По поступившей информации, формирование самого реестра начнется с 1 ноября 2012 года, причем за помещение сайта или интернет-портала в данный реестр будет отвечать специальная некоммерческая организация («оператор»). Именно ее представители будут передавать сведения о незаконном контенте, обнаруженном в сети, в Роскомнадзор, который должен в дальнейшем сделать немедленное предупреждение владельцу сайта. В случае, если владелец ресурса не удалит незаконную информацию в течение суток, это должен будет сделать хостинг-провайдер, на чьих серверах расположен сайт. В случае, если и хостер не отреагирует в течение следующих суток, страница попадет в реестр.
«Если ни тот ни другой этого не делают, то информация не вырезается. Просто сайт или страница сайта – вообще IP-адрес включается в реестр, где размещается эта опасная информация», – сообщила глава думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина. Также, как сообщила г-жа Мизулина, данный реестр является открытым, то есть вся информация о веб-ресурсах из «черного списка» будет доступна общественности. Кроме того, веб-ресурсы могут быть внесены в «черный список» и по решению суда.
Также сообщалось, что решения, принятые данной организацией, можно будет оспорить в суде в течение трех месяцев.
Основной смысл принятого закона – это ограждение детей от опасной для них информации, а также борьба с детской порнографией. Также данный закон вводит обязательную маркировку сайтов, теле- и радиопрограмм по возрастным категориям, что в целом должно помочь демографическому разграничению сетевого контекста, руководствуясь принципами, схожими с теми, что работают во многих странах мира.
Законопроект был рассмотрен Госдумой в первом чтении еще 6 июля, а второе и третье чтение документ прошел 11 июля 2012 года в нижней палате парламента. В поддержку законопроекта во втором чтении проголосовал 441 депутат, а в третьем – 434 депутата. Никто из депутатов не воздержался и не проголосовал против законопроекта.
Пожалуй, самым важным эпизодом, связанным с принятием законопроекта № 89417-6, являются правки, внесенные в текст документа между первым и вторым чтениями. Если в первоначальной версии документа значилось, что досудебные санкции могли также применяться к ресурсам в случае обнаружения на них информации, которая может быть вредной для детей, то ко второму чтению в законопроект внесли норму, позволяющую в судебном порядке обжаловать экспертизу сайта на наличие запрещенной информации.
Связано это исправление во многом с критикой экспертов и представителей интернет-сообщества общей размытости формулировки самого понятия «вредности для детей». Многие из них предположили, что данная формулировка может в дальнейшем использоваться для применения санкций к неугодным властям ресурсам.
Волна критики, поднявшаяся во время процесса принятия данного законопроекта, захлестнула весь Рунет. Закон критиковали такие заметные игроки, как русскоязычная «Википедия», «Яндекс», объединенная компания «Афиши» и «Рамблера», Mail.Ru Group, Google, а также ряд других интернет-компаний.
Критикующие закон эксперты и интернет-сообщества делали основной упор на свое опасение, что реестр запрещенных сайтов поспособствует появлению в Рунете цензуры. С аналогичными утверждениями выступил также и совет по правам человека при президенте РФ. В письме, которое 3 июля подписали 20 членов совета, а также его руководитель Михаил Федотов, указывается, что законопроект № 89417-6 «не направлен на борьбу с причинами возникновения нелегального контента и его распространения в Интернете». В обращении, помимо прочего, указывается, что хозяева интернет-ресурсов с нелегальным контентом будут иметь возможность сменить доменные имена и IP-адреса, в то время как массовая блокировка может затронуть и веб-ресурсы с легальным контентом.
По мнению совета, законопроект способствует созданию «реальной цензуры» в Рунете, что, в свою очередь, скажется на скорости, стабильности и безопасности функционирования Интернета в России. Заявление также гласит, что новые меры потребуют от провайдеров вложений от $50 млн до $10 млрд.
К данной критике присоединилось руководство крупнейших интернет-ресурсов, функционирующих в Рунете. В частности, генеральный директор объединенной компании «Афиша» и «Рамблер» Николай Молибог указал в открытом письме, что принятие данного закона «может привести к самым печальным последствиям, как то: цензуре, стагнации развития UGC и российской интернет-отрасли в целом».
«Мы убеждены, что существуют более эффективные способы борьбы с незаконным контентом, чем те, что предложены в законе. Мы надеемся на конструктивный диалог между законодателями, представителями индустрии и пользовательским сообществом, чтобы совместно выработать действенные методы защиты пользователей Сети, которые не ограничивали бы доступ к легальной информации и не становились препятствием на пути развития Интернета в России», – сообщила компания «Google Россия» в официальном блоге (http://googlerussiablog.blogspot.com/2012/07/blog-post.html)
Подробнее о позиции компании «Google Россия» читайте в материале ICT-Online.ru от 13 июля 2012 г. Google Россия: «Новый закон угрожает свободному Интернету».
«Среди последствий, к которым может привести законопроект, можно отметить замедление скорости интернет-трафика в стране на 5 –15 %, а также возможность легко, буквально размещением одного абзаца текста, дискредитировать любой сайт. Кроме того, представьте проблемы миллионов людей, которые не смогут пользоваться своими любимыми ресурсами и при регулярных «отключениях» станут делать выбор в пользу стабильно работающих ресурсов, зарегистрированных за пределами России», – пишет в своем официальном письме директор по связям с государственными органами Mail.Ru Group Михаил Якушев.
«Предложенный закон неэффективен в борьбе с детской порнографией и пропагандой наркотиков, не говоря уже о проблеме подростковых самоубийств. Сама по себе процедура «пассивной фильтрации» (когда вместо удаления противоправного контента ставятся фильтры, предназначенные для избирательного отгораживания пользователей) в высшей степени глупая и бесполезная. Обойти эти блокировки – минутное дело как для пользователя, так и для создателя «нехорошего» ресурса. Пользователю достаточно настроить доступ через прокси-сервер, а создателю ресурса – добавить новый адрес», – пояснил в беседе с читателями портала Lenta.ru известный блогер и медиадиректор SUP Media Антон Носик.
Ознакомиться с основными положениями закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» можно по следующему адресу: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/19627.html