Из первых уст. Ключевые направления развития Huawei

В декабре 2011 года учебный центр Huawei на базе Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) отметил свое десятилетие. В рамках празднования юбилея компания организовала специальный конкурс для студентов старших курсов, девять победителей которого были награждены денежными призами, бесплатным обучением в центре, а также поездкой в штаб-квартиру Huawei в китайском Шэньчжэне, которая и состоялась 5 – 12 апреля этого года. Она стала удачным поводом задать топ-менеджменту Huawei вопросы о ключевых принципах кадровой политики и образовательных программах компании. Были также получены ответы и на другие актуальные вопросы по ключевым направлениям развития компании: продвижение собственного бренда в сегменте абонентских устройств, бизнес инфраструктурных решений, основные рынки сбыта, выход на IPO и т. д.

Сегодня средний возраст сотрудников Huawei составляет 29 лет, что в целом значительно моложе, чем у конкурентов. Однако, по мнению вице-президента Huawei по связям с общественностью Эми Лин, это среднестатистический показатель – на ключевых направлениях трудятся вполне состоявшиеся и зрелые специалисты. Кроме того, около половины всех сотрудников компании (около 140 тыс. человек) являются непосредственно разработчиками, основными генераторами инноваций в сфере R&D (таких центров у Huawei 23, 13 из которых расположены за пределами Китая). Для таких специалистов, ввиду стремительно меняющегося рынка ИКТ, возраст в 29 лет выглядит вполне приличным и нормальным (многие из них уже закончили аспирантуру, имеют ученые степени). В то же время в московском представительстве Huawei работают специалисты по алгоритмам, средний возраст которых уже значительно превышает среднестатистический. Поэтому правильнее было бы говорить о том, что средний возраст сотрудников Huawei меняется в зависимости от конкретного департамента: чем он приоритетнее, тем более старшие и опытные сотрудники там работают. К примеру, было бы просто безумством иметь столь молодых сотрудников в департаменте GR (Government Relations, взаимоотношение бизнеса и государственных структур).

В то же время было бы бессмысленным отрицать тесную связь Huawei с университетами и различными научно-исследовательскими организациями, откуда и приходит основной объем молодых кадров. Собственные же образовательные программы компании выполняют роль своеобразного «буфера обмена», места повышения квалификации, а также введения в корпоративную культуру. Реализуются такие программы и в России – как отмечалось выше, учебный центр Huawei на базе МТУСИ, созданный в 2001 году, отметил недавно десятилетний юбилей. Сегодня это 30 преподавателей, 15 компьютерных учебных классов, а также около 15 тыс. специалистов, прошедших обучение и профессиональную переподготовку в его стенах. Стоит также отметить, что еще одним важным шагом на пути расширения сотрудничества с МТУСИ стал «Специальный премиальный фонд поддержки лучших преподавателей, аспирантов и студентов МТУСИ», учрежденный Huawei. Программа рассчитана на три года, общий размер фонда составляет $99 тыс. На получение специальных стипендий от Huawei ежегодно могут претендовать студенты старших курсов, аспиранты и преподаватели МТУСИ: 15 премий по $700 лучшим студентам, 5 премий по $1500 для лучших аспирантов, а также еще 10 премий по $1500 для лучших преподавателей.




Штаб-квартира Huawei в китайском Шэньчжэне



Что же касается специального конкурса, то в этом году Huawei организовала интеллектуальное соревнование для студентов старших курсов МТУСИ, приуроченное к 10-летию учебного центра и 90-летию университета. Студенты соперничали между собой в знании общих принципов современных телекоммуникационных стандартов и технологий по трем направлениям: «Сети беспроводной связи», «Сети передачи данных», «Сети оптоволоконной связи». Девять победителей (по три в каждом направлении) получили сразу несколько призов – поездку в Китай (главный приз), денежные премии и возможность пройти бесплатное обучение в московском учебном центре Huawei. Также поездка стала удобным поводом встретиться с представителями компании и узнать о ключевых направлениях развития Huawei.

Так, по словам вице-президента Huawei по связям с общественностью Эми Лин, внутри китайский рынок уже давно перестал быть основным для компании – сегодня более 80 % продаж приходится на зарубежные рынки, в том числе и на Россию (см. материал рубрики «Оборудование Huawei» от 21 декабря 2011 г.). При этом в общих объемах продаж лидирует регион Африки и Ближнего Востока, где Huawei имеет сразу три региональных представительства. Что касается развития рынка вертикальных решений и решений Entreprise, то Huawei планирует уделять больше внимания прямым взаимоотношениям с крупными предприятиями, правительствами, СМИ для повышения узнаваемости бренда Huawei. Здесь также важна и партнерская политика, которая реализуется как на уровне штаб-квартиры, так и на уровне региональных представительств (интеграторы), а также с использованием сторонних консалтинговых фирм. В то же время Китай наряду с Европой и США остается ключевым рынком для продаж смартфонов. И хотя на начальном этапе выхода на этот рынок терминальные устройства были низкого ценового сегмента, с неважными техническими характеристиками и часто ломались, сегодня Huawei выпускает уже устройства топового сегмента, вполне конкурентоспособные на мировом рынке как по качеству исполнения, так и по характеристикам. Что же касается перспектив продвижения собственного бренда Huawei на рынке смартфонов, то долгое время компания массово продавала лишь кастомизированные устройства для сотовых операторов, теперь же ей предстоит работать в сегменте B2C со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ключевая же ставка делается на эволюцию и постоянное совершенствование всех решений, по крайней мере, именно на это «заточена» корпоративная культура Huawei.




Огромный дисплей в Huawei exhibition hall, штаб-квартира, г. Шэньчжэнь



Компания не боится этого, одновременно понимая сложность стоящих перед ней задач. Хотя изначально, создав несколько лет назад отдельный бизнес по производству терминального оборудования и начав с массовых поставок брендированных USB-модемов для развивающихся сетей 3G во всем мире, Huawei вполне серьезно рассматривала возможность его продажи. Но тут грянул мировой кризис, и в компании решились на самостоятельное развитие этого направления, и сегодня в технологическом плане оно достаточно успешно. Так, на всемирном мобильном конгрессе, прошедшем в этом году в Барселоне, Huawei представил топовый смартфон Ascend P1 (см. материал рубрики Mobile World Congress Huawei от 28 февраля 2012 г.) на базе четырехъядерного чипcета K3V2 на 1,5 ГГц разработки собственной «дочки» – компании HiSilicon, поставки которого в страны АТР начнутся уже в мае этого года. Тем не менее для успешной игры на этом рынке на сцену выходят уже факторы совсем иного рода: маркетинг, бренд, логистика, дизайн. Поэтому в настоящее время Huawei на самых разных уровнях изучает опыт работы других компаний на этом специфическом рынке (дизайн, дистрибуции, организация офисов продаж и их размещение, работа с клиентами, модели бизнеса и т. д.). Так, для разработки новых моделей и их дизайна компания пригласила к сотрудничеству известных европейских дизайнеров, также были создан целый ряд R&D-центров для организации всех возможностей стабильного и опережающего развития этого направления. Кроме того, до последнего времени у компании просто не было опыта организации масштабных рекламных кампаний для мирового рынка, все ограничивалось сегментом B2B с его заведомо более узким кругом общения, тематическими выставками и конференциями. Поэтому, ввиду того, что де-факто Huawei стал одним из крупнейших мировых поставщиков «трубок», компания будет стремиться к большей открытости и прозрачности, а также прямой работе с массовым потребителем с проведением соответствующих маркетинговых кампаний.



Huawei exhibition hall: различные типы базовых станций



И если еще несколько лет назад Huawei стремился стать лидером на мировом рынке терминальных устройств, сегодня он несколько сбавил обороты, кропотливо накапливая компетенции и готовясь к решающему прыжку. В целом стратегическая задача для Huawei на этом рынке с горизонтом в 5 лет – войти в тройку лидеров. И хотя сегодня он занимает лишь 2,9 % рынка смартфонов (4 % на рынке «трубок» в целом), у него для этого есть все шансы. Во-первых, сегодня этот рынок крайне сегментирован, на нем присутствует множество игроков, при этом до 90 % прибыли от продаж смартфонов концентрируется в руках всего лишь двух компаний – Apple и Samsung,. В результате в крайне непростой финансовой ситуации оказалось большинство традиционных вендоров – RIM, HTC, Sony, Motorola и другие. Что уж говорить, если даже Nokia начала поговаривать о продаже бизнеса дешевых «трубок». В сложившихся условиях рано или поздно рынок ожидает консолидация, и в Huawei рассчитывают стать одним из таких 3 – 4 выживших крупных игроков. Для этого у него есть собственная дочка-чипмейкер HiSilicon. Пока она разрабатывает лишь процессоры приложений, но не далек тот день, когда появятся и сигнальные процессоры. Так, HiSilicon уже представил первый в мире мультимодовый чипсет Balong 710 с поддержкой LTE/TD-LTE/HSPA+. А кроме того, в отличие от своих западных конкурентов, страдающих от нехватки средств, Huawei располагает практически неограниченными финансовыми ресурсами внутреннего заимствования («перегретость» банковского сектора Китая).

Что касается традиционного для Huawei рынка инфраструктурных решений, то вице-президент Huawei по связям с общественностью Эми Лин уверена, что ключевым преимуществом здесь становится уже не конечная стоимость решений (она примерно одинакова), а гибкость вендора, пристальное изучение и быстрота реагирования на изменяющиеся потребности рынка, а также постоянное совершенствование технической поддержки и разнообразие сервисов. В результате, по данным ABI Research, по итогам последнего квартала 2011 года Huawei опередила ближайшего конкурента – компанию Nokia Siemens Networks, заняв второе место по общему объему контрактов после Ericsson. При этом темпы роста сектора во второй половине прошлого года снижались, что связано главным образом с кризисом в Европе и падение темпов строительства сетей LTE в США. В результате отраслевой лидер Ericsson показал доход на уровне $3,5 млрд, а NSN – лишь $2,4 млрд. Но слабая динамика в США никак не отразилась на Huawei, не представленной на этом рынке, по итогам квартала доходы инфраструктурного подразделения составили $2,53 млрд, что на 38 % больше аналогичного периода 2010 года. При этом в настоящее время по контрактам LTE компания идет вровень с отраслевым лидером – Ericsson. Так, на март 2012 года 28 из 57 коммерческих сетей LTE в мире были развернуты на базе оборудования Single RAN Huawei, причем на 19 из них используется и его опорная (пакетная) сеть EPC.



Учебный центр Huawei, штаб-квартира в г. Шэньчжэнь



В то же время Эми Лин подчеркивает, что зачастую внедрение LTE искусственно затягивается под предлогом недоступности спектра, хотя главная причина – в желании операторов и регулятора окупить инвестиции в строительство сетей предыдущего поколения 3G. Однако есть и обратные примеры. Так, крупнейший сотовый оператор планеты China Mobile, вынужденный под давлением китайского регулятора строить сети местного и крайне специфического стандарта 3G/TD-SCDMA, давно намеревается мигрировать на более эффективную и перспективную технологию TD-LTE с более обширной экосистемой (см. интервью со старшим менеджером департамента по продаже решений беспроводной связи Huawei Андреем Алексеевым от 16 апреля 2012 г.). Но ему этого не позволяют сделать под предлогом неготовности инфраструктурного оборудования, его дороговизны и т. д. Хотя у Huawei все уже давно готово – China Mobile реализовала свой пилотный проект TD-LTE именно на основе 20 тыс. универсальных базовых станций Single RAN Huawei.

Как отмечалось выше, из-за подозрений в связях Huawei с китайской разведкой компанию не допускают к операторским тендерам в США и Австралии. Так, два года назад комиссия по иностранным инвестициям США заблокировала контракт Huawei со Sprint Nextel, четвертым по размеру абонентской базы оператором страны, по модернизации его сети. Sprint настолько приглянулись технические решения Huawei, что он даже создал специальную компанию Amerilink, призванную урегулировать все правовые вопросы и обеспечить положительное решение комиссия. Но она оказалась непреклонна, заявляя об «угрозе национальной безопасности», в итоге Sprint не оставалось ничего другого, как отдать контракт конкурентам. То же самое было и при попытке купить американскую компанию 3Com, несмотря на то, что Huawei предложил более выгодные условия (на тот момент с 50 % бонусом к ее рыночной стоимости), в итоге ее купил HP. Сегодня Huawei имеет ряд контрактов с мелкими американскими операторами, но до игроков первой величины его не допускают (хотя «трубки» им Huawei поставляет без особых проблем). Несмотря на такое положение дел, это даже оказало положительный эффект (снижение темпов роста рынка США не отразилось на доходах компании), но продолжаться так в долгосрочной перспективе не может.

 



Huawei exhibition hall: абонентское оборудование



По крайней мере, по словам вице-президента Huawei по связям с общественностью Эми Лин, сегодня, когда компания стала по-настоящему глобальной, намного более открытой и прозрачной, чем несколько лет назад, это становится уже не вопросом доверия конкретно к Huawei, а вопросом доверия ко всем китайским компаниям. С точки же зрения сотрудников и руководства Huawei является частной компанией, не стремящейся быть чьим-либо инструментом на политической арене, тем не менее испытывает на себе все издержки существующего положения дел. Поэтому, с одной стороны, в Huawei ставят задачу сохранения текущих темпов развития (в т. ч. за счет внутренней системы стимулирования каждого сотрудника), с другой – создания благоприятного климата для этого. Этому бы могло поспособствовать превращение Huawei из частной компании в публичную и IPO на крупной международной фондовой бирже. По словам Эми Лин, такой вариант рассматривается, но существуют ограничения китайского правительства – для выхода на IPO компания должна иметь не более 200 акционеров, тогда как сегодня их 65 тыс. В то же время рано или поздно это случится, по крайней мере, Huawei уже давно готовит свою отчетность в полном соответствии с международной практикой, а его аудитором является KPMG.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: Huawei, оборудование, оборудование связи, телекоммуникационное оборудование