О первом дне мероприятия, подробности про его историю и организаторов, читайте в материале «Форум сервис-провайдинга CloudsNN-2012. День первый».
Общую секцию «Облачные технологии» во второй день форума начал Team Leader SE Russia and CIS в Citrix Systems Сергей Халяпин с докладом на тему «Построение облачной инфраструктуры и соединение ее с внешними облаками при помощи технологий Citrix». После данного выступления была развёрнута панельная дискуссия с заявленной темой «Cloud-жесть, как она есть». Обсуждение вели директор по развитию компании «Амрита Групп» Михаил Орешин, старший технический консультант EMC Антон Жбанков и руководитель программы информационной безопасности «Microsoft Россия» Андрей Бешков. В ходе интерактивного общения с залом были подняты вопросы о переводе ИТ-инфраструктуры компании на «облачную» платформу, о скорости выполнения такого проекта, о готовности ИТ-департамента к «облакам», о качестве «облачных» сервисов, о лицензировании и сложностях работы с зарубежными провайдерами и т. п. Так, например, со стороны компаний, занимающихся выполнением такого рода проектов, было высказано мнение о том, что одной из сложностей здесь является непонимание заказчиком конкретных целей перехода на «облака» и отсутствие аудита, из-за чего значительно увеличивается время внедрения и возрастает стоимость проекта. В целом дискуссия вышла очень активной, было высказано множество мнений из зала, так что на неё было отведено больше времени, чем планировалось изначально.
Далее в основной секции были представлены доклады, посвящённые конкретному применению «облачных» технологий. Так, о выполненных проектах рассказал руководитель направления «облачных» услуг компании «Аутсорсинг 24» Антон Нагов. «Главное преимущество виртуальной инфраструктуры, – отметил г-н Нагов, – в отсутствии капитальных вложений и оплате только того объёма услуг, который используется». В качества примера были приведены практические кейсы применения «облачных» сервисов. Для одного из заказчиков «Аутсорсинг 24» выполнял проект по запуску CRM-системы в «облаке». Такая задача встала в связи с тем, что самописная CRM, которой пользовались в компании, морально устарела и к тому же не соответствовала текущим потребностям бизнеса. В результате была подобрана соответствующая инфраструктура, и система была запущена на виртуальных мощностях. Одним из преимуществ такого решения стала доступность системы на мобильных устройствах.
Другой пример – проект для компании с морально устаревшей инфраструктурой. Сумма организации новой оказалась чересчур высокой, и в качестве альтернативы была выбрана «облачная» инфраструктура. Расчёт и тест показали, что она отвечает требованиям заказчика и при этом, не требуя капитальных затрат, даёт существенную для компании экономию в перспективе трёх лет.
В 9 из 10 проектов компании «Аутсорсинг 24» так или иначе фигурирует продукция «1С». Приобретая услугу на базе продукта «1С» у сертифицированного партнёра, нет необходимости покупать лицензию, что также снижает затраты. При этом докладчик подчеркнул, что «Аутсорсинг 24» предоставляет не SaaS (Software as a Service), а сервис на базе инфраструктуры как услуги, то есть IaaS (Infrastructure as a Service), что даёт большую стабильность в плане производительности и делает решение более прозрачным для заказчика. В качестве примеров подобных внедрений Антон Нагов привёл проекты по запуску «1С:Бухгалтерия 8.2» в «облаке» и организации мобильной торговли на базе «1С:Управление торговлей». Первый проект позволил заказчику отказаться от капитальных затрат и, развернув решение за 7 дней, перейти к возможности организации мобильного офиса. Во втором случае стояла задача связать офис, склад, несколько точек продаж и представителей, которые работали на местах, но формировать заказы и вносить данные в систему могли только в офисе. В результате внедрённого решения представители получили доступ в систему с планшетных устройств с возможностью формировать заказ на месте, что по итогу дало рост объёма продаж.
Далее докладчик перешёл к новому решению для российского рынка – виртуальному рабочему месту. «Преимуществ такого решения много: оно не зависит от производительности конечного устройства, позволяет сотруднику быть мобильным, причём используя устройство практически на любой платформе. А главное – это защита от физической потери данных, так как они хранятся централизованно», – отметил Антон Нагов. В этом контексте компании «Аутсорсинг 24» довелось выполнять проект для заказчика, столкнувшегося с потерей ноутбуков, содержащих важную информацию, в результате чего компания лишилась нескольких важных заказов. Исходя из этого, была поставлена задача – исключить человеческий фактор. Решением стали виртуальные рабочие места, данные были защищены, и доступ к ним сотрудник мог получить с любого устройства.
Тему торговли продолжил генеральный директор «Мой Склад» Аскар Рахимбердиев. «Облака» в первую очередь нужны малому бизнесу, считает докладчик, причём тому, кто работает в торговле, так как эта область требует мобильной работы, зачастую надо организовать работу из нескольких точек. Именно эти соображения и подтолкнули разработчиков к созданию «облачного» сервиса «МойСклад», который позволяет обрабатывать заказы, регистрировать розничные продажи, работать с клиентской базой, вести складской учёт, контролировать финансы, печатать документы и управлять сетью подразделений или торговых точек. Идея создания данного решения появилась в 2007 году, запуск же продаж начался в 2008-м. «Тогда ситуация на рынке «облачных» технологий была сложной, по сути его просто не было, – рассказал Аскар Рахимбердиев. – В конце 2010 года мы увидели начало изменений: бизнес понял, что можно работать не только в офлайне, но и в онлайне. Прошла боязнь за личные данные в Сети, и в этом немалая заслуга социальных сетей». Трендом западного рынка является переход сервисов на мобильные устройства, и «облачные» продукты для этого идеально подходят. На российском же рынке данная область развивается медленнее, и бизнес не всегда готов к использованию SaaS, отметил докладчик, однако есть и положительные предпосылки, как то: быстрое распространение идеи того, что «облака» можно использовать для бизнеса, что демонстрирует ситуация последних полтора лет; кроме того, сходит на нет проблема ненадёжности интернет-соединения. В числе преимуществ «облачных» технологий Аскар Рахимбердиев особо отметил оперативность, так как экономится время на обучение, на приобретение лицензии.
Актуальность применения «облачных» технологий в сфере торговли подтвердил и следующий доклад, где генеральный директор Smartube Дмитрий Лукьянов рассказал о трудностях автоматизации процесса продаж и о продукте компании, который представляет собой сервис организации звонков и их последующей обработки. Данный продукт был запущен совсем недавно – весной текущего года. На данный момент Smartube позволяет организовать работу менеджера, работающего на исходящих звонках. В функции сервиса входит автоматизация работы по звонкам клиентам, запись звонков и закрепление их в карточке клиента, сохранение клиентской базы внутри компании. Также продукт обладает инструментами для управленческого анализа и удаленного контроля. Звонки осуществляются прямо из веб-браузера, то есть у компании нет необходимости в приобретении офисной АТС или услуг IP-провайдера. В дальнейшие планы компании по развитию данного сервиса входит организация работы в том числе и с входящими звонками к 1 – 2-му кварталу 2013 года.
В рамках следующей секции, посвящённой партнёрству в SaaS, ведущий менеджер по продуктам Orange Business Services Игорь Богданов наглядно продемонстрировал работу сервиса Open Videopresence, позволяющего организовывать и проводить многоточечные видеоконференции без инвестиций в инфраструктуру и помощи ИТ-специалистов, используя любые сети – IP VPN, ISDN и Интернет – и любые видеоустройства – аппаратные видеотерминалы или компьютеры с веб-камерой. При этом для организации конференции с любым количеством участников достаточно небольшого канала. В частности, демонстрация проводилась с использованием доступа на скорости 384 кбит/с. В ходе выступления при помощи данного сервиса была организована видеоконференция, и её участники рассказали участникам форума о своём опыте использования Open Videopresence.
Параллельно с общей секцией на форуме работали секции «Инновации в ИТ» и «Управление 2.0». Кроме того, в первый день проходила работа также секций «Коммуникации в облаке» и «Информационная безопасность». Всего же в рамках данного мероприятия было озвучены более 60 докладов, работа велась на протяжении почти 20 часов – в течение этого времени эксперты в сфере «облачных» технологий, среди которых представители ведущих международных и российских IT-компаний, делились своими проектами и разработками. В общей сложности в течение двух дней проходила работа шести секций.
Всего в Международном форуме «CloudsNN-2012» приняли участие более 1 тыс. человек, среди которых представители из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Кирова, Тулы, Новосибирска, Челябинска, Красноярска, а также Украины и Белоруссии. Онлайн-трансляцию просматривало более 13 тыс. пользователей. Кроме того, в социальных сетях за ходом форума в течение двух дней следило более 100 тыс. человек, а по количеству упоминаний хештега #CloudsNN мероприятие вошло в топ российского «Твиттера», заняв второе место.
Стоит также отметить, что в ходе мероприятия шло активное общение участников, спикеров по окончании доклада немедленно окружали зрители, у которых скопилось множество вопросов. Участники рынка «облачных» вычислений делились опытом и устанавливали новые контакты. Единственное, чего, по отзывам участников, не хватало на мероприятии в достаточной мере, – это потенциальных покупателей «облачных» сервисов. «Не хватает кейсов: докладчики много рассказывают о своих продуктах и очень мало рассказывают про реальные внедрения, – прокомментировал генеральный директор компании StartUp Milk Андрей Лядков, второй год подряд принимающий участие в форуме CloudsNN. – Но так как здесь присутствует очень много разработчиков «облачных» сервисов, то есть возможности коммуницировать и создавать новые идеи для совместного продвижения. Но при этом не хватает целевой аудитории. Получается сотрудничество, а продаж нет. Но информацию об «облачных» вычислениях нужно распространять в любом случае, тогда люди будут ими интересоваться. Моё пожелание организаторам – продолжать эту деятельность. В прошлом году на форуме много разговаривали на тему инноваций, появления «облачных» технологий, и об этом надо продолжать говорить, чтобы сформировать доверие к этим услугам».