TMT Investments зарегистрирована на острове Джерси осенью прошлого года, 10 декабря компания провела IPO на Лондонской фондовой бирже. В ходе размещения было привлечено $20 млн, цена одной акции составила $1. Сейчас ценные бумаги компании торгуются по $1,1 за акцию. Консультантами компании являются основатели РБК Герман Каплун и Александр Моргульчик.
До IPO единственным акционером компании был экс-глава лондонского департамента корпоративных финансов Александр Селегеев. По итогам размещения 50 % акций TMT Investments поровну разделили офшоры Caninton Trading и Wissey Trade & Invest, бенефициары которых неизвестны.
Остальные же акционеры в той или иной степени близки к основателям РБК. Так, 20% акций TMT Investment получил офшор MacMillan Trading, владельцами которой в инвестиционном проспекте указаны Каплун и Моргульчик. Еще 15 % -у офшора Menostar Holdings, входящего в группу Maxwell Capital. По данным журнала Smart Money, данная группа принадлежит основателям РБК. 9 % акций TMT Investments у еще одного неизвестного офшора - Ubenord Investments, 3 % - у компании «Институт Гипропрос».
При этом, 97 % акций «Гипропроса» владеет компания «Макпропертиес», 67 % акций которой принадлежат Наталье Руденко и Тамаре Ждановой. Им вместе с Андреем Руденко через офшор Melardo Holdings принадлежит еще 0,75 % акций TMT Investments. «Гипропрос» занимается сдачей коммерческой недвижимости, в частности, компания владеет зданием на ул Обручева 23, расположенным недалеко от офиса РБК на ул. Профсоюзной, 28.
И это – не единственное, что роднит «Гипропроса» с РБК. В частности, гендиректором компании является бывший руководитель «РБК-Реклама» Ян Дембицкий, а председатель совета директоров Алексей Бедняков и и член совета Илья Иванов ранее работали в Maxwell Capital.
На этом сходства TMT Investments с РБК не заканчиваются. Председателем совета директоров компании является основатель ИТ-компаний Supercompilers и Buballo Юрий Мостовой. Ранее он был членом совета директоров РБК, а сейчас входит в совет директоров «Армада» (принадлежит основателям РБК). В совет директоров TMT также входят Александр Селегеев, экс-гендиректор Maxwell Capital и бывший аналитик РБК Петр Ланин, а также независимый директор, бывший финансовый директор Rambler Media Джеймс Миллинс. Инвестиционным директором TMT Investments в конце апреля был назначен директор по стратегическим инвестициям РБК Александр Пак.
Для Каплуна с Моргульчиком это уже не первое IPO: в 2002 г они разместили акции РБК на ММВБ, а в 2007 году провели размещение «Армады». Однако в случае с TMT Investments прошедшее размещение лишь формально можно назвать публичным. Компания выполняет все требования по раскрытию информации: имеет веб-сайты, регулярно публикует там пресс-релизы, распространяет свой инвестиционный проспект. Однако на момент проведения IPO компания не обладала никаким активами, ни имела в штате сотрудников, не получала выручки. В отчете за 2010 год TMT Investments показала лишь административные расходы на $26 тыс. и средства, вырученные от IPO.
Стратегия компании состоит в приобретении телекоммуникационных, медийных и технологических компаний. TMT Investments интересуется активами по всему миру, но в первую очередь она смотрит на компании из России и стран СНГ. За первые полтора года компания обещает совершить минимум три сделки на сумму по $250 тыс. минимум каждая. Первая инвестиция была совершена лишь на прошлой недели: TMT Investments выкупил вексель на $300 тыс. у разработчика приложений для социальных сетей Ninua с возможностью конвертировать его в акции при следующей раунде инвестиций. Кроме того, TMT Investments получила опцион на выкуп 20 % акций разработчик. Ninua, в частности, создала приложения Networkedblogs, позволяющая читать блоги и новости пользователям Facebook и Twitter.
Тем не менее очевидно, что в такую компанию, как TMT Investments вряд ли стал бы инвестировать кто-либо из сторонних инвесторов. С высокой долей вероятности можно предположить, что все акционеры, которые приобрели акции TMT Invetsments как во время размещения, так и в ходе последующих торгов, в той или иной степени связаны с основателями РБК. Необходимость в новом бизнесе у Каплуна с Моргульчиком могла возникнуть из-за потери контроля над РБК.
Напомним, что изначально им вместе с Дмитрием Беликом принадлежал контрольный пакет РБК, но после кризиса 2008 года как сам холдинг, так и его основатели оказались неспособны расплатиться по долгам. В результате в 2010 году контроль над РБК приобрел Михаил Прохоров, хотя операционный контроль над холдингом по-прежнему у основателей. Но для чего конкретно может пригодиться TMT Investments, остается только гадать.
Один из вариантов состоит в том, что акции публичной компании, имеющей официальную капитализацию, можно использовать в качестве залога для получения кредита. Привлечением подобного рода кредитов до кризиса как раз активно занималась РБК вместе со своими основателями. Однако из-за падения фондового рынка заложенные активы обесценились, а расплатиться по кредитам холдинг и его акционеры оказались не способны. В случае же с компанией, ценные бумаги которой не интересны сторонним инвесторам, опасаться падения их курса не приходиться. Остается лишь найти кредитора, который согласиться выдать займ под подобного рода залог.