Двадцать лет мобильной связи в России. «Билайн» оценил последствия

Двадцать лет назад в нашей стране был совершен первый звонок по сотовому телефону. За прошедшие годы мобильная связь получила широкое распространение и теперь играет значительную роль как в жизни общества, так и в экономическом развитии страны. По поводу данного юбилея компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») организовала встречу журналистов в Москве с основателем компании, а ныне ее почетным президентом, Дмитрием Борисовичем Зиминым. Также на мероприятии были представлены итоги исследования того, как на жизнь наших соотечественников повлияла мобильная связь.

В рамках встречи было рассказано о том, что по заказу компании «ВымпелКом» («Билайн») специалисты аналитического агентства «Коминфо Консалтинг» провели исследование «Анализ социального и экономического влияния мобильных коммуникаций: 20 тенденций и фактов к 20-летию первого звонка». Его целью являлось выявление ключевых тенденций, фактов, количественных и качественных показателей, позволяющих оценить степень влияния мобильной связи как технологии на развитие экономики и российского общества в целом в период с 1991 по 2011 гг. В ходе проведенных работ было опрошено 900 респондентов в 20 крупных городах России.



Отец-основатель «ВымпелКома» Дмитрий Зимин
Отец-основатель «ВымпелКома» Дмитрий Зимин



Так же в числе приглашенных была Елена Шматова, генеральный директор ОАО «ВымпелКом» и один из первых абонентов оператора, которому от лица компании был вручен памятный подарок
Также в числе приглашенных была Елена Шматова, генеральный директор
ОАО «ВымпелКом», и один из первых абонентов оператора, которому
от лица компании был вручен памятный подарок



Во время встречи ее участники на развернутой экспозиции могли ознакомиться с первыми моделями сотовых телефонов
Во время встречи ее участники на развернутой экспозиции могли
ознакомиться с первыми моделями сотовых телефонов



Согласно данным, приводимым «Коминфо Консалтинг», в 2010 году уровень проникновения мобильной связи достиг 166 %, а число сотовых абонентов составило 240 миллионов (4,6 % от общего числа пользователей в мире). Дальнейший прирост возможен за счет потребителей моложе 18 и старше 50 лет и распространения операторской деятельности на небольшие и удаленные населенные пункты.



Динамика проникновения абонентской базы сотовых операторов, 1996 — 2012 гг. (прогноз)
Динамика проникновения абонентской базы сотовых операторов, 1996 – 2012 гг. (прогноз)



Мировой рынок мобильной связи
Мировой рынок мобильной связи



Одновременно с ростом абонентской базы происходило снижение стоимости услуг сотовой связи и изменение структуры их потребления.

Так с начала 90-х средняя цена минуты разговора (APPM) снизилась в 70 раз до 4 центов, а ARPU – в 30 раз до $10 (аналогичные показатели в США – $0,037 и $50,6; в Италии – $0,165 и$32,0; в Германии – $0,16 и $26,0).

Благодаря доступности мобильной связи происходит неуклонное снижение числа владельцев фиксированных телефонов в домохозяйствах.

С развитием новых технологий возрос спрос на мобильный доступ к мобильному Интернету. По сравнению с показателями 2006 года выручка от этой услуги увеличилась почти в 7 раз, до уровня 64,5 миллиарда рублей, а объем переданных данных вырос в 25 раз, до уровня 35 Пбт. При этом доля телефонов с поддержкой 3G увеличилась в 21 раз, до уровня 34,8 %. Владельцы смартфонов в два раза чаще оплачивают товары и услуги с мобильного телефона, в 2,5 раза больше «качают» игры, видео и другой котент, в 4 раза чаще используют навигационные сервисы, в 3 раза активнее пользуются Интернетом и информационными сервисами, на 30 % больше отправляют MMS.



 

Проникновение смартфонов на российском рынке
Проникновение смартфонов на российском рынке



Какими услугами пользуются владельцы смартфонов и обычных телефонов
Какими услугами пользуются владельцы смартфонов и обычных телефонов



Среди слуг, предоставляемых сотовыми операторами, наиболее востребованными являются: роуминг – 47 %, доступ в мобильный Интернет – 40 %, MMS – 37 %, информационные сервисы – 26 %, электронная почта – 24 %, навигационные сервисы – 17 %, скачивание контента – 13 % (т. е. сейчас это «умирающая» услуга), оплата товаров и услуг – 10 %.

Что интересно, мужчины на 10 % реже, чем женщины, отправляют SMS, на 20 % реже посылают MMS и картинки, но почти в два раза чаще пользуются навигационными сервисами и на 30 % больше информационными, на 50 % чаще оплачивают услуги и товары.

Мобильная связь оказала и продолжает оказывать значительное влияние на экономику страны, являясь лидирующим сектором отрасли связи. В 2000 году ее доля в отрасли составляла 25 %, а к 2010 году этот показатель достиг уже 43 %. За последнее десятилетие объем рынка мобильной связи в денежном исчислении вырос более чем в 18 раз и по итогам 2010 года приблизился к отметке 700 млрд рублей.

Налоги от отрасли мобильной связи и смежных отраслей в 2010 году составили $12,3 млрд (4,5 % от общей суммы налогов РФ).

При этом прямой вклад в ВВП за 10 лет вырос в 3 раза и в 2010 году составил 1,5 %, а с учетом косвенного влияния вклад в ВВП превысил 4,9 %.

Мобильная связь оказывает существенное влияние на рынок труда, стимулируя развитие смежных отраслей. На сегодняшний день непосредственно в самой отрасли трудится свыше 450 тыс. человек и еще 340 тыс. задействовано в смежных отраслях.

Не меньшее влияние, чем на экономику, оказала мобильная связь и на само общество. Опрошенные «Коминфо Консалтинг» респонденты отметили, что данная технология повышает качество жизни в целом, стимулирует развитие образования и здравоохранения, укрепляет отношения, сокращает расстояния и помогает сделать жизнь человека более безопасной.



Докладывает Евгений Соломатин из «Коминфо Консалтинг»
Докладывает Евгений Соломатин из «Коминфо Консалтинг»


Вот несколько цифр, которые привел Евгений Соломатин, директор по развитию ЗАО «Коминфо Консалтинг»:
- 85 % cчитают, что мобильная связь изменила их жизнь;
- 90 % абонентов стали спокойнее за себя и свою семью;
- 65 % полагают, что им стало легче жить;
- 50 % уверены, что ношение с собой мобильного телефона повышает их личную безопасность;
- 60 % уверены, что у ребенка обязательно должен быть мобильный телефон;
- 65 % считают, что смогут обойтись без домашнего фиксированного телефона;
- 10 % отметили, что мобильная связь заменяет им «живое» общение, поэтому они стали меньше видеться с друзьями и близкими людьми;
- 80 % опрошенных считают, что мобильная связь помогает сохранять хорошие отношения с родными и близкими;
- у 60 % значительно расширился круг общения и повысилась социальная активность;
- 15 % считают важным иметь «красивый» номер телефона;
- 16 % приобретают телефон не для имиджа, а для повседневного использования (вести бизнес, чаще общаться, иметь доступ в Интернет и т. п.);
- 12 % считают важным пользоваться услугами того же оператора, что и друзья и знакомые из их круга общения;
- 30 % полагают, что цена на мобильную связь все еще высока;
- 50 % стали ощущать себя более современным человеком;
- для 35 % мобильная связь принесла кусочек счастья;
- 40 % она помогла в карьере;
- у 50 % благодаря использованию сотового телефона улучшились отношения с близкими людьми;
- 50 % считают, что они стали зависимыми от телефона, но не видят в этом ничего плохого.



Мобильная связь — свобода и новые возможности
Мобильная связь – свобода и новые возможности



Небольшой тест на знание сотовой связи от компании «Билайн»
Небольшой тест на знание сотовой связи от компании «Билайн»

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: Билайн, ВымпелКом, сотовая связь