AC&M Consulting: 35,94 млн абонентов в Москве

Согласно отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 30 июня 2012 года в России составило 227,55 млн человек, что соответствует уровню проникновения 151,4 %. При этом большинство новых подключений обеспечил Tele2 и «МегаФон». В то же время по итогам второго квартала все российские сотовые операторы показали слабую, но положительную динамику в наборе абонентской базы – с конца марта по июнь 2012 года число номинальных пользователей выросло лишь на 1,71 млн, большая часть которых пришлась на регионы.

Совокупное число абонентов МТС на конец июня 2012 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Армения, Беларусь) составило 105,29 млн человек, что лишь на 107 тыс. больше, чем на конец марта (в России число абонентов МТС по итогам выросло на 215 тыс. человек – до 69,59 млн). Что касается второго по величине оператора сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), то его совокупная абонентская база по 7 странам присутствия (Россия, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия, Киргизия) на 30 июня 2012 года составила 101,39 млн человек, что на 164 тыс. больше, чем на начало второго квартала (в России рост абонентской базы составил 117 тыс. человек – до 55,74 млн человек). Соответственно, главный оперативный конкурент «Билайн» – сотовый оператор «МегаФон» – усилил отрыв на российском рынке, прочно закрепившись на второй строчке по размеру абонентской базы. Если разрыв по абонентам между двумя сотовыми операторами на конец октября 2011 года составлял 3,3 млн, то на конец июня 2012 года – 6,3 млн абонентов. Соответственно, «МегаФон» занимает теперь 27 % российского рынка, а «Билайн» – 24 % (31 % у МТС, 10 % у Tele2, 8 % – у других игроков). Что касается динамики «МегаФона», то на конец июня он имел 63,68 млн абонентов по всем странам присутствия (Россия, Таджикистан, Абхазия и Ю. Осетия), большая часть из которых приходилась на Россию – 62,06 млн абонентов (+ 431 тыс. абонентов к показателю на конец марта).

Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 30 июня 2012 г.

Рыночные доли крупнейших сотовых операторов России на 30 июня 2012 г.
Данные AC&M Consulting

Четвертым крупным сотовым игроком на территории России по-прежнему остается дискаунтер Tele2, имеющий на конец июня 2012 года 21,63 млн абонентов, что практически на 700 тыс. больше, чем на конец марта. Таким образом, дискаунтер во втором квартале продолжил активный набор абонентской базы, ранее значительно замедлившийся. Что касается объединенного «Ростелекома», то в отчете AC&M Consulting абонентская база «Скай Линк» еще считается отдельно, хотя компания была недавно полностью присоединена (см. новость раздела «Ростелеком» от 31 июля 2012 г.). Абонентская база «Ростелекома», таким образом, на конец июня 2012 года составила 14,23 млн абонентов (включая 1,29 млн абонентов «Скай Линк»), что на 200 тыс. больше показателя на конец марта. Таким образом, совокупная абонентская база двух оставшихся независимых региональных игроков – «Сотовая связь МОТИВ» и группы «СМАРТС» составила на конец июня 2012 года всего 4,2 млн абонентов, увеличившись совсем незначительно.

Если говорить о сотовом рынке Москвы отдельно, то, по данным AC&M Consulting на конец июня 2012 года, здесь насчитывалось 35,94 млн абонентов при проникновении 193,2 %, что на 534 тыс. больше, чем на начало второго квартала. Абонентская база МТС в столичном регионе оценивается аналитиками в 13,068 млн абонентов (+100 тыс. за квартал), «Билайн» – в 12,765 млн человек (+329 тыс.) и «МегаФон» – в 9,43 млн человек (+143 тыс.). Таким образом, доли МТС и «Билайн» на столичном рынке сотовой связи составляют 36 %, а «МегаФона – 26 %, 2 % у «Скай Линк». Как видно, более всего в течение второго квартала здесь подключил «Билайн» (58 % новых подключений), еще 25 % новых абонентов пришлось на «МегаФон», а оставшиеся 17 % на МТС.

Распределение сотового рынка Москвы на 30 июня 2012 года

Распределение сотового рынка Москвы на 30 июня 2012 года.
Данные AC&M Consulting

Чем обусловлен более активный набор абонентской базы «Билайн» в Москве во втором квартале 2012 года? Скорее всего, это результат запуска двух новых тарифов, первый из которых «Go» с абонентской платой 11 рублей/сутки (с опцией «Суперскидка», входящей в стартовый пакет вместе с SIM-картой) позволяет звонить на мобильные местные номера за 1 рубль/минута (стоимость первой минуты составляет 2,75 рубля). В абонентскую плату также входят 3000 SMS, 3000 MMS и 2 Гбайт интернет-трафика. Что касается еще одного тарифного плана – «Простой», то его условия следующие: все местные исходящие вызовы тарифицируются по 1,7 рубля/минута, а все междугородние вызовы внутри России – 2,5 рубля/минута. 

МТС обеспечил новые подключения текущими тарифными предложениями. А вот «МегаФон» в мае на частотах Yota (модель MVNO) стал предоставлять услуги передачи данных в сетях LTE (см. новость раздела «МегаФон» от 15 мая 2012 г.), предложив своим абонентам универсальный модем «МегаФон E392», работающий как в сетях LTE, так и в 2G/3G. Тем не менее, несмотря на скорости доступа свыше 20 Мбит/с и отсутствие тарификации на льготный летний период, запуск услуги LTE от «МегаФон» не вызвал массового энтузиазма у абонентов. Сегодня же собственную сеть TD-LTE в Москве запускает МТС (более подробно об этом в материале рубрики «МТС» от 3 февраля 2012 г.), возможно, он скорректирует маркетинговую кампанию с учетом опыта первопроходца «МегаФон».

Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: мобильные операторы Москвы, абоненты сотовой связи, сотовая связь, AC&M Consulting