Основная мысль состоявшегося представления (отчета) – в 2012 году «МегаФон» перешёл на новую стратегию бизнеса, разработка которой была вызвана общим замедлением роста рынка и необходимостью зарабатывать в этих условиях. Например, это привело и к таким событиям, как изменение состава акционеров (апрель 2012 года), затем – к обновлению топ-менеджмента (апрель-октябрь), и в итоге – к анонсированию IPO (ноябрь). Напомним, что 20 апреля прошлого года замгендиректора Иван Таврин стал гендиректором. Новую стратегию он называет «переходом на эффективный рост бизнеса». Её характеристики: увеличение роста выручки, снижение затрат, лидерство в передаче данных и сервис (клиентоориентированность).
Рекордный для «МегаФона» свободный денежный поток (рост на 175 % у-о-у)
достигнут в 2012 году при Иване Таврине
На примере абонента это выглядит так: в 2007 году «Соник Дуо» был рекордсменом по длительности ожидания ответа оператора (колл-центр). Сейчас это лидерство (по некоторым оценкам) у «Билайна-Москва», а «МегаФон» добавил к каналам связи с потребителем онлайн- и SMS-чаты, а также IP-звонки, в том числе видео-, в том числе на языке жестов, со своего сайта. В то же время ныне GPRS-настройки, которые «Связной» делает за 99 рублей, «МегаФон» обещает делать бесплатно. «В ряде салонов, скоро в большинстве, появятся специально обученные люди, которые помогут настроить оборудование даже не нашим клиентам, – пообещал директор по развитию бизнеса на массовом рынке ОАО «МегаФон» Михаил Дубин. – Предоставляя лучший сервис, мы сможем поднять лояльность абонента».
На позицию «специально обученных людей» директор по развитию бизнеса на массовом рынке
ОАО «МегаФон» Михаил Дубин (справа) планирует набирать «людей с определёнными KPI»
(Key Performance Indicators)
Уникальным экономическим показателем за прошлый год в компании считают увеличение доходов от передачи данных – 8,6 млрд рублей. Они растут быстрее доходов от остальных услуг. Причина – в развитой инфраструктуре «МегаФона», и при поиске абонентом оператора передачи данных чаще всего выбирают его. Доходы от передачи данных растут благодаря новым клиентам: в четвёртом квартале 2012 года доля пользователей мобильного доступа «МегаФона» в России – 21 % (Q4 '11 – 19,1 %). В абсолютных цифрах – почти 21 млн человек (или 33,5 % среди абонентов «МегаФона»). Второй фактор – увеличение потребления интернет-трафика. Доля пользователей смартфонов среди абонентов «МегаФона» сейчас составляет 23 %. По словам Михаила Дубина, больше всего SIM-карт, вставленных в планшеты в России, принадлежат компании, в которой он работает.
«Такими столбиками могут похвастаться не все иностранные коллеги», –
хвастаются мегафоновцы, недавно вернувшиеся с World Mobile Congress
Львиная доля доходов из приведенной выше таблицы получена из сетей 3G. По прогнозам, они будут увеличены за счёт LTE. Данные на конец 2012 года: 5 % интернет-трафика дали 100 тыс. абонентов LTE (основной прирост которых пришёлся в конце года), планы на 2013-й – ещё 900 тыс. человек.
«Технологии 4G переходят из нишевой в массовую, – рассказал Михаил Дубин. – Если в 2012 году наши 5 % достигнуты за счёт модемов, то на выставках в Лас-Вегасе и в Барселоне было видно, что чипы дешевеют и 4G-смартфоны есть в планах всех производителей». Топ-менеджер прогнозирует, что начиная с марта-апреля на российском рынке будет продаваться не меньше десяти 4G-смартфонов, и описал эффект пользования ими весьма экспрессивно: «Реально – ощущения супер!»
Будь авторы отчёта «МегаФон-2012» чуть более циничнее,
они нарисовали бы конкурентам не тележки, а корзинки
«Брать» рынок в 2013 году компания собирается и новой маркетинговой тактикой. Это упрощение линейки тарифов за счёт её сокращения и отказ от обманчивой рекламы. Компания перестала использовать в ней нулевые ценники. «Бесплатный сыр только в мышеловке», – отметил Михаил Дубин (признав тем самым, что компания расставляла её? – прим. автора). Он пообещал сократить число сносок и мелкого шрифта в рекламе – «чтобы вам не приходилось считать целый лист специальный условий».
Реклама в электричках Московской железной дороги
Среди основных планов и прогнозов на 2013 год, озвученных на встрече, можно отметить желание компании «нарастить ARPU и лояльность (в т. ч. за счёт проектов дочерней компании MegafonLabs – цифрового ТВ, «МегаФон-Денег», игр, приложений, UMS). Собственная розница компании также будет увеличена, но не значительно (в прошлом году 1800 точек дали 20 % от общего числа подключений. При этом в ее рамках оператор намерен увеличить продажи смартфонов (они выросли в 2012 году в 2 раза).
Спикеры компании коснулись как финансовых планов (так, летом этого года, по словам финансового директора ОАО «МегаФон» Геворка Вермишяна, она намерена выплатить первые публичные дивиденды) так и технических – качество связи будет улучшаться с помощью замеров, обратной связи от абонентов, релокации БС. Гендиректор компании Иван Таврин также отметил, что «МегаФон» будет готов «вступить в эру MNP», а то и единой тарифной зоны».
Обновленная модель бизнеса «МегаФона»
«Сложившая на рынке ситуация требует делать то, что мы сейчас и активно проводим в жизнь: клиентоориентированность, захват лидерства в новых услугах, сервис, – заявил Иван Таврин корреспонденту нашего издания. – И когда мы действуем таким образом, то такие вещи, как MNP, не только не мешают нам, а помогают».