«Альфа-Бизнес Мобайл»: мобильный банкинг пришел в корпоративный сектор

«Альфа-Банк» объявил о выпуске мобильного приложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Альфа-Бизнес Мобайл». Старт проекта состоялся в начале сентября, когда в интернет-магазинах Google Market и Apple AppStore появились соответствующие приложения для ОС Android и iOS. С их помощью клиенты «Альфа-Банка», являющиеся юридическими лицами, получили возможность совершать мобильные транзакции по шаблонам, заранее подготовленным через систему интернет-банкинга «Альфа-Клик». Новизна решения состоит в том, что корпоративному рынку впервые предложена полноценная система дистанционного обслуживания с возможностью проведения корпоративных платежей через смартфон.

На первый взгляд, отличий от мобильного обслуживания физических лиц не так уж и много. Однако, это только внешнее сходство. Важное отличие – это система авторизации, которая строится во многом иначе, чем в мобильном банкинге для физических лиц. При этом, доступ к корпоративным счетам допускает параллельную работу как с мобильного смартфона, так и со стационарных компьютеров в офисе. Это требует применения совершенно иных механизмов контроля за авторизацией платежей и их безопасностью. Как отметил руководитель блока «Массовый бизнес» «Альфа-Банка» Михаил Повалий, решение является уникальным для российского рынка и необходимо для развития банковских услуг, - со временем оно неизбежно появится и у других банков, став массовой услугой.

«Альфа-Банка» уже давно занимается развитием мобильного направления и интернет-банкинга. Так, в начале 2000-х гг. именно «Альфа-Банк» стал одним из первых участников на российском рынке банковских интернет-услуг для частных лиц. В те годы мало кто верил, что доступ к банковским услугам через Интернет станет одним из главных направлений развития любого банка. Сегодня это уже реальность, и банки соревнуются между собой, понимая, что интернет-услуги – это база для развития в будущем. Теперь пришло время для развития корпоративного направления интернет-банкинга.

«Создание корпоративных приложений можно назвать трендом 2013 года. – комментирует событие руководитель пресс-службы компании QIWI Юлия Мансурова, - Так же как в прошлом году были популярны игровые мобильные приложения, в текущем разработчики занялись созданием корпоративных приложений, причем спектр решаемых задач весьма широк. Например, СМИ с их помощью продают новостной контент, крупные корпорации оптимизируют внутренние коммуникации. Поскольку доверие пользователей уже по большей мере завоевано, и клиенты банков активно используют приложения для проведения операций, те же клиенты в качестве представителей компаний смогут легко перейти на корпоративные мобильные приложения при условии качественного юзабилити и удобного функционала».




«Альфа-Банк» 24 сентября провел в Digital October пресс-конференцию «Обновленный «Альфа-Бизнес Мобайл»

Решение «Альфа-Бизнес Мобайл» ориентировано на представителей малого бизнеса и частных предпринимателей. Это подчеркивает цена тарифа за обслуживание: «59 рублей в месяц при бесплатном подключении». Цена кажется «смешной», учитывая, что приблизительно столько же стоит услуга простого SMS-оповещения в «Сбербанке» для физических лиц. Как отметил г-н Повалий, выбирая цену для нового тарифа, «Альфа-Банк» исходил из желания сделать новую услугу не только массовой, но и максимально привлекательной для клиентов. Они получают возможность мобильного управления корпоративными финансами, инструмент для мобильного выполнения банковских транзакций, фоновое противодействие фроду и мошенничеству, защиту от несанкционированного доступа. Размер тарифа «59 руб/мес.» подтверждает уверенность «Альфа-Банка» в том, что со временем новой услугой будет пользоваться практически каждый клиент банка. «В настоящее время клиентская база системы интернет-банкинга «Альфа-Клик», - продолжает со-руководитель блока «Транзакционный бизнес» «Альфа-Банка» Дмитрий Калмыков, - насчитывает около 110 тыс. корпоративных клиентов, из них приблизительно 75 тыс. – это клиенты с годовой выручкой не более 300 млн рублей. Новая услуга направлена именно для них».

Согласно мировой статистике, активность пользователей, которые начинают использовать мобильные приложения в дополнение к традиционным средствам банка, увеличивается на 30 %. Поэтому новая услуга выгодна всем – и клиентам, и банку.



Руководитель блока «Массовый бизнес» «Альфа-Банка» Михаил Повалий

Для того чтобы начать работать с услугой мобильного банкинга, клиентам надо скачать на смартфон соответствующее приложение, подключившись к магазину приложений соответствующей платформы. Формат предоставляемой услуги выстроен из двух частей: финансовые и информационные операции. Финансовые операции проводятся только по шаблонам, заранее оформленным через интернет-банкинг «Альфа-Клик». В настоящее время разрешены платежи только в рублевой валюте. «Это ограничение, - как отметил Михаил Повалий, - связано, прежде всего, с тем, что рублевые платежи пользуются наибольшей популярностью среди корпоративных клиентов. Однако в будущем «Альфа-Банк» планирует распространить услугу также на другие валюты». Информационные сервисы охватывают просмотр актуальных остатков на счетах, в том числе с учетом всех «замороженных» сумм, получение мини-выписки, а также блок информационных нефинансовых сервисов. В этой части клиент может прочитать новости банка, узнать местонахождение ближайших банкоматов с поддержкой юридических лиц, получить список ближайших отделений банка, воспользоваться геосервисом для позиционирования найденных адресов на карте города.

Статистика мобильного банкинга в средних и крупных банках США (конец 2012 года)

Надежность и безопасность мобильных платежей обеспечена механизмом двухфакторной авторизации. После заполнения полей и выдачи команды, клиент получает на свой смартфон SMS-код от банка, который необходимо ввести для подтверждения платежа. Это - мобильный аналог цифровой подписи. При желании клиент может заменить его обычной цифровой подписью, которой будет подписан платежный документ через интернет-банк «Альфа-Клик»; это может сделать, например, главный бухгалтер после санкционированного директором платежа со своего смартфона.

В настоящее время Альфа-Банк ведет разработку механизма усиленной квалифицированной подписи для клиентов, которым необходима более высокая степень защиты. Тем не менее, как подчеркнул Михаил Повалий, применяемая сейчас «SMS-авторизация, несмотря на свою простоту, подчас защищает лучше, чем более сложная технология с применением токенов. Альфа-банк постарался выстроить систему так, чтобы она была удобной для клиентов, но при этом обладала необходимой степенью надежности». Безопасность работы «Альфа-Бизнес Мобайл» подкреплена также использованием антифрод-системы Intellinx.



Структурная схема антифрод-системы Intellinx

Мобильный характер выполнения банковских операций накладывает свой отпечаток на работу клиентов. Вероятность возникновения спорных ситуаций при мобильном банкинге выше, чем при офисной работе, особенно на этапе его освоения. Поэтому клиентам важно быть уверенным в то, что в случае возникновения спорных ситуаций банк способен предоставить необходимые данные для подтверждения законности выполненного платежа. «Мы не раскрываем подробности, - прокомментировал этот вопрос Дмитрий Калмыков. – Но можем сказать, что все параметры, необходимые для разбора спорных ситуаций - адреса, параметры платежа, сумма, время, логи, подпись – сохраняются. Поэтому клиенты могут быть уверены в достоверности проводимых ими операций. Банк, который работает с 5 млн физических лиц (такое количество частных клиентов было зарегистрировано в августе у «Альфа-банка»), имеет соответствующий опыт».

Следует учитывать также следующее. Хотя с точки зрения клиентов банковский перевод совершается моментально, реальный перевод денег между банками выполняется с иными сроками. Поэтому в случае выявления ошибки после совершения банковской операции, клиент в течение определенного времени может обратиться в банк, с тем, чтобы приостановить выполнение запущенной транзакции. Эта возможность доступна как для работы с системой «Альфа-Клик», так и для мобильного способа выполнения транзакций.




Со-руководитель блока «Транзакционный бизнес» «Альфа-Банка» Дмитрий Калмыков

За период, прошедший со 2 сентября, когда мобильные версии «Альфа-Бизнес Мобайл» стали доступны пользователям, было зарегистрировано более 3000 загрузок для устройств iOS и около 2000 загрузок для платформы Android. «Первые отзывы наших клиентов говорят о востребованности приложения», – отметил в заключении директор по развитию систем самообслуживания «Альфа-Банка» Вадим Белопольский.


Директор по развитию систем самообслуживания управления расчетного бизнеса блока «Транзакционный бизнес» «Альфа-Банка» Вадим Белопольский

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: финансы, QIWI, смартфоны