Стив Джобс (Steve Jobs) скончался в среду 5 октября в возрасте 56 лет. После чего на сайте Apple появилось следующее: «Блеск, страсть и энергия Стива была источником бесчисленных инноваций и улучшили всю нашу жизнь. Мир стал неизмеримо лучше благодаря Стиву». Подобные высказывания заполонили новостные ленты и интернет-пространство, и, по словам президента США Барака Обамы, «ничего более не говорит о его успехе, чем тот факт, что большая часть мира узнала о его уходе благодаря устройству, которое он изобрел». Сооснователь Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates) – давний конкурент/партнер Стива Джобса – отметил, что работать с ним было честью: «Мир редко встречает тех, кто оказал бы на него такое же большое влияние, как Стив, последствия которого будут ощущаться еще многими поколениями. Для тех из нас, кому посчастливилось работать вместе с ним, это стало очень большой честью. Я буду очень скучать по тебе, Стив». Стив Джобс на протяжении последних лет боролся с раком поджелудочной железы, продолжая оставаться на посту CEO Apple и принимая самое активное участие в управлении компанией. Лишь в августе этого года он сложил с себя полномочия, рекомендовав на этот пост Тима Кука. Известие о его смерти шокировало мир, поступив сразу же на следующий день после анонса Apple новой модели культового смартфона – iPhone 4S (см. материал рубрики «Apple iPhone» от 5 октября 2011 г.).
Напомним, что в январе 2007 года, после многолетних слухов, Джобс потряс мобильный мир, выведя первый iPhone – смартфон минималистического дизайна с сенсорным экраном мыльтитач, быстрым браузером Safari и до предела удобным пользовательским интерфейсом. Известно, что Стив принимал непосредственное участие в дизайне первого iPhone, отклонив первые два варианта в пользу третьего, впоследствии ставшего эталонным для мира смартфонов. На вопросы журналистов о том, на результатах каких рыночных исследований основаны прогнозы продаж нового устройства, Стив Джобс был категоричен: «Никаких, не дело пользователей решать, чего они хотят на самом деле». Вместе с анонсом следующей модели устройства – iPhone 3G в 2008 году – он анонсировал и запуск магазина приложений Apple's App Store. Оба эти события изменили мир, сделав Apple самым успешным и влиятельным на нем игроком. При этом за время существования App Store с него было скачано более 18 млрд приложений, а их количество превысило 500 тыс. В то же время именно Apple сформировал и сам рынок мобильных приложений, выплатив разработчикам за это время более $3 млрд. Кроме того, Apple принадлежит разработка понятия мобильной экосистемы, когда «производитель софта не может не идти в «железо», в результате устройства Apple можно копировать и превосходить по техническим параметрам, но создать аналогичную по успешности и масштабу экосистему не удалось еще никому. Единственным исключением является экосистема ОС Android, сходная по масштабам, но никак не прибыльности, на которой работают уже 43,4 % всех смартфонов мира.
«Apple поступил совершенно отлично от других вендоров: он сначала начал продажи iPhone, ставшего крайне популярным, и только после этого предложил разработчикам сформированный массовый рынок, присутствие на котором сулило очень большие выгоды. Но еще задолго до этого Apple с нуля создал саму инфраструктуру покупок, аналогов которой до сих пор не существует. Кроме того, компания последовательно расширяла и функциональность устройств, выходящих на рынок. Так, в конце 1990-х гг. Apple создал iPod и iTunes, предложив пользователям покупать в App Store музыку. Затем компания выпускает iPod с возможностью просмотра видео, и у пользователей появилась возможность купить в iTunes еще и видео. И уже после всего этого, выпустив на рынок iPhone и iPod Touch, Apple предложил кроме музыки и фильмов еще и покупку приложений, причем без всяких изменений и особых усилий со стороны пользователей», – рассказывает Виктор Топорков, генеральный директор Vito Technology, ставшей лауреатом одной из самых престижных премий в области мобильных приложений – Apple Design Award 2010 (см. материал рубрики «Интервью» от 25 августа 2010 г.).
Еще одним эпохальным событием стал выход планшета iPad в 2009 году – Apple не стал заморачиваться о его востребованности, сформировав нешуточный потребительский спрос на него самостоятельно, впрочем, как и всегда. В результате с момента возвращения Стива в качестве СЕО Apple, компания продала 314 млн iPod, 129 млн iPhone и 29 iPad, став самой дорогой компанией мира, обогнав по капитализации нефтяного гиганта Exxon Mobil. Кроме того, согласно последнему исследованию Net Applications, устройства под управлением iOS генерируют уже 55 % всего мобильного трафика мира. Это весьма примечательно, потому что доля iOS среди мобильных операционных систем занимает лишь 19 %, в то время как у лидера ОС Android – 48 %. Несмотря на это, доля устройств под управлением Android в общем мобильном трафике в три раза ниже – лишь 16,3 %. Его обогнал даже Java ME (18,5 % всего веб-трафика), далее следует ОС Symbian с 6,12 % и RIM BlackBerry с 3,29 %. В то же время Apple iPad продолжает доминировать на глобальном рынке планшетов – 68,3 % (26,8 % у Android и 4,9 % у BlackBerry PlayBook).
Однако с уходом Стива Джобса Apple придется доказать, что компания может продолжать оставаться успешной и без харизматичного лидера, а также то, что сформированная им маркетинговая модель и принципы развития будут продолжать действовать также безотказно. Патентные споры и сильные конкуренты все более ставят под вопрос безапелляционную успешность Apple, – становится все более очевидным, что мир разочаровался, так и не получив iPhone 5. Поэтому новому СЕО Тиму Куку нужно будет приложить максимум усилий, чтобы сохранить продажи iPhone 4S на достойном уровне, продолжая продвигать планшеты iPad.