Стоит отметить, что аналитики Wireless Intelligence при подсчете абонентской базы учитывали только активы, в которых операторская группа владеем более 50 % акций. Первое место в рейтинге занимает ChinaMobile с 683,1 млн абонентов, два других китайских игрока – ChinaUnicom и ChinaTelecom занимают 6-е с 219,3 млн абонентов и 10-е с 144,2 млн абонентов места соответственно. Таким образом, общее число мобильных абонентов Китая на конец второго квартала 2012 года составило 1,047 млрд абонентов. Характерно, что доходы BhartiAirtel, занимающего четвертое место по размеру абонентской базы с 250 млн абонентов, во втором квартале составили $3,04 млрд, что отражает специфику его низкомаржинальных рынков – Африки и Индии. Интересно также, что в рейтинг вновь вернулся FranceTelecom (12-е место) после выхода из него год назад. За прошедший год FranceTelecom увеличил свою долю более 50 % в OrangePoland (14,8млн)и MobinilEgypt (32,4 млн), приобретя 100 % Congo Chine Telecom.
Также характерно и то, что американские гиганты Verizon Wireless с 111,37 млн и AT&T с 105,21 млн абонентов, занимая 16-е и 18-е место, генерируют очень высокие доходы ($15,78 и $14,77 млрд). По этому показателю они занимают третье и четвертое место в списке, что лишний раз свидетельствует о высокомаржинальном рынке США. К примеру, доходы Verizon Wireless и Sistema Group, располагающей примерно одинаковой абонентской базой, различаются более чем в 6 раз. Примерно такое же соотношение между доходами российских и американских операторов с одного абонента – ARPU абонента VerizonWireless сегодня составляет $56 (в мобильном ШПД – $24,5), в то время как у российского МТС не дотягивает и до $10 (297 рублей для голоса и 77,5 рубля в сегменте VAS-услуг ($2,5), куда входит и мобильный ШПД). Сходные показатели и у VimpelCom Group – ARPU абонента российского «ВымпелКом» составляет 336 рублей ($11) и 221 рубль в мобильном ШПД ($7). Для сравнения: у далеко не самых богатых европейцев – абонентов Wind Italy, входящей в VimpelCom Group, ARPU для голоса составляет 15 евро (около 600 рублей), а для мобильного ШПД – 18,5 евро (740 рублей).
В таких условиях остается загадкой, как российским игрокам при бедном населении и, соответственно, низких тарифах, удается тратить $млрд на строительство и модернизацию сетей 3G/HSPA, прокладывать магистральные каналы и т. д. Их европейские коллеги, не говоря уже об американских, обладают гораздо более богатым населением и совершенно другим объемом финансового потока. Тем не менее российские операторы ухитряются зарабатывать на больших объемах трафика/голоса массового рынка, чуть добавляя роуминга, а также на корпоративных абонентах (в особенности «МегаФон», – см. материал раздела «Рынок мобильной связи» от 27 июня 2011 г.).
Кроме того, «большой тройке» очень помогает российский регулятор, не разыгрывая частоты на аукционах, а устраивая конкурсы с необходимостью выполнения лицензионных обязательств. Напомним, что в начале 2000-х гг. европейские сотовые операторы в целом заплатили более $130 млрд за частоты 3G, что фактически поставило их на колени и лишило возможности их нормального строительства и развития на десятилетие. Россия же с символической стоимостью $100 тыс. за лицензии 3G для каждого из операторов «большой тройки» смотрится на этом фоне просто райским уголком для сотовых операторов (см. более подробно материал рубрики «Рынок мобильной связи» от 9 декабря 2011 г.).
Рейтинг 20 крупнейших мобильных операторов мира по размеру абонентской базы
на конец второго квартала 2012 года. Источник: Wireless Intelligence
1. На основе активов, где группа располагает более 50 %.
2. Включая Orascom Group.
3. Включая MTS Group.
В целом, если говорить о глобальном международном рынке, то здесь российские игроки пока еще слишком молоды. Как отметил председатель совета директоров российской «Алросы» Илья Южанов, «мы опытные производители, но молодые продавцы», имея в виду незначительный пока опыт международной экспансии. Все то же происходит сегодня и с российскими сотовыми операторами, в основном, конечно, с МТС и «ВымпелКом», имеющими большую долю иностранного капитала, в то время как «МегаФон» явно выбрал стратегию концентрации на российском рынке. Наши компании просто не успели к дележу основных рынков, им нужно было покрывать территорию России. А к моменту, когда появилось осознанное стремление к экспансии и достаточные свободные средства, оказалось, что России в мире не очень-то и рады (если смотреть объективно, то никогда не были рады), пока мы можем бороться лишь за третьесортные активы в развивающихся странах, причем если и экономически эффективные (в редких исключениях), то часто сомнительные в правовом плане.
Напомним, что группа компаний «ВымпелКом Лтд» оказывает услуги в 18 странах мира: России, Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Армении, Грузии, Кыргызстане, Камбодже, Лаосе, Алжире, Бангладеш, Пакистане, Бурунди, Зимбабве, Центральноафриканской Республике, Италии и Канаде. Тем не менее большинство этих активов низко маржинальные, основной доход группы генерируют лишь три компании: VimpelCom Russia, Wind Italy и Ukraine’s Kyivstar, в прямом смысле таща на себе оставшиеся 15 «дочек» (более подробно см. материал рубрики «ВымпелКом Финансы» от 25 апреля 2011 г.).
Что касается Sistema Group, в которую входит и МТС, то оператор сегодня осуществляет операционную деятельность в следующих странах: Россия, Украина, Белоруссия (5 млн абонентов не были приняты в расчет аналитиками Wireless Intelligence, так как доля МТС в местной дочке лишь 49 %), Туркменистан и Армения. Кроме того, существует также индийская дочка «Системы» – Sistema Shyam TeleServices Ltd (SSTL), инвестировавшая в построение крупнейшей паниндийской сети мобильной передачи данных CDMA EV-DO Rev.A более $2,5 млрд (1,1 млн абонентов мобильного ШПД, всего 13,3 млн абонентов, рыночная доля 1,7 %). Однако в настоящее время SSTL находится под угрозой отзыва лицензии – индийский регулятор TRAI аннулировал результаты частотного аукциона 2008 года (более подробно см. материал рубрики «МТС на международных рынках» от 14 августа 2012 г.).
Сохранение мест в течение прошедшего года для SistemaGroup и VimpelComGroupв ТОP-20 WirelessIntelligence не было простым делом. Так, SistemaGroup опустилась на четыре позиции (выход МТС из Узбекистана, что сократило абонентскую базу на 9 млн человек, – см. материал рубрики «Рынок мобильной связи» от 14 августа 2012 г.). VimpelCom Group также опустился на одну позицию (уход из Вьетнама, -3 млн абонентов). Кроме того, нужно обратить внимание и на то, что российские (условно) игроки, в отличие от западных коллег, оперируют на низкомаржинальных рынках – российском и странах СНГ, Азии и Африке. Конечно, такие гиганты, как VodafoneGroup (Великобритания, квартальные доходы $13,92 млрд), Telefónica Group (Испания, $11,4 млрд), France Telecom Group ($7,18 млрд), Deutsche Telekom Group ($8,38 млрд) также присутствуют на развивающихся рынках, но имеют сильные позиции и поддержку на родных для себя развитых европейских рынках.