Первый день «Весеннего документооборта – 2012»: ЭОС и «облака»

В настоящее время проходит юбилейная, десятая, партнерская конференция компании «Электронные офисные системы» (ЭОС) «Весенний документооборот – 2012». Ее первый день был практически полностью посвящен «облачной» стратегии компании. И это совсем неслучайно: она уже обрела практическую стадию с запуском платформы eDocLib по модели SaaS (software as a servise, ПО как услуга). Но стратегия компании этим отнюдь не ограничивается: впереди новые «облачные» продукты и новые партнеры, в частности, модель PaaS (platform as a service, платформа как услуга) на базе «облачных» сервисов Microsoft Azure. Безусловно, в компании понимают все «подводные камни» и специфику «облачной» модели дистрибуции, но не использовать ее потенциал и гибкость в условиях ожиданий рынка уже становится просто невозможным.

Открывая партнерскую конференцию, председатель совета директоров компании ЭОС к.т.н. Владимир Баласанян отметил, что в настоящее время заметна политическая воля государства, которая проявляется в планомерном движении ко все большему использованию электронных документов, а также реализации программы «Информационное общество». По его словам, вплоть до последнего времени системы электронного документооборота были своеобразными «игрушками» для государственных структур и госкорпораций, которые по своему разумению и понятию автоматизировали с помощью них работу с документами, при этом за пределы этой организации эти электронные документы не выходили – речь лишь шла об автоматизации внутренней деятельности организации. Первым реальным и практическим шагом ухода от этой модели стало создание системы межведомственного взаимодействия (МЭДО), когда федеральные органы власти отказались от бумажной переписки друг с другом – передавались уже электронные версии документов, что само по себе уже явилось некоторым прорывом.

«Кроме того, благодаря Apple и нашему президенту все вдруг поняли, что работать можно и нужно не только с мобильными телефонами, но и с планшетами. А для того, чтобы система документооборота в организации была электронной, необходимо, чтобы в ней работали сами руководители и первые лица. И естественно, что другая сторона вопроса мобильности – это «облачные» вычисления, а также распространение СЭД по модели SaaS. С другой стороны, эта тенденция слилась с целенаправленными усилиями государства в области предоставления государственных электронных услуг: те же самые «облачные» вычисления и становление «Ростелекома» в качестве единственного исполнителя таких проектов», – отметил г-н Баласаян. Напомним, что «Ростелеком» создает гибридное «облако» – национальную «облачную» платформу под названием «О7», в которой будет более 20 различных прикладных  элементов решений, к примеру, «Электронная школа» и «Электронный детский сад». Среди них будет и СЭД-решение под одноименным названием «О7 СЭД», где буква «О» в названии – сокращение от слова «облачная», а «7» – международный код России.

ЭОС также смотрит в «облака», сделав ставку на платформе eDocLib, именно о началах ее продажи по модели SaaS компания объявила два дня назад. «На сегодняшний день такая модель достаточно перспективна, и наряду с обычной лицензионной моделью мы делаем на нее достаточно большую ставку. Ее безусловным преимуществом является то, что конечный потребитель получает услугу, не приобретая никаких аппаратных средств и не организовывая сети. В принципе, он даже может не иметь в своем штате специалистов по обслуживанию как инфраструктуры, так и самой прикладной системы», – отмечает генеральный директор компании «ЭОС Софт» Андрей Козлов.

 

ЕСМ-система еDocLib представляет собой законченное решение для управления корпоративным контентом, отличающееся гибкостью настройки, простотой обслуживания и умеренными системными требованиями. На базе платформы создан ряд тиражных конфигураций, например «eDocLib:Документооборот», автоматизирующий полный цикл работы с документами, и «eDocLib:Хранение и оцифровка» – для организации электронных архивов. Кроме того, платформа eDocLib может использоваться независимыми разработчиками для создания различных специализированных систем. Это достаточно простая, лёгкая система в плане принятия решения о её внедрении, легко администрируема с точки зрения квалификации персонала (отсутствие необходимости нанимать дополнительных людей, обучать сотрудников, покупать новое аппаратное обеспечение). Использование же eDocLib как сервиса позволит действующим и потенциальным клиентам сократить время ввода системы в эксплуатацию, отказаться от  дополнительных затрат на покупку аппаратного обеспечения, минимизировать риски, связанные с отказоустойчивостью информационных систем, максимально гибко масштабировать использование решения в зависимости от  актуальных потребностей бизнеса и получить многие другие преимущества  работы с программным обеспечением как с услугой по модели SaaS.

«С запуском eDocLib как услуги управление корпоративным контентом стало доступно самому широкому спектру заказчиков. За несколько тысяч рублей в месяц можно получить доступ к сервису eDocLib и обеспечить возможность выстраивания и структурирования информационных потоков, внедрить современную методологию взаимодействия сотрудников и работы с информацией. С учетом постоянно увеличивающегося объема корпоративного контента есть хорошо обоснованные предположения, что еDocLib как сервис будет более чем востребован. Кроме того, с запуском сервиса новые возможности открываются и для независимых разработчиков, использующих eDocLib в составе своих решений», – рассказал менеджер по продуктам компании ЭОС Сергей Полтев.

 

Ранее услуга доступа к  eDocLib предоставлялась по запросу в рамках ряда пилотных проектов. Перед запуском в промышленную эксплуатацию была проведена значительная подготовительная работа, завершившаяся нагрузочным тестированием, результаты которого подтвердили соответствие услуги заданным критериям качества (см. материал рубрики «ЭОС» от 28 февраля 2012 г.). Более подробную информацию об услуге доступа к eDocLib как сервису и условиях использования можно получить на веб-сайте ЭОС.

Если говорить о перспективах предоставления системы ЕСМ-класса eDocLib по модели SaaS, то, кроме традиционных клиентов ЭОС, осуществляющих планомерный переход к использованию SaaS-услуг, можно предположить, что она также будет востребована независимыми разработчиками. К примеру, веб-сервис для хранения данных на платформе eDocLib может быть хорошим вариантом для разработчиков мобильных приложений. Что касается других решений ЭОС, в первую очередь наиболее массовых и универсальных, то технологически EOS for SharePoint уже сегодня полностью готовы к предоставлению по модели SaaS. В то же время ЭОС объявил также о скором выходе eDocLib на базе платформы Microsoft Azure – платформе «облачных» сервисов Microsoft, с помощью которой можно размещать в «облачных» ЦОД Microsoft и «виртуально»-неограниченно масштабировать веб-приложения. То есть фактически речь идет уже о модели PaaS (Platform as a service), когда сама платформа предоставляется клиенту как сервис на базе публичного «облака». 


«В третьем квартале 2012 года станет доступен коммерческий сервис eDocLib в в Azure Market Place. Это даст нам новые возможности предоставлять сервис по еще более привлекательной стоимости, с еще большей скоростью и надежностью, сохранив при этом все ключевые возможности решения. Прежде всего, это доступное и легко настраиваемое средство автоматизации для организации совместной работы с корпоративной информацией, разработки специализированных информационных систем, организации личного и группового рабочего пространства, создавать различные электронные архивы, пользоваться возможностями сканирования бумажных оригиналов и т. д. Все это скоро станет доступно и на платформе Windows Azure, дав нашим партнерам возможности сокращения цикла продаж, создания своего сервиса, неограниченное географическое месторасположение. При этом ЭОС будет принимать самое непосредственное участие в запуске платформы», – рассказал менеджер по продуктам компании ЭОС Сергей Полтев.

В то же время в своем выступлении к. и. н., ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС, член «Гильдии управляющих документацией» и ARMA International Наталья Храмцовская рассказала собравшимся о «подводных камнях» при внедрении «облачных» сервисов. Первая группа рисков связана с попаданием в зависимость от поставщика услуг, а также утратой контроля над информацией и проблемой исполнения требований законодательства, которое существует в настоящее время в отношении управления документами. Кроме того, существует также проблема надежного разделения ресурсов между пользователями «облака», а также множество вопросов в случае исполнения требований по выемке документов (не редки случаи изымания целого сервера со всеми документами тех организаций, которые там находились). И конечно, ключевым вопросом здесь становится информационная безопасность, поэтому работать с поставщиком и очень внимательно начинать его изучать необходимо уже на самом первом этапе знакомства с ним (политика набора сотрудников, проходят ли они аттестацию службы безопасности, как организован контроль их доступа к документам, как обеспечивается их информационная безопасность и т. д.). Кроме того, по словам г-жи Храмцовской, государственные органы сегодня готовы использовать только частные «облака» (при этом ФСБ в принципе против публичных «облаков»). «Но главная проблема – это полное отсутствие методологической поддержки таких решений. Никакой конкретной информации ни заказчикам, ни самим провайдерам просто пока не представляется – идет просто односторонняя реклама», – отметила в заключение эксперт ЭОС.

Рубрики: Интернет, Интеграция, Маркетинг, Оборудование, ПО

Ключевые слова: ЭОС