По данным АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России), отечественный рынок интернет-рекламы в 2012 году вырос на 35 % до 56,3 млрд рублей, что составило 18,9 % от общего объема российского рынка рекламы, что на 3,1 п. п. больше аналогичного показателя за 2011 год.
В 2012 году объем рынка контекстной интернет-рекламы увеличился более чем в 2 раза, до 38,4 млрд рублей. В свою очередь, рынок медийной интернет-рекламы показал рост на 70 %, до 17,9 млрд рублей.
Вместе с тем аналитики Credit Suisse отмечают ухудшение тенденций на рынке медийной рекламы во втором полугодии 2012 года. Наиболее существенную корректировку в худшую сторону получил сегмент баннерной рекламы (снижение прогноза на 2013 год более чем на 14 %). В то же время ожидания экспертов по рынку сегмента контекстной рекламы незначительно (-1,8 %).
По мнению Credit Suisse, это даже оказывает влияние на инвестиционную привлекательность российских интернет-компаний Mail.Ru и «Яндекс».
Тем не менее Россия, по мнению западных экспертов, является одним из самых перспективных рекламных рынков, и его участники продолжают активно искать в западном опыте новые технологии и тренды, позволяющие повысить доходы.
Одним из драйверов роста эффективности интернет-рекламы в стране и, соответственно, российского рынка может стать распространенная на Западе технология RTB (Real-time Bidding) – механизм продажи и покупки рекламных онлайн-показов по принципу аукциона.
Как отмечает компания Between Digital, Real Time Bidding позволяет проводить аукцион на демонстрацию рекламного объявления в режиме реального времени среди рекламных сетей и систем, подключенных через программные интерфейсы. При этом главным преимуществом подобного подхода является удобство как для продавцов, так и для покупателей рекламных площадей, поскольку в одном месте собираются предложения из всех сервисов, которыми пользуются рекламодатели, и продавцам рекламных мест не придется заботиться о том, какую именно систему выбрать. Основным позитивным моментом для интернет-ресурсов является то, что благодаря RTB их владельцы получают возможность максимально монетизировать собственную аудиторию независимо от того, какими платформами пользуются рекламодатели в большей степени.
Таким образом, рост RTB в России, вероятнее всего, вызовет повышение доходов российских интернет-ресурсов.
Согласно оценке Accordant Media, Россия была названа одной из стран с самым высоким темпом развития RTB в 2012 году. Она вошла в список стран из «топ-15» RTB-рынков, где технологии рекламных онлайн-бирж показали в 4-м квартале 2012 года наибольший рост по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. Это вполне закономерно, ведь прошлый год можно назвать годом рождения Real-time Bidding в России, и к его концу только сформировалась экосистема этой технологии.
По оценке компании eMarketer, к 2015 году рынок RTB в России достигнет $720 млн и составит 18 % всего российского рынка интернет-рекламы, оцененного аналитиками в $4 млрд.
В прошлом году крупнейшие игроки российского рынка интернет-рекламы («Яндекс», ADFOX, Adriver) запустили собственные RTB-площадки и разрабатывают собственные продукты. Также, по данным ADFOX, на рынок выходят западные игроки (Google, Facebook, Crimtan, Criteo), создаются новые компании с центральной технологией, ориентированной на протокол RTB (Between, DataMind). Эксперты ожидают, что настоящим стартом для RTB в России станет 2013 год, когда игроки рынка сумеют не только опробовать новую технологию, но и привлечь крупнейших рекламодателей.
По данным Rubicon Project, в рейтинге мировых сегментов рынка, представители которых закупают рекламу по RTB, лидируют продавцы электронных гаджетов, финансовых услуг, путешествий и автомобилей. Также в верхушке рейтинга расположился сегмент электронной коммерции.
Учитывая рост этих сегментов на российском рынке в последние годы, а также стабильно растущую популярность интернет-рекламы, можно ожидать, что негативные тенденции, отмеченные зарубежными аналитиками, будут сглажены.