЛОНАСС-М» (еще три на этапе вывода из системы) и один КА нового поколения «ГЛОНАСС-К» находится на этапе летно-конструкторских испытаний. В июле-августе и ноябре 2011 г. Роскосмос должен произвести два запуска с космодрома Плесецк КА «ГЛОНАСС-М», в сентябре-октябре еще три КА с космодрома Байконур (с проведением всех мероприятий по повышению безопасности и надежности после неудачного запуска в декабре 2010 г.), а в декабре этого года – еще один спутник нового поколения «ГЛОНАСС-К. Однако, так как система ГЛОНАСС практически полностью развернута, для ее дальнейшего поддержания будут использоваться не только ракетоносители «Протон» (3 КА «ГЛОНАСС), но и ракетоносители «Союз» для одиночных запусков КА. «К концу 2011 г. мы планируем полностью развернуть орбитальную группировку спутников ГЛОНАСС, а также запустить два спутника «Луч 5А» и «Луч 5Б» на геостационарную орбиту, которые обеспечат передачу корректирующей информации системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) конечным потребителям в европейской части России, а в 2014 г. – с запуском КА «Луч-4» завершится развертывание геостационарного сегмента СДКМ. Для расширения навигационных возможностей системы также предполагается использование КА на высоких и низких орбитах, реализовать технологию межспутниковой связи и управления. Однако, окончательное решение о будущей структуре системы ГЛОНАСС остается за государственным заказчиком системы» - так описал возможный вариант развития системы ГЛОНАСС первый заместитель генерального директора - генерального конструктора корпорации «Российские космические системы» Валерий Субботин.
«Будущее системы ГЛОНАСС будет определяться новой ФЦП «Глобальная навигационная система» 2011-2020, разработка которой ведется в настоящее время и должна быть завершена в декабре 2011 г. Основной ее целью станет не создание орбитальной группировки, что отражено в текущей ФЦП, а уже массовое внедрение навигационных услуг на ее основе. Для того, чтобы количество действующих спутников не стало менее 24 КА, в системе будет предусмотрено еще 6 резервных навигационных спутников. Сегодняшняя точность системы ГЛОНАСС составляет 6 м (у GPS – официальная точность составляет 7 м), в ближайшие год-два мы рассчитываем довести этот показатель до 2,8 м» - отметил в заключении г-н Шилов.
Навигационный USB-модуль разработки "НТЛаб"
Если говорить о конечных пользовательских устройствах, то, по словам заместителя руководителя Федерального космического агентства Анатолия Шилова, на сегодня разработано 46 образцов навигационных пользовательских терминалов для гражданского использования и еще 43 вида для спецпотребителей, - все они работают по совмещенному созвездию ГЛОНАСС/GPS. В то же время, как заявил вице-президент по техническому развитию «АВТОВАЗ» Евгений Шмелев, завод уже начал серийное производство автомобилей Лада-Калина и Лада-Приора со встроенными ГЛОНАСС навигаторами. Однако, здесь самой главной задачей становится развитие элементной базы с разработкой базового чипа ГЛОНАСС/GPS на одном кристалле. К счастью, в этом плане к ГЛОНАСС стали проявлять интерес и западные разработчики - практически все ведущие производители чипсетов анонсировали начало разработки или создание чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС (Qualcomm, ST-Ericsson, CSR и т. д.). Конечно, они будут двухсистемными, то есть работать по совмещенному созвездию ГЛОНАСС/GPS для успеха на рынке Запада. Эти чипы, выполненные уже по монокристальной технологии в техпроцессах от 45 нм, будут компактными, поставленными на поток и поэтому дешевыми, обладать практически равным энергопотреблением с чипами GPS. Все это откроет для них возможность встраивания во все типы устройств, куда до последнего времени инсталлировались лишь чипы GPS, и, прежде всего, массовый рынок сотовых телефонов Запада.
Именно на чипсете Qualcomm был создан первый в мире смартфон МТС Glonass 945 производства китайского ZTE (по разным данным, поставленная партия этих смартфонов в Россию составила от 50 до 1000 штук, что во многом было более имиджевым проектом, чем практическим шагом). Тем не менее, это стало действительно прорывным шагом и показало потенциальную возможность выхода навигационных услуг ГЛОНАСС на массовый рынок компактных пользовательских устройств (более подробно о смартфоне МТС Glonass 945 можно прочитать в материале рубрики «МТС» от 05 апреля 2011 г.). При этом, главный конструктор навигационной аппаратуры потребителей концерна ПВО «Алмаз Антей» Валерий Бабаков считает необходимым создание «механизмов борьбы с демпингом и защиты отечественных производителей навигационной аппаратуры». В то же время, по его словам, на разработку чипесата ГЛОНАСС/GPS со схожими с западными аналогами характеристиками требуется не менее двух лет и несколько $ млн, при этом, минимальная пробная партия для их «печати» должна быть не менее 100 тыс. штук. Именно столько потребовалось КБ «НАВИС» для разработки своего миниатюрного первенца – модуля NV08C СSМ.
Глобальный рынок потребителей навигационных услуг
Оснащение навигационными модулями ГЛОНАСС/GPS воздушных судов гражданской авиации – 23 %, судов морского и речного флота – 87 %, государственных автотранспортных средств – 80 %. Как отметил Валерий Субботин, если еще несколько лет назад, основными потребителями таких услуг были военные и спецзаказчики, то сегодня они занимают лишь 16 % рынка, а 51 % рынка приходится на автотранспортные телематические и навигационные системы. Говоря о динамике производства потребительских устройств ГЛОНАСС, генеральный директор Федерального сетевого оператора «Навигационные информационные системы» («НИС») Александр Гурко заявил, что в 2011 году будет произведено 500 тыс. модулей ГЛОНАСС, это превысит объем выпуска 2010 года в 5 раз (100 тыс. модулей). Однако, это станет лишь малой частью потребностей растущего рынка навигационных услуг. По словам г-на Гурко, только в сфере мониторинга потенциальная ниша для внедрения навигационных модулей в России составляет около 7 млн единиц ведомственного, регионального, пассажирского, коммерческого, грузового автотранспорта. Для введения оплаты большегрузного транспорта (свыше 12 тонн) имеется еще около 1,5 млн единиц автортранспортных средств, кроме того, необходимо еще примерно 5 млн цифровых тахографов. Что касается создания интеллектуально-транспортных систем, то создание подобных комплексов необходимо не только Москве, но еще и 13 российским городам-миллионникам и 19 городам с населением свыше 500 тыс. человек. Все это является потенциальной нишей для внедрения как системы «ЭРА-ГЛОНАСС», так и системы ГЛОНАСС в целом (более подробно о перспективах системы ГЛОНАСС на массовом рынке можно узнать в материале рубрики "НИС ГЛОНАСС" от 04 февраля 2011 г.).
Навигационный модуль NV08C СSМ с поддержкой GPS/ГЛОНАСС/Galileo разработки КБ "Навис"
«Если же говорить о конкретных проектах, создаваемых на основе ГЛОНАСС, то здесь в первую очередь необходимо упомянуть «ЭРА-ГЛОНАСС» (система экстренного реагирования при авариях). Цель его реализации – максимальное сокращение времени оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях. Установленные на автомобилях специальные терминалы будут давать возможность автоматически определять место аварии и вызывать скорую помощь, спасателей, инспекторов дорожного движения. Система «ЭРА-ГЛОНАСС» должна быть развернута по всей территории страны к 2014 г. Логическим развитием данного проекта станут информационно-навигационные сервисы для водителей, которые позволят своевременно получать сведения о затруднениях в движении, ремонтных работах и других событиях на маршруте следования, в том числе и климатических явлениях» - заявил во время своего выступления Вице-премьер Сергей Иванов. Напомним, что более подробно о проекте «ЭРА-ГЛОНАСС» можно прочитать в одноименном материале рубрики «ГОНАСС» от 02 марта 2011 г.).