Напомним что,с 1-го июля 2012 года все федеральные органы исполнительной власти, субъекты РФ и муниципальные образования были подключены к единой системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ). Таким образом, госслужащие всех уровней теперь обязаны предоставлять государственные слуги в электронном виде, обеспечиввыполнение требований 210-ФЗ в части освобождения населения от необходимости предоставлять бумажные справки, запрашивая их у других ведомств. При этом, до сих пор на региональном уровне при оказании услуг населению в электронном виде возникает целый ряд проблем, вызванный как отсутствием информационных систем у региональных органов исполнительной власти (РОИВ), так и недостатками существующих. «Думаю, что на данном этапе регионы, как и ожидалось, посылают в центр победные реляции, но на практике выкручиваются, как могут. Когда гражданам популярно объясняют, что они теперь могут не приносить справок, но тогда им придётся ждать, пока заработает система межведомственных запросов, большинство реагирует адекватно и в прокуратуру не бежит. Население, в том числе и госслужащие, у нас изобретательные, поэтому, скорее всего, будут придуманы и другие способы выхода из ситуации, о которых мы вскоре узнаем. К примеру, это может быть простая передача межведомственных запросов курьером» - комментирует к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией ЭОС, член «Гильдии Управляющих Документацией» и ARMA International НатальяХрамцовская.
Одним из самых серьезных недостатков информационных систем РОИВ является их разрозненность, а также невозможность интеграции как между собой, так и со СМЭВ. Такие устаревшие ИС не позволяют организовать поддержку основных этапов административного регламента оказания государственной услуги, организовать учет, контроль и мониторинг исполнения заявки на оказание услуги. В целом, - они не дают принципиальной возможности создания единой системы на региональном и муниципальных уровнях. В то же время, «Ростелеком» в рамках соответствующего Распоряжения Правительства (№ 453-р от 21.03.2011) ответственен лишь за исполнение внешних по отношению к информационным системам (ИС) работ. Таким образом, получение информации ИС, её обработка в ИС и подготовка к передаче другому участнику взаимодействия или заявителю может быть ответственностью лишь самих разработчиков региональных ИС.
Основные функции системы «О7.ДОК»
Стоит отметить, что в настоящее время систему оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде можно построить на базе всех основных решений компании «Электронные офисные системы» (ЭОС), которые посредством СМЭВ обеспечивают интеграцию с «Единым порталом государственных и муниципальных услуг» (ЕПГУ). Что вполне закономерно, - по данным DSS Consulting, доля ЭОС в автоматизации государственных органов составляет 61 %, афлагманский продукт компании - СЭД «Дело» стала де-факто отраслевым стандартом (см. материал рубрики «ЭОС Дело» от 27 июня 2012 г.). Соответственно, интеграцию со СМЭВ поддерживают и другие решения компании – в частности, продукт ЕСМ-класса EOSforSharePoint (в настоящее время, такой проект реализуется в Республике Бурятия) и eDocLib.
В то же время, все эти решения в основном могут позволить себе лишь региональные ведомства, - у муниципалитетов на них часто не хватает средств. Поэтому ЭОС и «Ростелеком» разработали в том числе и для таких заказчиков облачный сервис «О7.ДОК», который может быть интегрирован в региональную инфраструктуру электронного правительства и, соответственно, со СМЭВ, позволяя обмениваться данными с веб-сервисами органов власти и обеспечивая оказание услуг населению в электронном виде (см. материал рубрики «ЭОС СМЭВ» от 26 июня 2012 г.). «Региональная инфраструктура электронного правительства – это комплекс информационных систем для решения различных задач и целей, в том числе и для предоставления государственных услуг в электронном виде. На сегодняшний день элементом такой инфраструктуры являются, к примеру, региональный портал государственный услуг, региональный реестр госуслуг, единая система идентификации и авторизации (ЕСИА), региональная система межведомственного электронного взаимодействия (РСМЭВ) и т.д. Соответственно, облачный сервис «О7.ДОК» стоит рассматривать в этом свете как одну из систем, которая может быть интегрирована в РИЭП, при желании, позволяя обеспечить оказание электронных госуслуг и автоматизацию делопроизводствамуниципальных образований и ведомственных региональных учреждений», - подтверждают в пресс-службе ЭОС.
Схема взаимодействия СЭД со СМЭВ, включая «облачное» решение «О7.ДОК»
Собственно, практически все вышеописанные элементы региональной инфраструктуры электронного правительства появились после ввода в действие ФЗ № 210 от 28 июля 2010 г. «О предоставлении государственных и муниципальных услуг», соответственно, интеграция в нее «О7.ДОК» интересна, прежде всего, возможностью работы в системе межведомственного электронного взаимодействия(СМЭВ) и предоставлением госуслуг.
«С другой стороны, для каждого региона «О7.ДОК» все равно необходимо настраивать индивидуально из-за того, что в каждом регионе и муниципалитете предоставление государственных услуг отличается как по административным регламентам, так и технологическим картам межведомственного взаимодействия и т.д. Ведь сегодня каждый орган местного самоуправления решает самостоятельно, как ему наиболее лучшим образом организовать предоставление госуслуги на своей территории. Поэтому сегодня предоставление услуг, к примеру, в Калининграде и Якутии отличается, - соответственно, если нет унификации, то и коробочного решения «О7.ДОК» быть пока не может», - отметили в пресс-службе ЭОС.
Поскольку «Ростелеком» предлагает комплексный подход и гибкую ценовую политику, то, к примеру, муниципалитеты могут получить не только сервис электронного документооборота, но и необходимую инфраструктуру, начиная от защищенных каналов связи и заканчивая другими сервисами, автоматизирующими различные сферы деятельности. Продажами сервиса «О7.ДОК» конечным потребителям будет заниматься непосредственно «Ростелеком», за внедрение и технологическое сопровождение отвечает ЭОС и его региональные партнеры. Сервис «О7.ДОК» рассчитан не только на муниципалитеты, но и на самый широкий круг потребителей: ведомственные учреждения различных отраслей (здравоохранение, образование, культура, ЖКХ и др.), государственные унитарные предприятия, другие малые и средние организации и предприятия любых форм собственности, у которых нет СЭД или она безнадежно устарела, нет собственной инфраструктуры для локальной установки СЭД. Облачный сервис позволит за умеренную абонентскую плату в месяц иметь в пользовании полноценную СЭД с входом через интернет, не тратя дополнительные ресурсы на покупку серверов, их обслуживание и мониторинг.