Зарегистрированный на острове Джерси фонд TMT Investments сообщил о приобретении 10 % израильского контент-провайдера и разработчика мобильных приложений Unicell Advanced Cellular Solutions (Unicell). Сумма сделки составила 10,4 млн шекелей ($2,96 млн), она стала крупнейшей для фонда TMT, который в прошлом декабре в ходе IPO на Лондонской фондовой бирже привлек $20 млн.
Напомним, консультантами TMT являются двое из троих основателей РБК – Герман Каплун и Александр Моргульчик. В РБК они занимают должности гендиректора и директора по развитию РБК соответственно. Каплун и Моргульчик через офшор MacMillan Trading владеют 20 % акций фонда, бенефициары остальных крупных пакетов акций TMT не известны.
В соответствии с условиями сделки был изменен устав Unicell. До тех пор пока TMT владеет не менее чем 5 % акций израильской компании, он сможет иметь своего представителя в совете директоров. Кроме того, TMT получил преимущественное право выкупа долей других акционеров в случае их продажи и участия в допэмиссии акций компании пропорционально своей доли.
Unicell создан в 2002 году, занимается предоставлением различных дополнительных мобильных сервисов: платный контент, платежи, реклама, интеллектуальный поиск, интерактивные масс-медиа, корпоративные решения. Также компания является разработчиком различных решений для сотовых операторов и рекламных агентств.
В 2010 году выручка Unicell составила 221,8 млн шекелей ($61,6 млн), прибыль до уплаты налогов – 7,6 млн шекелей ($2,1 млн). Величина чистых активов на конец прошлого года достигла 19,7 млн шекелей ($5,5 млн).
В TMT называют Unicell одним из лидеров израильского рынка мобильных приложений. В фонде надеются получить синергетический эффект от сделки за счет объединения навыков TMT с международной сетью дистрибуции Unicell. В самом Unicell не ответили на запрос о данной сделки.
Приобретение доли в Unicell можно считать первым вложением российских инвесторов в контент-провайдеров дальнего зарубежья. Ранее в мобильный контент за пределами России вкладывался фонд Marshall Capital Partners, но это инвестиция произошла в ближнем зарубежье: в 2007 году фонд приобрел за неназванную сумму украинского контент-провайдера Jump. Выходили за рубеж и некоторые российские контент-провайдеры, но не путем покупок, а с помощью открытия собственных представительств в других странах. Так, например, Playfon делал в Великобритании, а i-Free – в Бразилии и Индии.
Эксперты удивлены осуществленной сделкой. «Провайдеры мобильного контента в развитых странах, к числу которых можно отнести и Израиль, находятся в стадии перестройки своего бизнеса, так как ввиду все большего распространения смартфонов контент стал продаваться в основном через различного рода AppStore, – говорит гендиректор Zed Media Russia Кирилл Шрамко. – Перспективы остаются только на развивающихся рынках, где доля смартфонов не столь велика, к тому же можно договориться с производителями недорогих телефонов о встраивании своих приложений».
«Покупать такую компанию, как Unicell, можно только в случае наличия стратегии по изменению ее деятельности, – продолжает Шрамко. – Хотя можно представить, что у акционеров TMT есть какая-то личная заинтересованность в данной компании или данном рынке».