ЭОС провел «Осенний документооборот-2013»

Вчера в Москве состоялась традиционная осенняя общеотраслевая конференция по электронному документообороту, организованная компанией «Электронные Офисные Системы» (ЭОС), на которую зарегистрировалось более 360 представителей 200 госведомств и бизнес-сообщества России и стран СНГ. Ключевая тема мероприятия нашла отражение в его названии - «Новое лицо электронного документооборота». Эксперты ЭОС и приглашенные спикеры рассказали собравшимся о текущих рыночных трендах, определяющих в итоге и новый облик систем электронного документооборота. В пленарной части конференции была также отмечена активизация отраслевого регулятора – Минкомсвязи, который начинает играть все более заметную роль на рынке, причем далеко не всегда положительную.

Открывая пленарную часть конференции, председатель совета директоров компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Владимир Баласанян отметил, что в следующем году компании исполнится 20 лет, и, как говорят многие, - это возраст российского рынка электронного документооборота. К этой дате компания подходит с тремя центрами разработки – к Москве и Коврову добавился еще и Минск. Сегодня у ЭОС более 6 тыс. клиентов и более 550 тыс. рабочих мест в России и странах СНГ, а также 260 партнеров.

И чтобы понять, почему у систем электронного документооборота появляется «новое лицо», г-н Баласанян рассказал о том, что вообще сегодня представляют российские системы электронного документооборота (СЭД). По его словам, при сравнении отечественных СЭД с системами управления контентом (ЕСМ), обнаруживается, что они намного сложнее. Это связано с тем, что российские системы должны поддерживать традиционные для нашей страны документационные процессы, - делопроизводство и, естественно, отражать корпоративную и отраслевую специфику. Однако, самое сложное в том, что все это базируется на бумаге. Поэтому российские СЭД должны уметь работать не только с электронными документами, но точно также уметь работать и с бумажными со всеми вытекающими отсюда последствиями в виде печати, копирования, сканирования, учета копий и т.д. В результате, - отечественные СЭД становятся в 2-3 раза сложнее, чем просто системы электронного документооборота и управления контентом.

Кроме того, до сих пор далеко не все руководители хотят или умеют работать в системах, поэтому отечественным СЭД необходимы функции замещения, а также перераспределения их функций между другими сотрудниками. Владимир Баласанян привел в этой связи аналогию с перепиской по электронной почте с человеком, у которого просто нет компьютера, - примерно в такой же ситуации находятся и разработчики СЭД. При этом, самым существенным является то, что конечным результатом работы всех систем электронного документооборота являются бумажные документы, - распечатанные, подписанные, разосланные, тиражированные и, в конечном итоге, сданные в архив.


Председатель совета директоров компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС) Владимир Баласанян

 

Тем не менее, по словам г-на Баласаняна, именно 2013 год был связан с целым рядом новых вызовов, в какой-то мере став даже переломным, когда активную роль начали представители уже нового поколения пользователей, воспитанных на вездесущем проникновении мобильных устройств. И если раньше к СЭД 15 лет назад относились как к средству автоматизации работы лишь делопроизводителей, то сегодня на систему смотрят уже как на средство организации работы бизнеса или государственного управления. Другим важным вызовом 2013 года стала необходимость межкорпоративного электронного документооборота, - СЭД уже не интересны лишь как внутренние системы организаций, они должны обеспечивать и работу с внешними контрагентами. Кроме того, все крупные распределенные холдинги, государственные учреждения и ведомства с региональными филиалами стремятся связать все в единую сеть. Здесь Владимир Баласанян привел в качестве примера СЭД «ДЕЛО» в Ростовской области, которая за два года разрослась с 1,5 до 5 тыс. рабочих мест за счет муниципалитетов и сельских поселений, - в итоге, в области сегодня вообще запрещен бумажный документооборот (см. интервью с Министром информационных технологий и связи Ростовской области Германом Лопаткиным от 16 ноября 2012 г.). При этом, возможны самые разные технологии организации работы десятков тыс. рабочих мест, как у некоторых других заказчиков ЭОС, в рамках одной системы, в рамках нескольких связанных.

И, наконец, технологическим вызовом является необходимость начала использования облачных технологий, когда серверы и ПО находятся удаленно, при этом, заказчик платит не за лицензии, а за использование сервиса (SaaS). Кроме того, мобилизация высших руководителей (губернаторы, министры и т.д.), и популярность среди них планшетов, в особенности Apple iPad, вызывает необходимость мобилизации деятельности и их подчиненных в СЭД. В системах появились коммуникационные порталы, бизнес-процессы (деловые процессы для госсектора). Поэтому, в целом, - прошедший период дал очень много нового.

 

Власть была представлены лишь Ильей Массухом (стоит в центре), - в настоящее время президентом Фонда информационной демократии, а в прошлом - заместителем главы Минкомсвязи

 

«В последнее время, для решений из госсектора также стало актуальным предоставление электронных государственных услуг. Однако, при разработке концепции никто не подумал о том, что, в принципе, их предоставление в органах власти на любом уровне ведется из систем электронного документооборота. И создавать какую-то новую параллельную системам документооборота инфраструктуру, - это означает просто не учитывать сложившиеся на рынке реалии. Поэтому сегодня и существуют огромные проблемы в продвижении электронных госуслуг. Мы же одними из первых на рынке предложили готовое, уже работающее, решение. Из всех наших систем документооборота можно организовать предоставление и госуслуг, взаимодействие с порталом госуслуг, с МФЦ, СМЭВ, другими органами власти через МЭД, - все это работает, а также активно, быстро и эффективно внедряется. Более того, я уверен, что если бы эту темы отдали производителям систем электронного документооборота, то госуслуги у нас развивались совсем иными темпами, потому что сегодня на рынке наблюдается очень высокая конкуренция и очень высокая квалификация специалистов» - прокомментировал Владимир Баласанян ситуацию с буксующим федеральным проектом госуслуг.

Как отвечает ЭОС на новые вызовы рынка – показывает статистика. По данным отчета DSS Consulting, доля ЭОС по автоматизированным рабочим местам тиражных ЕСМ-продуктов в России на конец 2012 г. составила лидирующие 40,1 %. А в государственном секторе эта доля еще выше – 46,9 %. При этом, продукты ЭОС активно внедряются не только госведомствами, но и бизнес-структурами, в том числе за пределами России. В своей презентации Владимир Баласанян представил крупнейшие из них: «Назарбаев Интеллектуальные школы», Государственный таможенный комитет и Министерство внутренних дел Республики Беларусь, «Банк БелВЭБ» (Белвнешэкономбанк), Мэрия Одессы, Медицинский центр «Оптима-фарм», «Фалькон-авто».

«Не нужно также забывать, что ЭОС является единственной на рынке компанией, которая активно занимается стандартизацией. На базе технического подкомитета по стандартизации ПК 6 нами были разработаны, а сегодня выпускаются государством два стандарта ГОСТ Р. В частности, - это «Системы электронного документооборота. Взаимодействие систем управления документами. Технические требования к электронному сообщению», - продолжение и развитие принятого ранее стандарта ГОСТ Р 53898-2010. И мы думаем, что это существенное продвижение вперед, по крайней мере, то или иное взаимодействие систем электронного документооборота, представленное в этом стандарте, больше нигде не специфицировано. Кроме того, мы очень активно участвуем в деятельности ISO- международной организации по стандартизации. В этом году мы приняли участие в обсуждении и подготовки 17 проектов стандартов и технических отчетов ISO» - отметил также г-н Баласанян.

 

Несмотря на отсутствие «высоких» гостей из Минкомсвязи на пленарой части конференции, зал оставался переполненным


И, наконец, в завершении своего выступления, г-на Баласанян отметил активизацию в последнее время государственного регулятора, а именно – Минкомсвязи. Прежде всего, было выпушено постановление Правительства РФ от 6 сентября 2012 года №890 «О мерах по совершенствованию электронного документооборота в органах государственной власти», реализация которого в итоге все-таки началась. По словам г-на Баласаняна, оно было довольно общее, хотя в нем было четко прописано о проведении эксперимента между Минкомсвязи (облачная СЭД «Практика»), Минюстом (СЭД «ДЕЛО») и Аппаратом Правительства в части регистрации в электронном виде нормативных актов. В Постановлении также отмечалось, что необходимо принять целый ряд стандартов для того, чтобы до конца 2017 года обеспечить электронный документооборот в органах власти. Владимир Баласанян отметил, что это очень важно в России, потому что бизнес подстраивается под государство, зачастую используя те стандарты и технологии, которые используют органы власти.

«Мы очень тесно взаимодействовали с Минкомсвязи по реализации этого постановления. Так получилось, что именно наша система (СЭД «ДЕЛО») установлена в Министерстве Юстиции, принимающем участие в пилотном проекте по электронному документообороту с Минкомсвязи и Аппаратом Правительства. Нас попросили на общественных началах (т.е. безвозмездно, прим. ред.) принять те пакеты, которые присылались из Минкомсвязи (СЭД «Практика») и помочь Министерству юстиции обеспечить электронное прохождение этих документов. Что мы им в итоге и сделали, и, как понимаю, об эксперименте уже все отчитались. Хотя было обнаружено огромное количество проблем, которые еще предстоит решить, поэтому только в этом отношении эксперимент следует признать успешным или проведенным» - прокомментировал Владимир Баласанян.

 

Достижения компании ЭОС, слайд из презентации Владимира Баласаняна

 

Тем не менее, далее произошло то, что г-н Баласанян и его коллеги из других компаний, оценивают очень положительно, - при Минкомсвязи был создан Экспертный совет по вопросам совершенствования электронного документооборота в органах государственной власти. В июле 2013 года состоялось его первое заседание, на котором был предложен ключевой документ, - «Регламент обмена между системами электронного документооборота органов власти» с постановкой правильной задачи. Необходимо было сделать так, чтобы документы подписывались первыми лицами непосредственно в электронном виде и являлись подлинниками. С тех прошло еще два заседания образованной рабочей группы и еще одно заседание Совета, на котором все участники могли свободно высказаться, - что-то им удается отстоять, что-то нет. Однако, с возможностью донести до руководства Минкомсвязи свою точки зрения участники Экспертного совета получили и негативный эффект. Совет носит лишь характер совещательного органа, и прикрываясь консультациями с экспертами рынка новое руководство ведомства может просто проводить непопулярные решения. Де-факто это уже происходит.

«Независимо от работы экспертного совета и не поставив в известность ни одного из его членов, неожиданно появился конкурс на создание «национальной платформы СЭД» и «национальной СЭД», подписанный директором департамента проектов по информатизации Минкомсвязи А.Черненко, - непосредственным и самым активным участником Совета со стороны ведомства. Это породило огромное количество вопросов у всех участников рынка, - и после довольно резких их оценок произошедшего на одном из отраслевых мероприятий, представители Минкомсвязи ответили в кулуарах в том ключе, что для того, чтобы что-то опровергать, необходимо сначала хоть что-то сделать. В целом, - понятная позиция, объясняющая многое» - отмечает Владимир Баласанян.

По его словам, на последнем заседании Экспертного совета, один из его участников спросил, что же в итоге намеревается создать Минкомсвязи, потому что техническое задание можно интерпретировать и как создание своеобразной шины для обмена уже установленных систем различных производителей, так и создание национальной СЭД. На что Андрей Владимирович ответил, что Минкомсвязи не собирается убивать рынок российского электронного документооборота. Это огромный высокотехнологичный рынок, было бы смешно и глупо пытаться воспроизвести то, что уже сделано, в новой системе. Однако, г-н Черненко далее заявил, что на рынке существует потребность в легких простых системах документооборота и есть организации, которым такие системы нужны и которые выражают ее. Вот для них Минкомсвязи и сделает в итоге систему.


Минкомсвязи в 2013 году явно стало проявлять повышенный интерес к рынку СЭД

 

«Я такой ответ слышал уже три раза, на что могу ответить очень просто, - не бывает уже сложных систем, рынок давно эволюционировал. А для упрощения систем нужно просто упрощать сами процессы, - ни у ЭОС ни у наших конкурентов нет желания выводить на рынок сверхсложные системы. Это лишь следствие сложности внутриведомственных процессов.  Поэтому я считаю новую попытку Минкомсвязи просто несерьезной, - заявлять о том, что нужна легкая система электронного документооборота просто бессмысленно. Вы знаете, что самой легкой системой документооборота является электронная почта. Однако, если вы работаете с приличной электронной почтой вы знаете, как сложна эта система» - отметил в заключении своего выступления Председатель совета директоров компании «Электронные Офисные Системы» (ЭОС).

Стоит отметить, что представители Минкомсвязи, в очередной раз не осмелились вступить в полемику с представителями отрасли (о предыдущем случае в частности см.материал рубрики «Электронный документооборот» от 17 сентября 2013 г.). Запланированное выступление директора департамента проектов по информатизации Минкомсвязи Андрея Черненко в рамках пленарной части «Осеннего документооборота-2013» так и не состоялось, - в самый последний момент руководство Министерства не позволило ему это сделать. Мотивация у Николая Никифорова была весьма благородной, - не должен представитель отраслевого регулятора, равноудаленного и независимого, засвечиваться на конференции одного из игроков рынка, пусть и такого крупного как ЭОС. Очевидно, что аффилированную с собой казанскую компанию «Системы документооборота», волюнтаристское внедрение в Минкомсвязи разработки этой компании -  облачную СЭД «Практика», и постоянный «кошмаринг» российского рынка новыми ее внедрениями в регионах, г-н Никифоров не воспринимает как что-то из ряда вон выходящее.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: СЭД, электронный документооборот, ЭОС, Минсвязи, конференция, регулирование