Аналитики J’son & Partners Consulting отмечают, что доля смартфонов в общих продажах мобильных терминалов в России все еще ниже, чем в среднем по миру (41 %), однако темп прироста показателя в 2011 – 2012 годах опережает среднемировой. Тем не менее российские рынок смартфонов с 12,3 млн составляет 1,8 % всех мировых продаж «умных» мобильных устройств 2012 года (0,7 млрд). В то же время за последние 3 года структура российского и мирового рынков смартфонов по операционным системам кардинально изменилась: вместо доминировавших в 2010 году смартфонов под управлением ОС Symbian, абсолютное лидерство в продажах захватили устройства на платформе Android (58 %). В аналитическом отчете указывается, что популярность мобильной операционки прямым образом влияет на увеличение объема продаж Samsung, LG, Acer и HTC, китайских производителей. В то же время доля iOS на российском рынке продолжает оставаться стабильно низкой, что, на взгляд аналитиков, связано как с ценовой политикой Apple, так и с отсутствием у российских сотовых операторов схем субсидирования продажи таких устройств. И если снижение доли «недорогих» ОС, прежде всего Symbian, в исследовании объясняется миграцией Nokia на Windows Phone, то быстрое снижение доли ОС Bada за год с 15 до 8 %, по мнению аналитиков J’son & Partners Consulting, наглядно свидетельствует о произошедшей в 2012 году небольшой «революции» в мире «умных» мобильных девайсов. То есть потребители стали активнее покупать более дорогие и функциональные устройства, в то время как ранее главными критериями выбора часто становились только низкая стоимость и его «красивый дизайн».
Сравнительные показатели рынка смартфонов в России и в мире в целом
Если говорить о технической составляющей, то за последнее время средний базовый функционал смартфона улучшился: большинство устройств сегодня поддерживают 3G (даже в бюджетном сегменте до $200 долларов – 67 %), GPS, имеют сенсорный дисплей. Ключевой технологической тенденцией 2012 года, по мнению J’son & Partners Consulting, стало существенное увеличение продаж в России смартфонов, поддерживающих технологию NFC (в сегменте «премиум»), и 2 SIM-карты (бюджетники). Аналитики также отмечают, что развитие сетей 3G и первые появления LTE, а также дальнейшее развитие технологий диктуют новые требования к техническим характеристикам современного смартфона, который полноценно способен заменить сегодня фотокамеру, спутниковый навигатор, ноутбук, планшет, mp3-плеер. Поэтому средние технические характеристики смартфонов растут с каждым годом. Так, по итогам 2012 года 95 % проданных смартфонов имели сенсорный дисплей, средняя диагональ которого в итоге составила 3,5 дюйма. Этот показатель будет только расти по мере дальнейшего превращения смартфонов в гибридные устройства (phablet). Что касается фотокамеры, то средневзвешенное значение числа мегапикселей в 2012 году выросло на 32 % до 4,98 Мп – в итоге аналитики отмечают, что камеры современных смартфонов вплотную приблизились по качеству к недорогим «мыльницам». Средняя частота процессора смартфона (одного ядра), проданного в 2012 году, составила 881 МГц, при этом 21 % смартфонов были оснащены процессорами с 2 или 4 ядрами. Что касается оперативной памяти, то за период 2010 – 2012 гг. ее среднее значение у смартфонов выросло в 3,2 раза до 455 Мбайт. А вот темпы роста емкости аккумуляторов смартфонов по-прежнему не успевают за увеличением прочих технических характеристик, оставаясь их слабым звеном, несмотря на достижение среднего значения в 1411 мАч (+ 12 %).
Структура рынка смартфонов по операционным системам в России, % от продаж в натуральном выражении, 2010 – 2012 гг.
Что касается перспективных технологических направлений, в соответствии с которыми смартфоны будут развиваться до 2015 года, в J’son & Partners Consulting в первую очередь выделяют технологию LTE, экосистема которой в мире развивается сегодня лавинообразными темпами. Именно смартфоны сегодня занимают до 95 % всех устройств с поддержкой LTE. При этом, по оценкам аналитиков, в 2015 году в России доля смартфонов с поддержкой LTE составит 15 % в общих продажах смартфонов. Еще одной важной технологической тенденцией развития смартфонов становится переход на беспроводную зарядку смартфонов (за счет электромагнитной индукции, когда электроэнергия передается через магнитные поля от электрокатушки в устройстве зарядки к катушке в заряжаемом устройстве). И если первоначально такая схема зарядки была реализована в смартфонах Lumia 920 и подставке Wireless Charging Plate от Nokia, то сегодня ее поддерживают более 30 моделей смартфонов, в том числе от LG и HTC. Третьим технологическим трендом, по мнению аналитиков, является поддержка смартфонами NFC. В J’son & Partners Consulting верят в большой рыночный потенциал этой технологии, поскольку в ее развитии заинтересованы не только поставщики услуг (банки, мобильные операторы, платежные системы, вендоры, розничные магазины и пр.), но и сами пользователи. И наконец, последний перспективный тренд – это гибкие дисплеи, на основе которых можно будет создавать смартфоны, которые можно будет гнуть и сворачивать. В исследовании отмечается, что сегодня гибкими дисплеями занимаются Samsung и LG, а первые такие устройства могут поступить в продажу уже через 1 – 2 года.
Доля продаж смартфонов в России, поддерживающих ту или иную технологию, %. Данные J’son & Partners Consulting
Стоит отметить, что на глобальном рынке смартфонов доминируют лишь два игрока, что легко заметно по операционной выручке, получаемой с каждого устройства. Если у Apple по итогам 2012 года она составляет $224, а у Samsung $44, то у всех остальных игроков этот показатель на порядок ниже: у LG и HTC по $3, у Nokia – $1, а далее идут убыточные RIM, который теряет $24 с каждого проданного устройства, Motorola (-$26) и Sony (-$6). Исключение составляет лишь Sharp с положительной доходностью с каждого устройства в $13. Поэтому производители смартфонов всячески пытаются повысить стоимость своих устройств, а наиболее «раскрученной» и востребованной премиум-характеристикой, за которую готовы платить пользователи, как раз и являются LTE и NFC. Однако в Strategy Analytics уверены, что «битва за LTE» уже проиграна двум вендорам – Samsung и Apple, на долю которых пришлось свыше 70 % поставок устройств с поддержкой LTE. Поэтому в Strategy Analytics советуют вендорам подготовиться к следующей волне, сделав ставку уже сейчас на LTE-Advanced (true 4G), которая придется на 2014 год. Да, аналитики этой компании советуют вендорам также подумать и об эре post-Android, начав выбор альтернативы (Windows Phone, Mozilla OS). В России об этом думать пока рано, так как все технологические тренды приходят к нам с некоторым опозданием с Запада, но, по данным Strategy Analytics, в 2011 – 2012 гг. доля ОС Android прекратила свой рост в США, начав впервые падать (более подробно в аналитическом материале по итогам встречи с представителями Strategy Analytics от 6 марта 2013 г.).