Apple, Samsung, Nokia: результаты четвертого квартала 2011 года

Apple и Samsung работают практически в противофазе с Nokia, которая продолжает стремительно терять рынок, продав за четвертый квартал 2011 года 19,6 млн смартфонов и окончив год с убытками в $1,4 млрд. В свою очередь, Apple закончила 2011 год с рекордным чистым доходом в $13,06 млрд, продав за последний квартал 2011 года в два раза больше смартфонов, чем в предыдущем квартале (37,04 млн). Благодаря такому скачку, Samsung был оттеснен на второе место по продажам смартфонов (36 млн), окончив квартал с чистым доходом в $3,56 млрд. Тем не менее списывать со счетов Nokia пока рано, по итогам 2011 года компания по-прежнему занимает первое место по продажам телефонов в мире, продав за несколько последних недель более 1 млн новых смартфонов Lumia под управлением ОС Windows Phone. В чем причины успеха Apple и Samsung и есть ли шансы у Nokia вернуть утраченные позиции?

Nokia смогла продать в четвертом квартале больше смартфонов (19,6 млн), чем ожидали аналитики (18,5 млн), даже с учетом того, что продажи новых моделей Nokia Lumia 800 и 710 стартовали совсем недавно и в ограниченном числе стран (в 6 странах ЕС в ноябре, в России и 4 странах Азии, включая Индию, – в декабре, в США – лишь в январе в сетях T-Mobile USA, планируется запуск первого LTE-смартфона компании – Nokia 900 в марте 2012 года для AT&T, см. материал рубрики Nokia от 12 января 2012 г.). 2011 год стал для Nokia переломным, объем продаж смартфонов по итогам последнего квартала 2011 года снизился на 31 % по сравнению с аналогичным периодом 2010 года (28,6 млн смартфонов). Таким образом, компания уступила первое место по продажам смартфонов сначала Samsung (36 млн проданных смартфонов по итогам последнего квартала 2011 года), а теперь и Apple (37 млн смартфонов).

Однако главным фокусом продаж для Nokia остаются низкобюджетные устройства. Так, на прошлой неделе компания объявила о том, что с момента появления платформы S40 в 1999-м Nokia продала уже 1,5 млрд телефонов, во всем мире сегодня насчитывает около 675 млн активных «трубок» на S40 (компания продает 12 таких телефонов каждую секунду). Тем не менее по итогам четвертого квартала 2011 года общие продажи снизились на 29 % до 113,5 млн устройств (из которых 93,9 млн обычных «трубок»), при этом Nokia закончила год с рекордным для себя убытком в $1,4 млрд в сравнении с $1 млрд доходов по итогам 2010 года. Продажи компании упали в 2011 году на 21 % до $13,19 млрд ($19,6 млрд в 2010 году), что связано не только с падением продаж дешевых телефонов, но и со снижением средней стоимости устройств Nokia за год на 23 % (с $91 до $69). Компании пришлось пойти на это, чтобы сохранить прежние объемы продаж смартфонов под управлением ОС Symbian и на платформе S40 в условиях масштабного перехода на ОС Windows Phone.

Общая динамика продаж телефонов в 2010-2011 гг. по отдельным производителям. Данные IHS iSuppli


Что касается Apple, то компания закончила первый квартал 2012 года (у компании он заканчивается 31 декабря) с рекордными доходом в $46,33 млрд и продажами: 37,04 млн iPhone, что на 128 % больше, чем за аналогичный период 2010 года, и 15,43 млн iPad (рост в 111 %). «Мы взволнованы нашими выдающимися квартальными результатами и продажами iPhones, iPads и Macs, – отметил СЕО Apple Тим Кук (Tim Cook). – Наша компания сильна как никогда, и в запасе у нас есть новые удивительные продукты». Действительно, выдающие результаты продаж устройств, которых не было даже 5 лет назад. Благодаря крайне успешным продажам iPhone 4S (см. материал рубрики iPhone от 5 октября 2011 г.), Apple по итогам последнего квартала 2011 года заняла первое место в мире по поставкам смартфонов, опередив даже Samsung. Так, согласно результатам исследования Strategy Analytics, Samsung продал в четвертом квартале 2011 года 95 млн устройств, а квартальные доходы выросли на 13 % до $42,1 млрд. И хотя компания не раскрывает точных данных по продажам смартфонов, в Strategy Analytics оценивают их на уровне 36,5 млн единиц (30%-ный рост к предыдущему кварталу), что все равно выводит Apple на первое место. Действительно, многие аналитики предсказывали выход Samsung на первую позицию по продажам смартфонов в мире по итогам года, но Apple сделал двухкратный скачок в продажах смартфонов (на третий квартал 2011 года 17,7 млн у Apple против 27,8 млн у Samsung).

Несмотря на сложную экономическую ситуацию на ключевых рынках, к примеру, в Европе, мировой рынок телефонов по прежнему расширяется – так, по итогам четвертого квартала 2011 года было продано 445 млн «трубок» (11%-ный рост к аналогичному периоду 2010 года). Конечно, героем квартала стала Apple, продав 37 млн iPhone и заняв 8 % всего рынка, что связано с всплеском продаж нового iPhone 4S, впрочем, как и успешными продажами предыдущих моделей по привлекательным для клиентов ценам, отметил заместитель директора компании Strategy Analytics Алекс Спектор (Alex Spektor).

«Поставки Nokia сократились на 8 % до 113,5 млн телефонов в четвертом квартале 2011 года, что связано с сокращением спроса на дешевые «трубки» с двумя SIM-картами на развивающихся рынках. Тем не менее ситуацию немного облегчили успешные продажи Nokia Lumia, что, впрочем, не исправило общего снижения продаж смартфонов под управлением ОС Symbian. Самый опасный конкурент – Samsung – за этот период достиг рыночной доли в 21 %, продав 95 млн устройств. 18 % рост по сравнению с предыдущим годом объясняется увеличением продаж смартфонов семейства Galaxy во главе с суперфоном Galaxy S2», – добавил исполнительный директор Strategy Analytics Нейл Моустон (Neil Mawston).

По общим продажам телефонов в мире на конец четвертого квартала 2011 года первое место все еще занимает Nokia. Данные Strategy Analytics

 

Чем же сильны Apple и Samsung? Аналитики склонны считать, что, прежде всего, собственная массовая разработка основных компонентов, включая микропроцессоры. «Они не просто OEM-производители, собирающие вместе отдельные компоненты различных поставщиков, они способны создавать собственные технологии. Samsung – это настоящий международный конгломерат, намеревающийся только за 2012 год потратить на R&D $42 млрд. Разве на это способен кто-то еще?» – рассказывает аналитик ABI Research Кевин Бёден (Kevin Burden). «Еще одним преимуществом Apple с Samsung перед конкурентами является их несравненная способность в разработке и продаже именно тех продуктов, которые более всего нужны сотовым операторам, а также очень тесная работа с большим числом операторов», – отмечает аналитик Informa Telecoms & Media Энди Кастонгай (Andy Castonguay).

Кроме того, эти две компании смогли сфокусировать внимание пользователей на своих ключевых продуктах – iPhone 4S для Apple и семейство Galaxy S для Samsung, дифференцировав их от устройств остальных вендоров. Ведь обычно каждый месяц появляется столько новых моделей смартфонов, которые в массе своей похожи друг на друга, что информация о них просто тонет в общем информационном шуме, не доходя до ушей потенциального потребителя. И по этому пути уже стараются идти Nokia с линейкой Lumia, схожую идею выдвинуло руководство Motorola Mobility и HTC. Тем не менее между Apple и Samsung существует и огромная разница. «Apple – это настоящая формула, рецепт для подражания. Это самодостаточная компания, сформировавшаяся на базе модели полного контроля дистрибуции стороннего медиа-контента, разработавшая покоривший весь мир дизайн и пользовательский интерфейс, обладающая очень сильным и узнаваемым брендом, фантастическими продажами и инновационным наследием, о котором пользователям широко известно», – рассказывает аналитик CCS Insight Джон Джексон (John Jackson).
Хотя Samsung пытается более вертикально интегрироваться, выводя на рынок сервис Media Hub, сделав свои смартфоны центром «умного» дома, он все равно очень схож с традиционными OEM-производителями. «Если вы просто производите устройства и ничего больше, рано или поздно ваши доходы упадут. Потому что с каждым разом становится все сложнее и сложнее создавать и продвигать что-то действительно новое, реально отличное от продукции конкурентов», – добавляет он. Рынок все быстрее смещается от простых OEM-производителей к платформам и экосистемам, таким как Amazon, Facebook, Google и другие. И по этому пути уже следует Nokia с экосистемой Microsoft, Motorola Mobility, которую купил Google (см. материал рубрики Google от 16 августа 2011 г.), а также Sony, недавно выкупившая долю Ericsson в JV (см. материал рубрики Sony Ericsson от 28 октября 2011 г.). «И если оставшиеся OEM-производители это не поймут, их просто купят либо они вообще уйдут с рынка», – делает заключение аналитик CCS Insight Джон Джексон (John Jackson).

Итоги 2011 года для пяти крупнейших вендоров. Данные IHS iSuppli

Тем не менее аналитики IHS iSuppli уверены, что выжить и закрепиться в столь стремительно меняющихся рыночных условиях могут и традиционные вендоры, однако для этого им следует предпринять несколько важных шагов. Прежде всего, раскрыть весь потенциал развивающихся рынков, предложив их жителям смартфоны низкого ценового сегмента, а также разработка массовых устройств с поддержкой LTE для рынков развитых стран. Так, потенциал развивающихся стран, и прежде всего Индии и Китая, оценивается аналитиками IHS iSuppli в 1,2 млрд абонентов к 2014 году, а ежегодный рост поставок дешевых смартфонов в эти страны составит около 80 % (с 4 до 177 млн устройств в течение следующих шести лет со снижением средней стоимости с 150 до $100). Собственно, именно по этому пути идет Nokia, сделавшая ставку на дешевые «трубки» и улучшенную платформу S40 для Индии и Китая. В то же время компания разработала линейку смартфонов Nokia Lumia для развитых рынков, в том числе и с поддержкой LTE (Lumia 900).

Если говорить о результатах четвертого квартала 2011 года для других вендоров, то Motorola Mobility закончила его с доходом в $3,4 млрд, продав 10,5 млн телефонов и 5,8 млн смартфонов в сравнении с 11,3 млн и 5,8 млн устройств для 2010 года соответственно. Что касается планшетов, то Motorola реализовала их по итогам года 1 млн. LG Electronics пока не огласил результаты квартала, но компания объявила, что продала уже более 1 млн LTE-смартфонов LG Optimus с момента его выхода на рынок в октябре 2011 года (двуядерный процессор на 1,5 ГГц, HD-экран с диагональю 4,5’, камера на 8 Мп и встроенная память на 20 Гбайт). 600 тыс. смартфонов было продано в Ю. Корее, еще 400 тыс. устройств – в США, в том числе и для абонентов AT&T под собственным брендом Nitro HD. Sony Ericsson закончила квартал с убытками в $267 млн в сравнении с доходом в $10,3 млн год назад. Продажи упали до $1,66 млрд (9 млн устройств по сравнению с 11,2 млн по итогам аналогичного квартала 2010 года), хотя средняя стоимость устройств Sony Ericsson за этот год выросла со $175 до $184.

Динамика продаж Apple iPhone с момента его выхода на рынок. Обращает на себя внимание двухкратный рост продаж в конце 2011 – начале 2012 гг., связанный с выходом iPhone 4S. Данные FierceWireless

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, Финансы

Ключевые слова: LG, Motorola, Samsung, Nokia, LTE, HTC, смартфоны, коммуникаторы, Android, международная сотовая связь, iPhone 4, AT&T, Windows Phone 7