В «Триколор ТВ» опасаются, что рост популярности HDTV уже в ближайшее время может стать поводом для спекуляций со стороны участников рынка. Речь идет, в первую очередь, о так называемом «псевдо-HD», когда исходный контент стандартного разрешения «дотягивается» до высокого разрешения при помощи технической обработки, известной как HD-upscaling. «Гипотетически оператор, стремясь привлечь пользователя, может предложить и 200 HD-телеканалов, однако такой пакет на 95 % будет наполнен псевдо-HD, имеющим мало общего с телевидением высокой чёткости. Это лукавство, заметное невооруженным глазом, – говорит директор по контенту «Триколор ТВ» Юлия Шахманова. – Производство телеканала высокой чёткости требует более высоких затрат, и оттого велик соблазн сэкономить на качестве, используя HD upscale вместо «честного» HD. Мы крайне требовательны к качеству исходного HD-сигнала и при отборе кандидатов для нашего мультиплекса отдаём твёрдое предпочтение телеканалам, в сетке которых upscale отсутствует или сведён к минимуму. Мы осуществляем постоянный мониторинг технического качества самих сигналов. И сегодня уже несколько каналов получили от нас уведомительные письма о ненадлежащем качестве контента. Поэтому мы не пойдем по пути некоторых игроков на рынке и не будем включать в пакет такие псевдо-HD-каналы (HD-upscaling), мы будем бороться за качество и дальше».
«Мы осуществляем постоянный мониторинг технического качества сигнала HD-телеканалов в составе пакета, и трём телеканалам уже направлены письма, рекомендующие привести качество сигнала в соответствие с нашими стандартами, – подтвердил технический директор «Триколор ТВ» Игорь Коцарев. – Если положительных изменений не последует, в составе HD-мультиплекса возможны ротации». Напомним, что на текущий момент HD-мультиплекс «Триколор ТВ» насчитывает 25 телеканалов. В декабре 2012 года в состав мультиплекса вошли «чёткие» версии главных российских телеканалов – «Первый HD» и «Россия HD». В «Триколор ТВ» подчёркивают, что с их появлением мультиплекс можно считать полностью сформированным. «Впечатляющий рост числа подписчиков HD-мультиплекса «Триколор ТВ» доказывает, что запуск версий популярных телеканалов в формате высокой чёткости целесообразен, несмотря на высокие затраты на производство качественного HD-контента, – считает г-жа Шахманова. – HDTV стремительно становится услугой массового спроса, что открывает перед российскими телеканалами новые горизонты».
На пресс-конференции по итогам подключения «Триколор ТВ» 1 млн абонентов HDTV
«24 декабря прошлого года «Первый канал» начал вещание в стандарте высокой четкости. И «Триколор ТВ» действительно стал первым оператором, с которым у «Первый канал» был подписан договор на распространение HD-версии. Решение было непростое, мы достаточно давно его вынашивали, первые задумки появились еще в 2003 году. Тем не менее для нас это существенные затраты, при этом экономически оно для нас совершенно невыгодно. Дело в том, что нам пришлось полностью поменять всю технологическую цепочку, – производство HD-контента требует специфического оборудования, причем не только съемочного и студийного, обеспечения вещательного тракта и т. д., оно требует также замены практически всех декораций в студиях, особой работы с гримом (видны мельчайшие детали)», – отметил, в свою очередь, советник генерального директора «Первый канал» Алексей Ефимов.
По его словам, «Первый канал» пошел на запуск HD-версии по нескольким причинам. Прежде всего, существующий сегодня стандарт телевизионного вещания, используемый федеральными каналами, т. н. 625 строк (соотношение сторон 4:3), был принят еще в 1945 году. Кроме того, за последние десять лет парк приемников в России существенным образом изменился – по различным источникам, около 50 % телевизоров уже имеют диагональ свыше 37 дюймов и соотношение 16:9, плоский экран, а большая их часть способна принимать сигналы HDTV. Естественно, что смотреть канал в стандарте 625 строк на таком телевизоре неудобно, некачественно и просто неприятно. Следует иметь в виду еще и такой малоизвестный факт: именно благодаря группе российских ученых во главе с профессором Марком Кривошеевым в 1999 году Международный союз электросвязи и утвердил стандарт телевидения высокой четкости. И именно Марк Иосифович был одним из тех, кто все последние десять лет убеждал руководство «Первого канала» о необходимости запуска HD-версии.
Директор по контенту «Триколор ТВ» Юлия Шахманова
«Кроме того, HDTV задумывался как некий инструмент повышения привлекательности телевизионных передач для зрителей в контексте конкуренции с Интернетом. И если стандартное качество вещания современных эфирных каналов уже сравнимо с IPTV, то в случае с HDTV Интернету понадобится еще лет десять для достижения такого качества. Нужно помнить, что не смотря на рост среднего показателя медиапотребления (сегодня это около 9 часов в день), доля телевидения в нем последние десять лет падает, в первую очередь за счет эфирного ТВ. Это нас крайне беспокоит, и в этом свете HDTV мы видим как способ затормозить процесс ухода зрителей от экранов, с другой стороны, получить дополнительных зрителей. Здесь, конечно, нужно понимать, что только переход на HDTV федеральных каналов сможет переломить тренд и оказать заметное влияние на происходящее. Уже говорилось сегодня, что в России существует более 60 HD-каналов, но в сумме, за исключением «Первого канала-HD», их смотрят менее 2 % аудитории. Поэтому пока не появится HD-контент, интересный массовой аудитории, мы не сможем серьезно говорить, что каким-то существенным образом влияем на телесмотрение. Именно поэтому мы и решили перейти на HDTV, и я уверен, что уже до конца этого года за нами последуют и другие федеральные каналы», – отметил советник генерального директора «Первый канал» Алексей Ефимов.
В заключение пресс-конференции речь зашла не о самих производителях контента, а о его поставщиках. Директор по контенту «Триколор ТВ» Юлия Шахманова отметила, что компания не скупится на выделенную полосу для HDTV (требует битрейт около 15 Мбит/с вместо 4,5 Мбит/с для передачи стандартного телевещания), как это делают некоторые операторы, вследствие чего даже правильно произведённый, настоящий HD-контент не доходит в надлежащем виде до потребителя. «Действительно, это очень важный момент, HDTV требует полосу в несколько раз более широкую, чем стандартный контент, что сопряжено и с дополнительными затратами. И мы бы никогда не решились на HDTV, если бы это потребовало дополнительных средств еще и на распространение нашего HD-контента. Поэтому благодаря тому, что «Триколор ТВ» является оператором платного телевидения и имеет свои интересы с точки зрения наращивания абонентской базы, для нас фактически вещание на «Триколор ТВ» бесплатно. Это значительная часть расходов, которую мы не несем, что является очень важным, фактически мы тратимся только на производство контента. Но сейчас, помимо «Триколор ТВ», мы начинаем работать и с другими операторами и уже видим ситуацию, когда они стремятся сэкономить на всем, в том числе и на ширине полосы, что самым прямым образом сказывается на ухудшении качества», – подтверждает Алексей Ефимов.
Советник генерального директора «Первый канал» Алексей Ефимов
При этом, по словам спикеров, парадокс заключается в том, что до сих пор в отрасли не существует ни одного стандарта, который бы описывал процесс создания, производства и вещания передач в стандарте высокой четкости. «Это приводит к тому, что, по данным отдела технического контроля «Первый канал-HD», при том, что все операторы получают сигнал из одного источника, на выходе у телезрителя у всех разная картинка. На сегодняшний день лучшая – у «Триколор ТВ», потому что они единственные, кто честно соблюдает все необходимые условия для того, чтобы предоставить зрителям сигнал в том виде, в котором его выдаем мы», – отметил в заключение г-н Ефимов.
Напомним, что благодаря стремительному росту числа подписчиков HD-мультиплекса «Триколор ТВ» Россия всего за полгода переместилась с 15-й на 8-ю строчку общеевропейского рейтинга стран по количеству пользователей телевидения высокой чёткости, уступая лишь Франции, Великобритании, Польше, Италии, Германии, Бельгии и Португалии. По прогнозам британских аналитиков IHS Screen Digest, уже к концу 2016 года Россия с 13,1 млн пользователей HDTV выйдет на второе место в Европе после Франции (16,9 млн HD-абонентов). «В декабре зафиксирована рекордная скорость новых подключений – каждые три секунды аудитория «Триколор ТВ» увеличивалась на одно домовладение. Мы придерживаемся планов, заявленных в июле 2012 года: к концу 2013 года число пользователей HD-мультиплекса «Триколор ТВ» составит порядка 3,9 млн домохозяйств», – отмечает генеральный директор «Триколор ТВ» Александр Макаров. При этом к концу 2014 года «Триколор ТВ» планирует подключить к HDTV 7 млн абонентов, что, согласно прогнозам IHS Screen Digest, выведет оператора на 1-ю строчку европейского и 3-ю строчку общемирового рейтинга операторов спутникового ТВ в сегменте HDTV.
Сравнение разрешения HD-контента с «псевдо-HD» (HD-upscaling)