Похоже, что Facebook становится лучшим другом сотовых операторов, ведь по меньшей мере 50 % его аудитории в 850 млн – мобильная. Для улучшения их пользовательского опыта компания будет более тесно сотрудничать с крупнейшими сотовыми операторами мира: AT&T, Deutsche Telekom, Orange, Telefónica, T-Mobile USA, Verizon, Vodafone, KDDI и Softbank. Кроме того, СТО Facebook Брэт Тейлор (Bret Taylor) заявил на MWC-2012, что компания работала с ними над упрощением процесса операторского биллинга при оплате web-приложения, что сделает его простым и повысит доходы сотовых операторов. Для этого разработчики должны будут интегрировать в свои приложения универсальную утилиту Pay Dialog, которая будет запускать Facebook Credits и работать практически со всеми крупными сотовыми операторами мира (уже скоро ее SDK будет разослано всем разработчикам приложений). Это сократит число шагов при оплате онлайн-приложений с помощью сотовых операторов с восьми сегодня до трех (минуется стадия SMS-подтверждения платежа), при этом оплата за приложения будет списываться операторами с лицевого счета абонента в конце месяца.
«Сегодня пользовательский опыт при оплате онлайн-покупок с мобильных устройств лишь отрицательный. Даже при использования операторского биллинга для активации платежа требуется SMS, что не нравится большинству пользователей, а разработчики приложений должны интегрировать сотни API для поддержки сотовых операторов мира. Наше партнерство с мировыми сотовыми операторами позволит избежать SMS-подтверждения, сделает процесс покупки онлайн-приложений простым и удобным, а также поможет разработчикам. Таким образом, мы представляем единственно возможный способ оплаты с мобильного телефона – один шаг для подтверждения платежа и ничего более», – отметил г-н Тейлор. Кроме того, Facebook анонсировал планы вступления в W3C (Mobile Web Platform Core Community Group), которая помимо нескольких крупнейших сотовых операторов мира включает в себя крупнейших вендоров (Samsung, HTC, Sony), чипмейкеров (Intel, Texas Instruments), разработчиков ПО (Netflix, Adobe Systems) и другие компании. В рамках этого отраслевого объединения Facebook будет работать над продвижением HTML5, а также с разработчиками браузеров для их универсализации и более глубокой интеграции в них социальных сетей.
СТО Facebook Брэт Тейлор на MWC-2012
«Facebook и сотовые операторы стали лучшими друзьями на MWC-2012 после того, как крупнейшая социальная сеть в мире пообещала операторам помочь избавиться от фрагментированности мобильных браузеров и упростить процедуру операторского биллинга при оплате онлайн-приложений. Инициатива делает его лидером мобильного сообщества – с одной стороны, это улучшит пользовательский опыт, с другой, поможет сотовым операторам повысить их доходы. При этом основные сложности будут связаны с тем, сможет ли Facebook сделать то, что не смогли до него сами сотовые операторы, а также в успешности совместной работы с компаниями-конкурентами, имеющими диаметрально противоположные взгляды на сотрудничество с сотовым бизнесом», – отмечает аналитик Informa Telecom & Media Пол Ламберт (Paul Lambert).
Что касается Mozilla, то крупнейший интернет-браузер также объявил о сотрудничестве с сотовыми операторами Telefonica и Deutsche Telekom, на этот раз для совместного с Adobe и Qualcomm продвижения открытой ОС Boot to Gecko на базе HTML5 (платформа Open Web Devices или OWD). Первые устройства под управлением Boot to Gecko на базе чипсетов Qualcomm появятся уже в 2012 году, кроме того, компания объявила о скором открытии Mozilla Marketplace, где будут размещаться кросс-платформенные приложения на основе открытых Web-стандартов HTML5, CSS и JavasScript. По заявлениям Mozilla, пользователи всех устройств на базе OWD смогут звонить, браузить, играть, а также использовать все современные возможности не только на смартфонах, но и на обыкновенных дешевых «трубках», – все это будет делаться на базе HTML5-приложений и с использованием возможностей браузера Mozilla Firefox (по данным вице-президента Mozilla Майка Шейвера, в OWD будут также интегрированы отдельные элементы ОС Android (kernel, drivers, libc, ancillary stuff).
Mozilla Marketplace стал частью платформы Mozilla Web Apps, которая включает новые web APIs на основе спецификаций отраслевого объединения W3C (Mobile Web Platform Core Community Group), а также новую цифровую систему идентификации, позволяющую самим пользователям контролировать контент. Mozilla Marketplace также будет содержать инструменты для монетизации приложений. Используя это решения, разработчики смогут получать деньги от пользователей за премиум-приложения, in-app payments, подписки просто в один клик. По данным Telefonica, первые R&D над концепцией OWD начались в начале 2011 года, но после анонсирования Mozilla инициативы Boot to Gecko в середине года компании объединили свои усилия. «Мы ищем партнеров среди сотовых операторов и производителей, потому что хотим быть уверены, что полностью понимаем вызовы, стоящие сегодня перед мобильной индустрией», – отмечает в интервью FierceMobileContent старший директор по технологиям Mozilla Джонатан Найтингэйл (Johnathan Nightingale).
Каждый год MWC собирает более 50 тыс. посетителей, что делает его крупнейшим отраслевым мероприятием мира
Тем не менее, еще не успев появиться, Boot to Gecko приобрел сильного конкурента в лице аналогичной открытой web-ориентированной платформы Tizen, над которой объединили свои усилия Linux Foundation и LiMo Foundation. Tizen поддерживают крупнейшие сотовые операторы мира (SK Telecom, та же Telefonica, Vodafone, DoCoMo, Orange) и вендоры (Samsung, Huawei, NEC, Casio, Panasonic), а также Intel, после того, как потерпел неудачу в сотрудничестве с Nokia по разработке ОС MeeGo. Платформа объединяет возможности открытых технологий со стандартом HTML5 и спецификациями инициативы сотовых операторов WAC (Wholesale Applications Community) для создания кросс-платформенных приложений для широкого круга устройств (мобильные устройства, но и ТВ, нетбуки, информационные системы автомобилей и т. д.). При этом, по данным Tizen Association, первые устройства на базе этой платформы могут появиться уже в середине 2012 года (SDK уже доступен разработчикам).
Сотовые операторы довольны: теперь в их руках появилось мощное оружие против сторонних VoIP – собственный IP-сервис joyn
На MWC-2012 сотовые операторы вообще активизировались, что обусловлено, главным образом, стагнацией роста голосовых сервисов и доходов от передачи SMS – двух фундаментальных базовых услуг. И партнерство с Mozilla и с сотрудничество с Facebook в конечном счете направлены на увеличение доходов и выход сотовых операторов на рынок мобильных экосистем и приложений. Но главное средство они приберегли напоследок, объявив о запуске собственного IP-сервиса joyn на основе спецификаций Rich Communication Services (RCS) и архитектуры IMS (IP Multimedia Subsystem). Так, ведущие европейские сотовые операторы Orange, Telefonica и Vodafone объявили о развертывании пакета RCS-enhanced под единым брендом joyn, который включает в себя целый набор IP-сервисов (VoIP, видеозвонки, instant messaging). Коммерческий запуск сервиса joyn этими операторами в Испании намечен на лето 2012 года, затем начнутся запуски во Франции, Германии, Италии и Южной Корее. Кроме того, GSMA выпустила релиз 5.0 спецификаций RCS, – уже с поддержкой LTE, которые обеспечивают передачу голоса, видео, геолокацию и cloud storage с использованием IP. Никогда ранее RCS не получал и столь мощной поддержки со стороны производителей абонентского оборудования, – устройства, совместимые с joyn, будут производить HTC, Huawei, LG, Nokia, RIM, Samsung, Sony и ZTE.
Таким образом, у сотовых операторов наконец появилось мощное оружие против сторонних VoIP-приложений, и прежде всего, Skype, Google Voice, Facetime и т. д., отнимающих у них существенную долю доходов не только по голосовым сервисам, но по передаче SMS. Так, по данным Informa Telecom & Media, снижение доходов сотовых операторов от использования их абонентами сторонних IP-сервисов достигнет в 2012 году для Западной и Восточной Европы 3,9 и 1,6 % соответственно. При этом рост проникновения смартфонов на каждые 10 % будет приводить к снижению операторских доходов на $1,19 млрд для Западной Европы и на $0,3 млрд для сотовых операторов Восточной Европы (0,5 – 0,6 % их сегодняшних доходов от голоса и SMS).
При этом RCS должен стать отраслевым стандартом, как GSM или SMS, его должны внедрить все сотовые операторы в различных странах мира, только тогда у него есть шансы соперничать с Интернетом, доступным везде. «Вызов всей мобильной индустрии и сотовым операторам в частности очень серьезен: они должны не только убедить растущее число пользователей сторонних VoIP-сервисов использовать RCS для голосовых вызовов и передачи SMS, но еще и платить за это. При этом голос и SMS стали настолько привычными всем услугами, что перед сотовыми операторами стоит еще один вызов – сделать так, чтобы сервисы на основе RCS были подобны им по простоте, между ними не было никакой разницы в интерфейсе, способах использования и т. д. Кроме того, все преимущества RCS будут просто нивелированы, если такие сервисы будут запущены в ограниченном числе стран или в рамках партнерских отношений между отдельными операторами. RCS должен стать таким же глобальным стандартом, как GSM или Интернет, доступным абсолютно везде, вне зависимости от страны или стандарта оператора», – отмечает аналитик Informa Telecom & Media Пол Ламберт (Paul Lambert).